Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 20 апреля 2024 г., суббота     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Новости « вернуться к списку версия для печати

Министру образования и науки Андрею Фурсенко исполнилось 60 лет

17 июля 2009 15:58

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта http://rosmu.ru
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта http://rosmu.ru
Андрею Александровичу Фурсенко, министру образования и науки Российской Федерации, 17 июля исполняется 60 лет. Из них пять лет — тоже юбилей — Андрей Александрович возглавляет Министерство образования и науки, которого в прежней структуре правительства не существовало.

Сегодня, пожалуй, ни одна сфера российской политики не сравнится по накалу страстей со сферой науки и образования. Это и понятно — любые преобразования в науке и образовании затрагивают интересы самых широких слоёв населения страны. Задача модернизации этого сектора, интеграции науки, образования и промышленности сама по себе очень сложная и нетривиальная, а решать её нужно ещё и с учётом огромного количества накопленных проблем и бюджетных ограничений, преодолевая сопротивление огромной массы расплодившихся псевдонаучных и псевдообразовательных заведений. Но решать эту задачу нужно, потому что будущее России зависит от того, как быстро мы сумеем мы преодолеть оторванность образования от науки и науки от производства, повысить эффективность науки и качество образования, восстановить былую славу российской науки и развить накопленный в этой сфере потенциал.

Редакция STRF.ru поздравляет Андрея Александровича с юбилеем. Мы желаем ему оставаться по-прежнему твёрдым в своих убеждениях реформатора и по-настоящему чутким в том, что касается нужд учёных.

Воспользовавшись юбилеем, как поводом, мы предложили учёным, политикам, бизнесменам подвести промежуточный итог деятельности Андрея Фурсенко на посту министра:

Михаил Алфимов,
директор Центра фотохимии РАН, академик РАН, главный редактор журнала "Российские нанотехнологии":

"Не могу не отметить, что при Андрее Фурсенко Министерство образования и науки выстроило совершенно новую систему принятия решений. Принципиально важно, что эта система базируется на демократических инструментах и процедурах принятия решений. Обязательно с привлечением экспертного и научного сообщества создаются специальные рабочие группы, комиссии, которые готовят предложения для принятия решений органами министерства. Говорю об этом на основании собственного опыта: я сам участвовал в научно-координационном совете программы по приоритетным направлениям науки и техники. Подобная выстроенная система отличает Минобрнауки от других ведомств. И конкурсный отбор университетов, и отбор проектов по приоритетным направлениям науки и техники, то есть, по существу, распределение всех ресурсов, которыми владеет сегодня Минобрнауки, происходит с участием большого числа учёных и экспертов. Подобная система принятия решений является, на мой взгляд, главным достижением работы лично Андрея Фурсенко и его команды. Именно благодаря демократическим процедурам, на мой взгляд, в последние годы правильно выбирались и приоритетные направления, и точки приложения ресурсов. И что не менее важно, эта система заложена всерьёз и надолго.

Основываясь на опыте совместной работы с Андреем Александровичем, не могу не сказать: и сам по себе он человек демократичный, человек, который умеет слушать людей и принимать решения, опираясь не только на своё понимание проблемы, но и на мнения людей, с которыми он общается и работает.

Лично Андрею Александровичу я бы хотел пожелать, во-первых, здоровья, во-вторых, удачи и, в-третьих, сохранять такую же активность и бодрость. Хотел бы видеть его министром образования и дальше".

Александр Габибов,
член-корреспондент Российской Академии наук, заведующий лабораторией биокатализа Института биоорганической химии Российской Академии наук, главный редактор журнала Acta Naturae:

"Я искренне поздравляю Андрея Александровича с юбилеем. Считаю исключительно ценным его качеством способность оказывать эффективную адресную поддержку инновационным,"прорывным" исследованиям".

Лев Трусов
генеральный директор ассоциации делового сотрудничества в области передовых комплексных технологий "Аспект":

"Андрей Фурсенко был первым человеком, который на государственном уровне произнёс слово „инновация“. С приходом Андрея Александровича министерство начало делать реальные шаги, чтобы повернуть нашу науку, прикладную и фундаментальную, лицом к реальному сектору экономики. Это была тяжелейшая задача в условиях России. У нас исторически сложилось так, что науке выделялись некие бюджетные деньги, они успешно тратились, и никто не спрашивал, что они принесли нашей промышленности. Впервые была выстроена система управления научными проектами, вовлекающая промышленность в реализацию перспективных идей, рождающихся в лабораториях, исследовательских коллективах и т. д. Появились проекты, ориентированные на конечный результат, внедрение на производственных площадках. Разработки перестали пылиться в виде отчётов на полках, они стали доходить до предприятий, которые в них нуждались. Наша сегодняшняя система управления научными проектами, хотя имеет национальные особенности, но её общие принципы и стандарты не отличаются от принципов, реализуемых в программах департамента энергетики США или других государственных структур, развивающих науку в ведущих странах.

И хотел бы особо отметить ещё один важный момент. Хотя я далёк от сферы образования, но не могу не сказать о настоящем прорыве с введением Единого госэкзамена — это также и личное достижение министра Андрея Фурсенко. Во-первых, ЕГЭ — также один из признаков нашего вхождения в мировые стандарты, потому что именно подобные системы работают, в основном, в мире. А во-вторых, я знаю несколько конкретных примеров, когда ребята из глухой провинции, которым при старой системе вступительных экзаменов в вузы совершенно ничего бы не светило, поступили по ЕГЭ и сейчас блестящие студенты.

Андрей Александрович — настоящий боец, он никогда не движется в фарватере каких-то устоявшихся, стандартных, простых решений, хотя если нужно пробиваться, доказывать, обосновывать, необходимо и мужество, и терпение. У меня большая симпатия к нему как к человеку, который не боится идти таким путём".

Александр Озерин,
член-корреспондент Российской академии наук, директор Института синтетических полимерных материалов им. Н. С. Ениколопова Российской академии наук, доктор химических наук:

"Андрей Фурсенко — прежде всего личность. Как бы его любили или не любили. Всегда на виду и на слуху, не боится открыто высказывать и отстаивать свою точку зрения, активно участвует в дискуссиях. Министр — человек открытый. Со своей манерой управления, своей идеологией, сложившейся командой.

Как государственный деятель в современном составе руководящих кадров страны Андрей Фурсенко находится на своём месте и вполне адекватен занимаемой должности. Из последних шести-семи министров образования и науки современной России он, несомненно, останется в истории. Это абсолютно точно. Во время его руководства Минобрнауки были предприняты активные попытки по реформированию отечественной науки, инновационного сектора. Это серьёзные шаги, которые напрямую связано с деятельностью Фурсенко. Другое дело, что воплощается реформа крайне сложно. Но это не беда и не вина министра. Просто страна в значительной степени не готова к подобным реформам, поэтому такое мощное сопротивление. Преобразования хорошо происходят только в том случае, если страна к ним готова. Готова она была царя свергнуть, хлеба не дали в Петербурге и этого оказалось достаточно, чтобы перевернуть всю страну. А сейчас Россия не готова к переходу к инновационной экономике. Поэтому попытки проводить реформы „сверху“, не находят поддержки снизу.

Оценивая деятельность Андрея Фурсенко как члена правительства, который формирует и проводит политику реформирования, я считаю, что он справляется со своими задачами на все 100 процентов. Что касается целей и способов реализации этой политики, в научном сообществе мы их постоянно обсуждаем, дискутируем, в том числе на общих собраниях Академии наук.

Лично я отношусь к министру уважительно. Если бы мог, я бы совершенно искренно поздравил его лично, пожелал ему успехов. Я считаю, что свои задачи он выполняет. Другое дело, что иногда приходится реализовывать то, что не всегда совпадает с его желаниями. Но делать нечего: команда играет как единое целое, одна линия, одна идея".

Александр Асеев,
вице-президент Российской академии наук, председатель Сибирского отделения Российской академии наук:

"Андрей Александрович Фурсенко несомненно войдет в современную историю российской науки, как реформатор. Его главное достижение состоит в переводе на достаточно жесткую конкурсную систему финансирования научного и образовательного комплекса России в рамках реализуемых Министерством Федеральных целевых программ. Несмотря на неоднозначную до сих пор реакцию научной общественности, в целом, по моему мнению, этот переход сыграл позитивную роль. Многим пришлось переоценить своё реальное место в российской и мировой науке с учётом в современных условий. Реально ускорился тяжелый процесс преобразования результатов фундаментальной науки в конкретные научно-технологические и производственные решения. В течение двух лет я состоял членом научно-координационного совета одной из федеральных целевых программ и был свидетелем того, сколь трудно давались министерству и лично Андрею Александровичу те или иные решения по выбору тематики лотов и прогнозированию их успеха или оценке трудностей в их реализации.

Свидетельство успешности этой работы министерства — увеличение финансирования многих научных организаций России, в том числе и входящих в систему Российской академии наук, а также результаты, которые демонстрируются на проводимых министерством выставках научно-технических достижений, например, „Высокие технологии, инновации, инвестиции“. К сожалению, явной ошибкой министерства явилось исключение практически всех ведущих институтов РАН из федеральной целевой программы „Развитие инфраструктуры наноиндустрии“.

В качестве главного пожелания юбиляру я советую отказаться от некоторых негативных подходов в развитии научно-образовательного и научно-технического комплекса России. Необходимо отойти от противопоставления вузовской и академической науки, от противопоставления научно-технического и бизнес сообществ и ясно провозгласить курс на интеграцию и поддержку всех успешно работающих в этих сферах, в том числе и поддержку на условиях открытых и публичных конкурсов. Министерство должно быть выше корпоративных интересов разных направлений деятельности в науке, образовании и инновациях. Важное пожелание, на мой взгляд, состоит в необходимости вернуться к системе государственной аккредитации организаций, работающих в этих сферах.

Лично Андрею Александровичу я желаю больших успехов по развитию науки и образования в России, здоровья и поддержки многочисленных коллективов, работающих на трудной ниве науки, образования и инноваций. Как председатель Сибирского отделения РАН, хочу заверить, что Андрей Александрович всегда является желанным гостем на Сибирской земле".

Валентин Пармон,
академик Российской академии наук, директор Института катализа Сибирского отделения Российской академии наук:

"С Андреем Александровичем мы знакомы ещё с середины 90-х гг., и являемся во многих отношениях единомышленниками по коммерциализации научных разработок. С тех пор как Андрей Александрович работает на своем посту, российская наука смогла подняться по сравнению с предыдущим периодом, в том числе приобрела серьезные источники финансирования, недоступные ранее. Желаю ему хорошего здоровья и надёжной работы во благо всей России — в области образования и науки".

Сергей Цыганов,
начальник Управления ориентированных исследований Российского фонда фундаментальных исследований, руководитель инновационного агентства Российской академии наук, доктор физико-математических наук:

"Познакомился с министром образования и науки Андреем Александровичем Фурсенко, когда ещё он был замдиректора Ленинградского физтеха. Знаю его как сторонника преобразований, всегда приветствую его начинания. Сейчас ему, конечно, трудно: на науке сказывается финансовый кризис, и в этих непростых условиях ему приходится доводить до ума начатые реформы, разрабатывать методы внедрения в экономический оборот созданной за счёт бюджета интеллектуальной собственности. Но у Андрея Александровича есть необходимый опыт, знания, энергия. Я желаю ему не сдаваться перед трудностями, ведь продолжение реформаторской линии необходимо всей нашей науке".

Евгений Фёдоров,
председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ:

"России повезло с министром образования и науки. Андрей Александрович Фурсенко — один из людей, которые прекрасно понимают, как должна выглядеть наука в условиях рынка, что именно формирование рынка интеллектуальной собственности является необходимым условием для создания инновационной экономики в стране. Он правильно определяет приоритеты и знает, каким образом можно достигнуть намеченных целей. Уверен, что этот человек сможет привести Россию к новой экономике".

Сергей Кочетков,
член-корреспондент Российской академии наук, заведующий лабораторией молекулярных основ действия физиологически активных соединений Института молекулярной биологии Российской академии наук, главный редактор журнала Acta Naturae (сообщение передано по телефону из Китая):

"Передаю свои поздравления Андрею Александровичу Фурсенко. Как человек из фундаментальной науки, он понимает потребности ученых и старается им помогать".

Виктор Быков,
генеральный директор и совладелец компании NT-MDT::

"Отношусь с искренним уважением к Андрею Александровичу Фурсенко. Он идеолог конкурсной системы финансирования науки, которая даёт дополнительные стимулы тем, кто может и хочет эффективно работать. Он инициатор многих значимых проектов, в том числе нанотехнологического. В прошлом году стартовал проект по оснащению университетов машинами для обучения в области нанотехнологий, что я, как руководитель компании-производителя оборудования в этой сфере, не могу не приветствовать. Желаю Андрею Александровичу здоровья, энергии, больших успехов".

Сергей Аракелян,
проректор по инновациям и стратегическому развитию Владимирского госуниверситета, доктор физико-математических наук, профессор:

"Система образования неотделима от той конкретной экономической ситуации, в которой находится страна. Деятельность министра связана со стратегическими изменениями в научно-образовательной сфере, приведением её в соответствие с приоритетами государства. Всё это требует принятия подчас жёстких решений, неоднозначно воспринимаемых частью научно-образовательного сообщества. Но делается это во благо России.

Главное направление деятельности министра — создание современной модели образования и поиск оптимальных путей развития высшей школы как неотъемлемой части национальной инновационной системы, в которой принципиальную роль должны играть ведущие региональные университеты. Ключевое внимание уделяется привлечению и закреплению молодёжи в науке, особенно — поддержке талантливой молодежи, что необходимо для формирования современного поколения российских ученых.

Крайне важно внедрение в практику проектных методов управления в научно-образовательной сфере с оценкой результативности и эффективности деятельности учреждений науки и образования по численным показателям, поддающимся независимой внешней/общественной экспертной оценке. Этот подход позволяет осуществлять адресную поддержку сильных.

Научно-образовательная сфера должна адекватно реагировать на современные вызовы открытой экономики в условиях жесткой конкуренции. В связи с этим особенную важность приобретает реализация общей концепции, включающей: обеспечение занятости молодежи через доступность образования; введение массового бакалавриата (по механизму отбора ЕГЭ); дальнейшая селекция способной молодежи через магистратуру; подготовка элиты через аспирантуру и мобильность в лучших мировых научно-образовательных центрах; непрерывность образования населения через переподготовку кадров; дополнительное и опережающее образование.

Необходимо также стимулирование, в том числе финансовыми механизмами, взаимодействия и сотрудничества научно-образовательной сферы и бизнес-сообщества, высокотехнологичных секторов экономики в рамках интеграции образования, науки и современного производства".

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы