Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 15 ноября 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Новости « вернуться к списку версия для печати

Самый крупный военный объект планеты доступен для экстремального туризма

09 апреля 2005 15:41

Наш корреспондент посетила самый крупный из рассекреченных военных объектов на планете – подземный комплекс для субмарин. Из-за него древний крымский городок Балаклава около Севастополя на долгие годы превратился в один из самых закрытых и загадочных населенных пунктов СССР.

Подземная пирамида Хеопса

"Объект 825 ГТС" – так назывался в документах этот комплекс, задуманный еще Сталиным как сооружение противоатомной защиты первой категории. Вождь был потрясен результатами бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и решил таким образом защитить от нападения подводный флот, чтобы гарантировать нанесение ответного удара. Строительство подземного завода для ремонта и снаряжения субмарин началось уже после его смерти, в 1957 году, а завершилось в 1961-м.

Прелесть и своеобразие Балаклавы состоит в уникальной длинной и глубокой бухте, по одну сторону которой на горе высятся живописные развалины средневековой генуэзской крепости Чембало, а по другую – поднимается гора Таврос, что в переводе с тюркского значит "пустая". В ней-то и был сооружен целый подземный город. Его помещения были выдолблены в скале и покрыты железобетоном, толщина которого составляла 56 метров.

В случае угрозы прямого ядерного удара – а объект мог выдержать прямое попадание заряда мощностью до 100 килотонн – толстенные герметичные двери закрывались, и завод способен был самодостаточно существовать 3 года, вместив при этом 3000 человек – все тогдашнее население Балаклавы. Автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути давали возможность полностью изолировать объект от внешней среды. Здесь были прекрасно оборудованные командные пункты, хлебопекарни, склады для хранения продуктов и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые и даже комнаты отдыха.

С военной точки зрения "Объект 825 ГТС" представлял собой комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цехами для ремонта, складами для хранения торпедного и иного вооружения. Здесь было два выхода по обе стороны горы. Со стороны бухты был вход в штольню. В случае необходимости он перекрывался плавучим ботопортом, который поддувался воздухом и всплывал. Для выхода в открытое море был оборудован выпуск на северной стороне горы, который также перекрывался ботопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Чтобы можно было представить себе циклопичность этого сооружения, назову несколько цифр. Общая длина тоннеля под горой составляла полкилометра, длина потерны, где находились основные цеха, – 300 метров. Свет фонариков не давал нам возможности оценить названную экскурсоводом длину канала – 360 метров, но его видимая 12-метровая ширина и 18-метровая высота железобетонной арки впечатляла. Услышав, что глубина канала – не меньше 7 метров, никто из экскурсантов не рискнул подходить к его краю.

Неудивительно, что в штольнях могло свободно разместиться 7 подлодок основных советских проектов, а при необходимости – до 14 субмарин разных классов. Утверждают, что расчетный срок полного ремонта субмарин не превышал трех недель, и за весь 30-летний период эксплуатации объекта не было ни одного случая срыва графика ремонта судов.

Усталые подлодки

Однако всех чудес гигантского военизированного города-завода экскурсантам теперь не увидеть – о былом могуществе можно говорить только в прошедшем времени.

При разделе Черноморского флота уникальный объект был безнаказанно разграблен. В 1991 году отсюда был выведен основной состав подводных лодок, снято и вывезено уникальное оборудование, уничтожены следы секретных технологий и секретного оборудования. Остальное – трубопроводы, кабели, емкости, весь металл, даже ограждения, металлические поручни, лестницы были безжалостно вырублены, вырваны "с мясом". Кем? Неизвестно.

Теперь в лучах своих фонариков поеживающиеся от сырости и холода экскурсанты могут лишь увидеть покрытые плесенью бетонные стены с какими-то торчащими вывернутыми железяками, кое-где сохранившиеся облезлые инструкции по обращению с торпедами, рельсы с чудом сохранившейся тележкой для перевозки оружия да многотонные герметичные двери, снять которые никаким грабителям, наверное, не под силу. И еще уходящий в темноту канал с неподвижной мертвой водой, напоминающий реку забвения. Но именно эта неприкрашенная реальность гигантского сооружения, на которое некогда была потрачена уйма времени, человеческих сил, нервов, интеллекта и денег, производит потрясающее впечатление.

– Да, не зря мы боялись Советского Союза, – сказал, выйдя из штольни, Джон Хинкли из Коннектикута, который был с нами в одной группе. Вообще это удивительно – экскурсии начали проводить совсем недавно, у кассы для продажи билетов нет еще даже помещения, а в штольне уже успело побывать немало любопытствующих туристов из Польши, Канады, США, Израиля, Голландии, Франции, Германии. Говорят, у них эта экскурсия становится популярной под названием "Балаклавский экстрим".

При желании узнать о подземном заводе побольше можно расспросить о нем местных рыбаков. Все они утверждают, что во времена Союза работали на подземном заводе, и охотно рассказывают массу самых живописных подробностей, о которых не упоминают экскурсоводы.

Например, они утверждают, что с моря этот объект во времена Союза защищали специально обученные боевые пловцы и дрессированные дельфины. Рабочих-ремонтников всюду сопровождали вооруженные матросы, которые внимательно следили за работой, а потом так же под дулом автомата выводили из горы. Лодки заходили в бухту и выходили из нее только по ночам, и на эти часы в Балаклаве выключали электричество. Когда подводная лодка заходила в док и из него по технологии выпускали воду, рабочие оставались по колено в живой рыбе. Чтобы добро не пропадало, рыбу коптили собственными силами, и над горой струился вкусный дымок. При всей суперсекретности объекта он мог служить для шпионов верным признаком, что очередная усталая подлодка встала на ремонт.

Памятник? Музей? Аттракцион?

Сейчас здесь филиал Центрального музея Вооруженных сил Украины.

Что здесь будет? Музей "холодной войны"? Памятник доблести советских воинов? Символ пацифизма? В соответствии с концепцией научного совета Центрального музея Вооруженных сил Украины в будущую экспозицию намечено включить разделы по военной истории самой Балаклавы, истории Крымской войны, участию и роли Севастополя в Великой Отечественной войне и истории ВМС Украины. Для наглядности в ныне пустом канале планируется установить макеты подводных лодок, будто все еще стоящих на ремонте.

Говорят, что общая площадь всего подземного пространства под Севастополем достигает около 350 тысяч квадратных метров. Чтобы восстановить информацию обо всех подземных объектах города, специальная комиссия городской госадминистрации с 1984 по 1987 год вела поисковые работы, в ходе которых было выявлено и описано более 600 подземных сооружений: командные пункты, узлы связи, береговые батареи и казематы, хранилища для ракет, торпед, мин, пороховые погреба, хранилища техники и продовольствия, убежища для личного состава войск и населения. Можно сказать, что все отдыхавшие в Крыму во времена СССР загорали в полном смысле слова на пороховой бочке.

источник: Известия науки

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы