Учителя обратились к Путину и Медведеву с петицией против "оптимизации" школьного образования
05 декабря 2012 16:27
Скриншот с сайта www.change.org Ведущие учителя лучших московских школ обратились к президенту РФ Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву с открытым обращением в поддержку физико-математических школ и других профильных школ, а также школ для детей с девиантным поведением и ограниченными физическими возможностями. Письмо вызвано как итогами "оптимизации" школ, так и принятием проекта "Закона об образовании" в первом чтении. Это обращение опубликовано на сайте change.org и открыто для подписания.
"Школы должны быть разными", – говорится в начале открытого письма. – "Реформа образования разрушает систему обучения детей с особыми потребностями в образовании и уничтожает школы, специализирующиеся на обучении детей, не вписывающихся в формат массовой школы: одаренных детей, детей с повышенной учебной мотивацией, детей с ограниченными физическими возможностями, в том числе детей, проходящих надомное обучение, а также детей с девиантным поведением". Среди подписантов петиции – Николай Николаевич Константинов, учитель математики школы №179, заслуженный соросовский учитель, лауреат премии Правительства России в области образования, организатор известных математических олимпиад.
Учителя считают, что курс на унификацию школьного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих особые потребности, грозит разрушением созданной в стране системе школьного образования. Авторы петиции обращают внимание на то, что безо всякого научно-методического обоснования, механически друг с другом сливаются школы, обучающие детей с разными потребностями. "На смену разрушаемой системе специальных школ не приходит ничего другого: нет продуманных программ работы с разными категориями учащихся в общем потоке…", – говорится в обращении.
Авторы письма уверены, что идущая в России "оптимизация" школ "уже значительно ухудшила положение школ для детей с повышенной учебной мотивацией". По их мнению, нормативно-подушевое финансирование "означает отказ от оригинальных спецкурсов, индивидуальных учебных планов, самостоятельных научных исследований, возможности лабораторной и экспедиционной работы", так как все это невозможно в рамках массовой школы. Учителя напоминают о том, что если недавно "с помощью нормативно-подушевого финансирования массово закрывали сельские школы, теперь рассматривается вопрос о школах для детей с особыми образовательными потребностями".
В петиции также делается акцент на принятый недавно в первом чтении проект закона "Об образовании", который, по мнению подписантов, подписывает школам с повышенной учебной мотивацией детей "смертный приговор, так как ни лицеев, ни гимназий, ни школ с углубленным изучением отдельных предметов там просто не предусмотрено".
Авторы обращения потребовали законодательного закрепления статуса образовательных учреждений для учеников с особыми образовательными потребностями. Они также выступили за разработку альтернативной системы государственного финансирования образовательных учреждений, которая позволит эффективно функционировать малокомплектным, в том числе сельским школам, а также школам для детей с ограниченными физическими возможностями, для детей с девиантным поведением, авторским школам и для детей с повышенной учебной мотивацией. Они также считают, что необходимо прекратить процесс слияния школ до проведения независимого мониторинга эксперимента по "оптимизации" школ и широкого обсуждения его результатов.