|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Министру образования и науки Андрею Фурсенко исполнилось 60 лет17 июля 2009 15:58
Сегодня, пожалуй, ни одна сфера российской политики не сравнится по накалу страстей со сферой науки и образования. Это и понятно — любые преобразования в науке и образовании затрагивают интересы самых широких слоёв населения страны. Задача модернизации этого сектора, интеграции науки, образования и промышленности сама по себе очень сложная и нетривиальная, а решать её нужно ещё и с учётом огромного количества накопленных проблем и бюджетных ограничений, преодолевая сопротивление огромной массы расплодившихся псевдонаучных и псевдообразовательных заведений. Но решать эту задачу нужно, потому что будущее России зависит от того, как быстро мы сумеем мы преодолеть оторванность образования от науки и науки от производства, повысить эффективность науки и качество образования, восстановить былую славу российской науки и развить накопленный в этой сфере потенциал. Редакция STRF.ru поздравляет Андрея Александровича с юбилеем. Мы желаем ему оставаться по-прежнему твёрдым в своих убеждениях реформатора и по-настоящему чутким в том, что касается нужд учёных. Воспользовавшись юбилеем, как поводом, мы предложили учёным, политикам, бизнесменам подвести промежуточный итог деятельности Андрея Фурсенко на посту министра:
Михаил Алфимов, "Не могу не отметить, что при Андрее Фурсенко Министерство образования и науки выстроило совершенно новую систему принятия решений. Принципиально важно, что эта система базируется на демократических инструментах и процедурах принятия решений. Обязательно с привлечением экспертного и научного сообщества создаются специальные рабочие группы, комиссии, которые готовят предложения для принятия решений органами министерства. Говорю об этом на основании собственного опыта: я сам участвовал в научно-координационном совете программы по приоритетным направлениям науки и техники. Подобная выстроенная система отличает Минобрнауки от других ведомств. И конкурсный отбор университетов, и отбор проектов по приоритетным направлениям науки и техники, то есть, по существу, распределение всех ресурсов, которыми владеет сегодня Минобрнауки, происходит с участием большого числа учёных и экспертов. Подобная система принятия решений является, на мой взгляд, главным достижением работы лично Андрея Фурсенко и его команды. Именно благодаря демократическим процедурам, на мой взгляд, в последние годы правильно выбирались и приоритетные направления, и точки приложения ресурсов. И что не менее важно, эта система заложена всерьёз и надолго. Основываясь на опыте совместной работы с Андреем Александровичем, не могу не сказать: и сам по себе он человек демократичный, человек, который умеет слушать людей и принимать решения, опираясь не только на своё понимание проблемы, но и на мнения людей, с которыми он общается и работает. Лично Андрею Александровичу я бы хотел пожелать, во-первых, здоровья, во-вторых, удачи и, в-третьих, сохранять такую же активность и бодрость. Хотел бы видеть его министром образования и дальше".
Александр Габибов, "Я искренне поздравляю Андрея Александровича с юбилеем. Считаю исключительно ценным его качеством способность оказывать эффективную адресную поддержку инновационным,"прорывным" исследованиям".
Лев Трусов "Андрей Фурсенко был первым человеком, который на государственном уровне произнёс слово „инновация“. С приходом Андрея Александровича министерство начало делать реальные шаги, чтобы повернуть нашу науку, прикладную и фундаментальную, лицом к реальному сектору экономики. Это была тяжелейшая задача в условиях России. У нас исторически сложилось так, что науке выделялись некие бюджетные деньги, они успешно тратились, и никто не спрашивал, что они принесли нашей промышленности. Впервые была выстроена система управления научными проектами, вовлекающая промышленность в реализацию перспективных идей, рождающихся в лабораториях, исследовательских коллективах и т. д. Появились проекты, ориентированные на конечный результат, внедрение на производственных площадках. Разработки перестали пылиться в виде отчётов на полках, они стали доходить до предприятий, которые в них нуждались. Наша сегодняшняя система управления научными проектами, хотя имеет национальные особенности, но её общие принципы и стандарты не отличаются от принципов, реализуемых в программах департамента энергетики США или других государственных структур, развивающих науку в ведущих странах. И хотел бы особо отметить ещё один важный момент. Хотя я далёк от сферы образования, но не могу не сказать о настоящем прорыве с введением Единого госэкзамена — это также и личное достижение министра Андрея Фурсенко. Во-первых, ЕГЭ — также один из признаков нашего вхождения в мировые стандарты, потому что именно подобные системы работают, в основном, в мире. А во-вторых, я знаю несколько конкретных примеров, когда ребята из глухой провинции, которым при старой системе вступительных экзаменов в вузы совершенно ничего бы не светило, поступили по ЕГЭ и сейчас блестящие студенты. Андрей Александрович — настоящий боец, он никогда не движется в фарватере каких-то устоявшихся, стандартных, простых решений, хотя если нужно пробиваться, доказывать, обосновывать, необходимо и мужество, и терпение. У меня большая симпатия к нему как к человеку, который не боится идти таким путём".
Александр Озерин, "Андрей Фурсенко — прежде всего личность. Как бы его любили или не любили. Всегда на виду и на слуху, не боится открыто высказывать и отстаивать свою точку зрения, активно участвует в дискуссиях. Министр — человек открытый. Со своей манерой управления, своей идеологией, сложившейся командой. Как государственный деятель в современном составе руководящих кадров страны Андрей Фурсенко находится на своём месте и вполне адекватен занимаемой должности. Из последних шести-семи министров образования и науки современной России он, несомненно, останется в истории. Это абсолютно точно. Во время его руководства Минобрнауки были предприняты активные попытки по реформированию отечественной науки, инновационного сектора. Это серьёзные шаги, которые напрямую связано с деятельностью Фурсенко. Другое дело, что воплощается реформа крайне сложно. Но это не беда и не вина министра. Просто страна в значительной степени не готова к подобным реформам, поэтому такое мощное сопротивление. Преобразования хорошо происходят только в том случае, если страна к ним готова. Готова она была царя свергнуть, хлеба не дали в Петербурге и этого оказалось достаточно, чтобы перевернуть всю страну. А сейчас Россия не готова к переходу к инновационной экономике. Поэтому попытки проводить реформы „сверху“, не находят поддержки снизу. Оценивая деятельность Андрея Фурсенко как члена правительства, который формирует и проводит политику реформирования, я считаю, что он справляется со своими задачами на все 100 процентов. Что касается целей и способов реализации этой политики, в научном сообществе мы их постоянно обсуждаем, дискутируем, в том числе на общих собраниях Академии наук. Лично я отношусь к министру уважительно. Если бы мог, я бы совершенно искренно поздравил его лично, пожелал ему успехов. Я считаю, что свои задачи он выполняет. Другое дело, что иногда приходится реализовывать то, что не всегда совпадает с его желаниями. Но делать нечего: команда играет как единое целое, одна линия, одна идея".
Александр Асеев, Свидетельство успешности этой работы министерства — увеличение финансирования многих научных организаций России, в том числе и входящих в систему Российской академии наук, а также результаты, которые демонстрируются на проводимых министерством выставках научно-технических достижений, например, „Высокие технологии, инновации, инвестиции“. К сожалению, явной ошибкой министерства явилось исключение практически всех ведущих институтов РАН из федеральной целевой программы „Развитие инфраструктуры наноиндустрии“. В качестве главного пожелания юбиляру я советую отказаться от некоторых негативных подходов в развитии научно-образовательного и научно-технического комплекса России. Необходимо отойти от противопоставления вузовской и академической науки, от противопоставления научно-технического и бизнес сообществ и ясно провозгласить курс на интеграцию и поддержку всех успешно работающих в этих сферах, в том числе и поддержку на условиях открытых и публичных конкурсов. Министерство должно быть выше корпоративных интересов разных направлений деятельности в науке, образовании и инновациях. Важное пожелание, на мой взгляд, состоит в необходимости вернуться к системе государственной аккредитации организаций, работающих в этих сферах. Лично Андрею Александровичу я желаю больших успехов по развитию науки и образования в России, здоровья и поддержки многочисленных коллективов, работающих на трудной ниве науки, образования и инноваций. Как председатель Сибирского отделения РАН, хочу заверить, что Андрей Александрович всегда является желанным гостем на Сибирской земле".
Валентин Пармон, "С Андреем Александровичем мы знакомы ещё с середины 90-х гг., и являемся во многих отношениях единомышленниками по коммерциализации научных разработок. С тех пор как Андрей Александрович работает на своем посту, российская наука смогла подняться по сравнению с предыдущим периодом, в том числе приобрела серьезные источники финансирования, недоступные ранее. Желаю ему хорошего здоровья и надёжной работы во благо всей России — в области образования и науки".
Сергей Цыганов, "Познакомился с министром образования и науки Андреем Александровичем Фурсенко, когда ещё он был замдиректора Ленинградского физтеха. Знаю его как сторонника преобразований, всегда приветствую его начинания. Сейчас ему, конечно, трудно: на науке сказывается финансовый кризис, и в этих непростых условиях ему приходится доводить до ума начатые реформы, разрабатывать методы внедрения в экономический оборот созданной за счёт бюджета интеллектуальной собственности. Но у Андрея Александровича есть необходимый опыт, знания, энергия. Я желаю ему не сдаваться перед трудностями, ведь продолжение реформаторской линии необходимо всей нашей науке".
Евгений Фёдоров, "России повезло с министром образования и науки. Андрей Александрович Фурсенко — один из людей, которые прекрасно понимают, как должна выглядеть наука в условиях рынка, что именно формирование рынка интеллектуальной собственности является необходимым условием для создания инновационной экономики в стране. Он правильно определяет приоритеты и знает, каким образом можно достигнуть намеченных целей. Уверен, что этот человек сможет привести Россию к новой экономике".
Сергей Кочетков,
Виктор Быков, "Отношусь с искренним уважением к Андрею Александровичу Фурсенко. Он идеолог конкурсной системы финансирования науки, которая даёт дополнительные стимулы тем, кто может и хочет эффективно работать. Он инициатор многих значимых проектов, в том числе нанотехнологического. В прошлом году стартовал проект по оснащению университетов машинами для обучения в области нанотехнологий, что я, как руководитель компании-производителя оборудования в этой сфере, не могу не приветствовать. Желаю Андрею Александровичу здоровья, энергии, больших успехов".
Сергей Аракелян, "Система образования неотделима от той конкретной экономической ситуации, в которой находится страна. Деятельность министра связана со стратегическими изменениями в научно-образовательной сфере, приведением её в соответствие с приоритетами государства. Всё это требует принятия подчас жёстких решений, неоднозначно воспринимаемых частью научно-образовательного сообщества. Но делается это во благо России. Главное направление деятельности министра — создание современной модели образования и поиск оптимальных путей развития высшей школы как неотъемлемой части национальной инновационной системы, в которой принципиальную роль должны играть ведущие региональные университеты. Ключевое внимание уделяется привлечению и закреплению молодёжи в науке, особенно — поддержке талантливой молодежи, что необходимо для формирования современного поколения российских ученых. Крайне важно внедрение в практику проектных методов управления в научно-образовательной сфере с оценкой результативности и эффективности деятельности учреждений науки и образования по численным показателям, поддающимся независимой внешней/общественной экспертной оценке. Этот подход позволяет осуществлять адресную поддержку сильных. Научно-образовательная сфера должна адекватно реагировать на современные вызовы открытой экономики в условиях жесткой конкуренции. В связи с этим особенную важность приобретает реализация общей концепции, включающей: обеспечение занятости молодежи через доступность образования; введение массового бакалавриата (по механизму отбора ЕГЭ); дальнейшая селекция способной молодежи через магистратуру; подготовка элиты через аспирантуру и мобильность в лучших мировых научно-образовательных центрах; непрерывность образования населения через переподготовку кадров; дополнительное и опережающее образование.
Необходимо также стимулирование, в том числе финансовыми механизмами, взаимодействия и сотрудничества научно-образовательной сферы и бизнес-сообщества, высокотехнологичных секторов экономики в рамках интеграции образования, науки и современного производства".
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |