Главная     сегодня: 19 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное

Мир отмечает День космонавтики

12 апреля 2011 16:54

Советский космонавт Юрий Гагарин. Фото с сайта www.rosbalt.ru
МОСКВА, 12 апреля. В мире отмечают 50 лет со дня полета Юрия Гагарина. Как передают "Вести", советский космонавт стал первым человеком, побывавшим на орбите. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур успешно стартовал корабль "Восток".

За 108 минут он совершил виток вокруг земного шара. Через несколько часов имя Гагарина знал весь мир.

За прошедшие со дня исторического полета десятилетия человечество сделало большой шаг в освоении космического пространства: люди научились долго жить и работать на околоземной орбите, запускать различные аппараты к ближним и дальним планетам и кометам, не только мечтать о пилотируемых полетах на Марс, но и готовиться к ним, передает ИТАР-ТАСС. За это время сформировался так называемый "клуб космических держав" — стран, отправивших в космос своих представителей или космические аппараты, но всё-таки большинство основных прорывов в этой области связаны с одной страной, которая раньше называлась СССР, а теперь зовется Россией.

Первый космонавт Земли (Юрий Гагарин), первый групповой полет кораблей "Восток", первый выход в открытый космос (Алексей Леонов), первая женщина-космонавт (Валентина Терешкова), первая стыковка в космосе и переход из одного корабля в другой, первая орбитальная станция, первая женщина, отработавшая несколько часов в открытом космосе (Светлана Савицкая), первая женщина, совершившая длительный полет (Елена Кондакова), самый длительный космический полет (Валерий Поляков — более 437 суток), рекорды по общей продолжительности пребывания в космосе (Сергей Крикалев — более 803 суток за 6 полетов) и работы в безвоздушном пространстве (Анатолий Соловьев — более 82 часов за 16 выходов) и многие другие рекорды вписаны Россией в историю мировой космонавтики. Только пилотируемую "лунную гонку" (после смерти гениального конструктора Сергея Королева в 1966 году) СССР проиграл США, и нога советского космонавта так и не ступила на пыльную лунную поверхность. Однако благодаря результатам советских миссий автоматических станций, отправленных на Луну, Марс и Венеру в советское время, Россия по-прежнему остается в лидерах по научным исследованиям планет Солнечной системы.

Полет Юрия Гагарина, считает академик РАН, Нобелевский лауреат Жорес Алфеов, является символом взлета, порыва, успеха в научном, технологическом, даже моральном развитии страны. "Поле Гагарина — это был огромный праздник,– естественно, праздник для всех, — вспоминает он. — В то время ставили задачи, которые нужно было решать, а под эти задачи мы просили деньги. А сегодня стало всенаоборот — задача не решить проблему, а задача добыть деньги". Тем не менее, академик убежден, что к России не подходит и никогда не будет подходить фраза: "Мы думали, вы отстали надолго, а вы, оказывается, отстали навсегда", поскольку в стране сохранились люди, "способные развивать эти направления".

Несмотря на некоторые "провалы" в развитии отрасли, связанные с недофинансированием 1990-х годов и начала этого века, Россия остается ведущей космической державой. Так, она сохраняет ключевую роль в международном проекте МКС: после завершения полетов шаттлов в этом году все экипажи, состоящие из космонавтов и астронавтов разных стран, будут доставлять на орбиту только российские корабли "Союз". В прошлом году страны-участники проекта договорились продлить срок эксплуатации станции станции до 2020 года.

С прицелом на будущие завоевания Вселенной Россия в этом году начинает строительство нового космодрома Восточный в Амурской области. Создание нового космодрома позволит России выводить в космос со своей территории аппараты различного назначения, в том числе и для межпланетных экспедиций, а также запускать пилотируемые корабли, которые в настоящее время стартуют только с космодрома Байконур в Казахстане. Первый запуск космического аппарата (КА) с Восточного запланирован на 2015 год, а первый пилотируемый старт — на 2018-й.

По мнению директора NASA Чарльза Болдена. первый полет Юрия Гагарина в космос был "фантастическим достижением". "До Гагарина люди никогда не покидали нашу планету. Но самое главное заключается в том, что за ним пошли другие, и сейчас уже несколько сотен человек побывали в космосе", — сказал он. Глава NASA также отметил, что "Гагарин стал человеком, который осуществил мечту".

По мнению абсолютного рекордсмена по общей продолжительности работы в космосе Анатолия Соловьева, "полет Гагарина круто изменил многие судьбы, стал для многих мечтой, песней, которую надо спеть красиво". И вот уже 50 лет эту гордую песню покорителей Солнечной системы поют не только в России и США, но и во многих странах мира.

Это историческое событие открыло путь развитию пилотируемой космонавтики и исследованию космического пространства. Несколько дней назад Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 12 апреля — Международным днем полета человека в космос.

Планируется, что 12 апреля президент РФ Дмитрий Медведев совершит визит в Центр управления полетами (ЦУП) в подмосковном Королеве. Помимо торжестенных мероприятий, посвященных Дню космонавтики и 50-летию полета Юрия Гагарина в космос, президент примет участие в сеансе связи с МКС, пишет "КП".

Вечером в честь юбилея в Москве будет дан салют из 50 залпов.

источник: Росбалт