Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 24 апреля 2024 г., среда     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Новости « вернуться к списку версия для печати

Творческие вузы против Болонского процесса

03 августа 2005 14:28


Два знаменитых петербургских вуза – Академия театрального искусства и Консерватория имени Римского-Корсакова – завершили нынешнюю приемную эпопею. Но ректоры не могут гарантировать будущим актерам и музыкантам безмятежные пять лет учебы, так как им грозит переход на двухступенчатую систему "бакалавр – магистр". Руководители творческих вузов пока не сумели убедить чиновников в том, что имеют право на исключение из общих правил Болонского процесса.

Представители творческих вузов категорически против предполагаемой системы, когда после трехгодичного бакалавриата лишь каждый десятый студент сможет продолжить обучение в магистратуре. Они даже дополнили пассаж технарей "не пустим болонку в оборонку" своим: "бакалавр – сбоку лавр". Главный аргумент таков: в искусстве человек начинает учиться будущей профессии зачастую с пяти-шести лет, а не с первого курса университета или академии. Поэтому стремление привести творческие вузы вместе со всеми остальными к одному "болонскому" знаменателю – нонсенс. По словам консерваторских профессоров, за три года они успеют подготовить не музыкантов, а "эстрадников низкого пошиба".

– Говорить о том, что сначала надо получить общее образование, а потом уже уходить в узкую специализацию, – утверждает ректор Петербургской консерватории Александр Чайковский, – все равно что с шести лет учить ребенка играть на всех инструментах – что в принципе невозможно. Принять человека в консерваторию, допустим, по классу рояля, а потом сказать – а теперь-то ты и начнешь учиться играть на скрипке или на трубе. С нашей точки зрения, это полный бред. Или – что значит бакалавры и магистры в балете? 20 фуэте прокрутит – значит, бакалавр, а 32 – уже магистр?

По словам Чайковского, с ним солидарны руководители всех российских консерваторий. С одной стороны, ректоры творческих вузов согласны с высказыванием министра Фурсенко о том, что у каждой профессии и каждого вуза –– своя специфика. С другой стороны, настаивают на том, что у образования в сфере искусства – специфика особая. И что многое они умеют делать лучше, чем европейские коллеги.

– Мудрым чиновникам из министерства, – говорит ректор Академии театрального искусства Лев Сундстрем, – которые модернизируют образование, кажется, что нас так немного – в стране 7 театральных вузов и 10 консерваторий. Мол, мы сначала всех под одну гребенку, а потом как-нибудь разберемся. А потом разбираться будет уже очень сложно. Я вовсе не против того, что нас тянут в Европу. Но реформаторы никак не хотят понять, что у нас – особое образование в сфере искусства, музыки, хореографии. Вот недавно приезжал мой коллега из Лондона. Мы его привели на учебный спектакль в наш Учебный театр. Вошли – полный зал, студенты еще на ступеньках сидят. Он взмахнул руками и сказал: "В Лондоне учебный спектакль больше 50 человек никогда не соберет!"

У обоих ректоров, которые в данном случае выступают единым "театрально-музыкальным" фронтом, нет аллергии ни к слову "магистр", ни в целом к реформе образования, ни к самому Болонскому процессу. Они согласны с тем, чтобы выпускники, например, после пятого курса именовались магистрами. Но искусственный разрыв образовательного маршрута и формула "три плюс два", по их мнению, разрушит уникальную систему обучения в творческих вузах. В итоге экономия от системы "бакалавр-магистр" будет грошовая, а потери огромные. Ректоры считают, что реформу нужно провести так, чтобы сохранить общие принципы образования в сфере искусства и дать творческим вузам свободу маневра. "Мы готовы быть гибкими в этом Болонском процессе. Но не жить по жестким схемам – так, чтобы ни шагу в сторону", – рассуждает Лев Сундстрем.

– Если государство хочет сократить расходы на образование, – объясняет Александр Чайковский, – то в консерватории можно, допустим, сделать трех– или четырехгодичный курс. Тогда нужно изменить все существующие стандарты, резко сократить количество предметов: оставить 4-5 профилирующих вместе со специальностью. Но это уже потребует колоссальной ломки и огромного сокращения штата педагогов. И я не уверен, что это будет правильно. Хотя Бетховен, скажем, два года учился. Но он учился только двум вещам – контрапункту и собственно сочинению, да еще брал уроки по полифонии. Правда, надо учесть, что он до того уже замечательно играл на рояле и что вообще он был гением.

Ирина Начарова

источник: Известия науки

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы