Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 16 ноября 2024 г., суббота     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Новости « вернуться к списку версия для печати

В Минобрнауки прошло заседание рабочей группы по воспроизводству научных кадров

31 января 2007 21:29

фото с сайта sciencerf.ru
фото с сайта sciencerf.ru
Вчера в Министерстве образования и науки прошло заседание межведомственной рабочей группы по вопросам воспроизводства кадров в научно-образовательной сфере. На встрече обсуждался проект ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", рассчитанной на 2008-2012 годы, в дискуссии приняли участие министр образования и науки Андрей Фурсенко, ректор МГУ Виктор Садовничий, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, представители Администрации Президента, МЭРТа, Минобороны, Росатома и других заинтересованных ведомств.

Основным докладчиком на заседании выступил Александр Хлунов, директор департамента научно-технической и инновационной политики Минобрнауки. Он представил ключевые моменты подготовленной программы:

• Программа рассчитана на 2008-2012 годы.
• Общий бюджет составит 57,68 млрд. рублей, из них на НИОКР – 43,07 млрд., на прочие нужды – 4,15 млрд., на капитальные вложения – 4,5 млрд. рублей, 6 млрд. планируется привлечь из внебюджетных источников.
• Планируется достичь следующих показателей:
– в год создавать от 500 до 1000 действующих ведущих научно-образовательных центров и ведущих образовательно-производственных центров,
– к 2012 году удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет должен составить 32,1% (для сравнения – в 2004 году таких исследователей было лишь 28,5%),
– количество участников школьных и студенческих олимпиад – 115 тыс. человек,
– выпуск аспирантов и докторантов участников программы – 95% в 2012 году.

Г-н Хлунов подчеркнул, что пока принимаемые государством в области научных кадров меры носят несистемный и разрозненный характер, механизмы координации отсутствуют, нет и обратной связи с ученым и образовательным сообществом. Единственное возможное решение здесь – подготовка целевой программы, несмотря на всю длительность и сложность ведомственных согласований.

Для выполнения поставленной задачи обновления кадров планируются, например, следующие мероприятия:

• Формирование ведущих научно-образовательных центров и ведущих образовательно-производственных центров в вузах, НИИ РАН, Росатома, Минобороны, Роспрома. (1000 проектов, из них 400 – естественные науки, 400 – технические, 100 – гуманитарные, 100 – специальные). Один проект рассчитан на 2-3 года и на 5 млн. рублей в год, под эти деньги надо привлечь не менее 2 докторов наук, 3 кандидатов, 3 аспирантов и 4 студентов.
• Проведение научных исследований "ведущими профессорами" и "ведущими доцентами". "Ведущие профессора" отбираются по конкурсу, всего их будет до 100 человек, каждый должен привлечь не менее 1 кандидата наук (как правило, докторанта), 2 аспирантов и 2 студентов. Стоимость проекта – 2 млн. рублей, из них не более 40% – на зарплату "ведущему профессору". "Ведущим доцентам" будет выделено по 1 млн. рублей на работу со студентами и аспирантами.
• Обучение молодых магистров и специалистов в целевых аспирантурах (до 500 проектов).

По этим трем мероприятиям основные критерии успешности – количество диссертаций и публикаций. Также планируются:

• Организация и проведение молодежных научных школ (ежегодно 200 проектов)
• Развитие внутрироссийской мобильности ученых
• Выполнение проектов "Престижные результаты молодых ученых в науке по результатам публикаций в высокорейтинговых изданиях" (ежегодно до 180 проектов)
• Выполнение инновационных проектов молодыми учеными (ежегодно до 100 проектов)
• Отбор молодых российских ученых, работающих за рубежом в ведущих научных центрах и университетах для занятия ими на конкурсной основе позиций "приглашенных профессоров-исследователей" и "приглашенных доцентов-исследователей" в госсекторе образования и науки РФ. (до 40 проектов в год, стоимость – до 2 млн. рублей ежегодно, из них на оплату труда вернувшихся на родину ученых – не более 40%).
• Отбор ученых, работающих за рубежом, для чтения курсов лекций по актуальным темам, в том числе для преподавателей вузов. (ежегодно до 80 проектов, от 0,5 до 4 млн. рублей)
• Развитие информационной инфраструктуры подготовки кадров (компьютеризированные библиотеки, сайты и БД). Расширение объемов элитной научной литературы, принятие мер по повышению престижа ведущих отечественных журналов, формирование единой БД диссертаций, разработка наукометрических процедур оценки эффективности ученых, создание обновляемого реестра ведущих российских ученых по объективным наукометрическим показателям (т.е., видимо, развитие проектов scientific.ru). (ежегодный конкурс 30 проектов, стоимостью 3-7 млн. рублей)
• Разработка методических мер по совершенствованию образования
• Формирование "исследовательских факультетов" (отбор в 2011 году до 50 двухлетних проектов стоимостью по 20 млн., не менее 16% внебюджетных средств)

Также в рамках программы готовятся мероприятия по привлечению талантливых школьников, финансированию "учителей-исследователей", проведению олимпиад, летних школ, а кроме того – строительство до 10 гостевых научных городков (домов).

После завершения выступления г-на Хлунова собравшиеся выступили с многочисленными замечаниями и предложениями.

Ректор ГУ-ВШЭ, председатель комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов отметил, что программа в целом заслуживает одобрения, но для решения вопроса с кадрами надо разобраться с двумя моментами, которые в ней остались не затронутыми.

Во-первых, это проблема вывода на пенсию ученых в возрасте. Пока что, учитывая мизерный размер пенсии, большинство пожилых ученых предпочитают занимать свои должности столько, сколько это в принципе возможно, тем самым ограничивая возможности молодежи.

Во-вторых, есть проблема с жильем, без решения которой все остальные меры во многом теряют смысл.

Ректор ВШЭ предложил для решения обоих проблем привлекать деньги вузов и регионов – создавать пенсионные фонды и способствовать постройке жилья.

Также Ярослав Кузьминов усомнился в достаточности стимулов для современных молодых ученых – в крупных городах зарплата в 1000 долларов скоро будет уже не так привлекательна даже для выпускников, а приглашать иностранных профессоров за $2000 просто нереально уже сегодня.

Опять же, г-н Кузьминов видит выход в более активном участии в процессе успешных университетов – они могут сами принимать участие в конкурсах и грантах, помимо государственных денег выделяя свои средства.

Наконец, говоря об общей концепции программы, Кузьминов отметил, что доля социально-гуманитарных наук должна быть гораздо выше запланированных 10%.

Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил больше внимания уделять олимпиадам, летним школам и специнтернатам. По мнению президента Союза ректоров, необходимо сегодня опираться прежде всего на аспирантуру, причем в первую очередь – аспирантуру РАН, а также всячески развивать отсутствующую в России, но крайне распространенную на Западе систему постдоков.

Некоторый диссонанс в общий конструктивный тон дискуссии внес в своем докладе представитель МЭРТа, который заявил, что текст программы не коррелирует с представленной ранее концепцией, не понятно, какие именно из представленных в ней индикаторов стоит применять. Чиновник спросил у собравшихся, куда предполагается деть 10.000 подготовленных кандидатов наук, при том, что по программам "Исследования и разработки" и др. их требуется всего 2.5 тысячи, а также заявил, что общую эффективность программы нельзя подсчитывать с помощью формулы, как это задумано ее авторами.

Создатель проекта scientific.ru Борис Штерн предложил в дополнение к "ведущим профессорам" и "ведущим доцентам" добавить "ведущего научного руководителя" – позицию, под которую можно будет получить небольшой индивидуальный грант, и привлечь одного ученика. Такая более гибкая схема сможет, по мнению г-на Штерна, обеспечить передачу знаний от старшего поколения к младшему, что сегодня особенно актуально.

Итог дискуссии подвела помощник Президента Джахан Поллыева – сегодня России нужно наладить простое воспроизводство кадров, и тут ошибки (как, например, с системой оплаты труда в РАН) повторять нельзя, иначе к 2012 году, когда ожидается демографический провал среди абитуриентов вузов, мы придем неподготовленными. Поэтому всяческие затягивания принятия программы, в т.ч. МЭРТом, совершенно недопустимы.

Иван Стерлигов

источник: ScienceRF.ru

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы