|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
В Нижегородском государственном университете имени Лобачевского прошло выездное заседание Российского Союза ректоров19 января 2007 00:54
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, комментируя визит, заявил журналистам: "В Нижегородской области сегодня ищется системное решение важной для всей страны проблемы – как сделать так, чтобы человек, получив образование, был востребован в соответствии с полученной специальностью". Как сделать так, чтобы российское высшее образование, с одной стороны, вернуло себе репутацию самого конкурентоспособного в мире, а с другой – полностью удовлетворяло запросы работодателей к выпускникам вузов в условиях инновационной экономики? Решению этих вопросов и было посвящено заседание, на котором в частности обсуждалось, как реализовать соглашения о стратегическом партнерстве Российского Союза ректоров, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского Союза промышленников и предпринимателей (работодателей), Деловой России и "ОПОРА России", о государственных образовательных стандартах, направлениях и уровнях высшего профессионального образования, принятые на прошлогоднем восьмом съезде Союза ректоров. Сам факт серьезного обсуждения такой темы, как считает "Российская газета", знаменует серьезный поворот в образовательной политике – отныне образование будет соответствовать не только внутренним стандартам, но в первую голову текущим требованиям реального бизнеса и промышленности. Только при соблюдении этого условия можно реализовать перевод отечественной экономики на инновационные рельсы, без чего в условиях международной интеграции и конкуренции России вряд ли удастся эффективно существовать. Менее глобальная, но не менее значимая цель проекта – сделать так, чтобы выпускник высшего учебного заведения имел возможность получить работу сразу же по выходу из альма-матер, оправдывая вложения, сделанные в него государством либо частными структурами. Именно об организационных формах и способах инвестирования в учебный процесс много говорилось в ходе заседания. Здесь сегодня существует целый спектр возможных решений: от эндаумента – системы, при которой частная структура передает университету средства с условием их инвестирования в определенную область – до открытия кредитных линий для студентов с возможностью погасить долг по окончании учебы. В резолюции заседания были названы перспективными предложения о создании поощрительных условий и налоговых преференций для бизнеса, совершающего инвестиции в сферу высшего образования, в том числе и понижение ставки единого социального налога. Ректор МГУ им. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров Виктор Садовничий сказал, в настоящее время отмечается несоответствие уровня и направлений подготовки специалистов требованиям работодателей и развитию рынка труда. Одним из выходов, по его мнению, может стать создание на базе вузов корпоративных образовательных структур совместно с крупными компаниями, которые давали бы своеобразный заказ на подготовку специалистов – так называемых корпоративных университетов, когда заключаются договоры с крупными компаниями и создаются миникафедры для обучения нужных им специалистов. В.Садовничий привел в пример опыт МГУ, который заключил договор с рядом бизнес-структур, таких как "АФК-система, "Базовый элемент" и "Роснефть". В расположенных на базе предприятия лабораториях и цехах студенты могут работать над конкретным заказом и по окончании вуза рассчитывать на трудоустройство. Также В.Садовничий озвучил предложение разработать специальную программу "Кадры" с участием Союза ректоров России и предпринимательского сообщества. По его мнению, нужно создать комиссию, которая бы проработала комплекс вопросов, связанных с подготовкой кадров, в том числе, создание рейтинга вузов, поступление заказа на подготовку кадров со стороны бизнеса, финансовое обеспечение этой деятельности и другие мероприятия. В свою очередь Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в своем выступлении заявил о необходимости разработки рейтингов специальностей и конкретных выпускников российских вузов. По его словам, бизнес всерьез озабочен нехваткой квалифицированных кадров. Предпринимательское сообщество интересует в первую очередь качество подготовки конкретных выпускников и их соответствие рынку труда. В связи с этим А. Шохин считает необходимым разрабатывать не просто рейтинги университетов, но разрабатывать их для конкретных специальностей и выпускников этих заведений, сообщает НТА-Приволжье. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко считает, что при модернизации системы образования одной из важнейших задач является обеспечение адекватного финансирования каждого бюджетного места в российских вузах. По словам А.Фурсенко, объем средств бизнеса, направляемых на развитие высшей школы, постепенно повышается. В то же время ежегодно увеличивается бюджетное финансирование высшей школы. Так, если 2 года назад финансирование 1 бюджетного места в вузе составляло в среднем чуть более 20 тыс. рублей в год, то в 2006 году оно достигло 40 тыс., в 2007 году, вероятно, составит более 50 тыс. рублей. Однако, считает министр, качественный уровень подготовки специалистов, требующихся государству в современных условиях, может быть обеспечен только при условии обеспечения реального финансирования вузов. "Мы не должны заниматься профанацией и говорить, что средства дает бюджет, а на самом деле этого не хватает и на половину того, что делает вуз", – заявил А.Фунсенко. Он подчеркнул, что систему образовательных кредитов необходимо развивать, но они не должны быть заменой бесплатному образованию. По мнению министра, необходимо стремиться к тому, чтобы студенты, которые хотят учиться, могли получить образование за счет государства. Диалог бизнеса и власти, по словам А.Фурсенко, позволит повысить планку ответственности студентов за получаемое ими образование. Министр заявил, что лейтмотивом большинства выступлений стало обсуждение системы ответственности за подготовку кадров и роли высшей школы в развитии экономики страны. Однако, по мнению А.Фурсенко, следует также вести речь и об ответственности студентов. Он отметил, что после окончания вуза по ряду направлений менее 10% выпускников идут работать в соответствии с полученной специальностью. Взаимодействие работодателей и системы образования позволит скорректировать процесс подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда. Это станет важным сигналом к повышению ответственности студентов, поскольку в этом случае, считает А.Фурсенко, выпускникам сложнее будет оправдать себя тем, что они не имеют сведений о том, в каких специалистах нуждается российский бизнес на современном этапе развития. Он также отметил, что на сегодняшний день только порядка 15-20% учатся так, "как мы бы хотели". По его мнению, нужно, чтобы, с одной стороны, студенты боролись за получение знаний и понимали, как смогут их применить в последующей жизни, а с другой стороны, имели возможность получить эти знания именно там, где они учатся. Также А.Фурсенко сообщил, что в настоящее время разрабатывается целевая программа "Научно-педагогические кадры РФ". Он отметил, что правительство занимается разработкой комплексных изменений в системе профессионального образования. В то же время, считает министр, параллельно с этим должны приниматься текущие меры по поддержке профессоров, вузов. По его словам, такие меры будут предусмотрены в данной программе. Полномочный представитель Президента РФ в ПФО Александр Коновалов считает необходимым выделить конкурентоспособные вузы России. Он отметил, что российское образование необходимо перевести на инновационные рельсы и прагматизировать саму систему образования. По мнению полпреда, необходимо создать эффективную систему финансовой поддержки вузов и помочь выпускникам вузов наиболее выгодно продать свои навыки, знания и таланты. Для этого, как заявил А.Коновалов, нужно создать специальную систему, которая поможет отобрать лидеров и конкурентоспособных студентов с точки зрения их профессиональной подготовленности. В постановлении, принятом по итогам заседания, как сообщает NewsNN , говорится, что Совет считает целесообразным и впредь сотрудничество между ВУЗами и объединениями работодателей. Также совет Союза ректоров поддерживает практику заключения партнерских соглашений между отдельными вузами и конкретными предприятиями в направлении развития инновационно-ориентированных образовательных программ и научных исследований. Для реализации данных проектов совет считает необходимым сформировать рабочую группу по подготовке законодательных инициатив, направленных на реализацию соглашений о стратегическом партнерстве, и обратиться к руководителям ведущих объединений работодателей – Российскому союзу промышленников и предпринимателей (работодателей), Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Деловой России и Опоре России – с предложением принять участие в ее работе
Советам ректоров высших учебных заведений федеральных округов, субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) совместно с объединениями работодателей совет РСР рекомендует активизировать деятельность по профессиональной ориентации учащихся и трудоустройству молодых специалистов.
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |