Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Новости « вернуться к списку версия для печати

Андрей Фурсенко поручил разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России

12 ноября 2008 16:12

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта www.rosmu.ru
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта www.rosmu.ru
Проблема экспорта российских образовательных услуг обсуждалась сегодня на коллегии Министерства образования и науки РФ. Открывая коллегию, министр Андрей Фурсенко отметил, что с одной стороны, экспорт услуг — это продвижение образовательных стандартов России в другие страны, что расширяет сферу влияния. А с другой — оценка конкурентоспособности: если образование плохое, то никто не поедет его получать.

На сегодняшний день в 650 российских вузах обучается свыше 120 тысяч иностранных граждан, из них большая часть (70 тысяч) — граждане СНГ. В 37 филиалах ведущих вузов России (МГУ, Российского университета нефти и газа и других), которые открыты в странах ближнего и дальнего зарубежья, обучаются 25 тысяч человек.

По экспертным оценкам, доход России от экспорта образовательных услуг составляет около 350 миллионов долларов в год. В развитых странах он на порядок выше.

"На долю России приходится 3 процента от общего количества учащихся в мире иностранных граждан, — сообщил директор Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки Владислав Ничков. — Для сравнения: в США их доля составляет 22 процента, в Великобритании — 12. мы считаем, что значительный экспортный потенциал нашей системы образования используется не в полной мере".

Развитию экспорта услуг препятствуют несовершенства нормативно-правовой базы, слабое развитие инфраструктуры, в том числе социально-бытовых условий пребывания иностранных граждан, их медицинского обслуживания и обеспечения безопасности.

По словам Владислава Ничкова, для совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей экспорт услуг, принято несколько важных нормативных документов. В частности, закон о двухуровневой системе обучения, благодаря которому удастся сблизить образовательную систему России и других стран-участниц Болонского процесса. По решению правительства от 25 августа 2008 года решено увеличить ежегодный приём иностранных граждан в российские вузы до 10 тысяч человек за счёт федерального бюджета.

В рамках СНГ одобрены концепция развития дистанционного обучения и Концепция развития образования взрослых в странах Содружества. Ведётся активная работа по подписанию двусторонних соглашений о сотрудничестве в сфере образования. За последние два года такие соглашения подписаны с Молдавией, Туркменистаном и Казахстаном. Особая роль в развитии экспорта принадлежит российско-национальным (славянским) университетам совместного ведения, которые открыты в Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. Имея статус государственных образовательных учреждений России и стран-партнёров, вузы получают финансовую и организационную поддержку от обеих сторон-учредителей. За время своего существования они превратились в ведущие образовательные, культурные и научно-исследовательские центры. Сегодня в этих университетах обучается 15 тысяч человек. И в Минобрнауки считают, что их опыт необходимо распространять в других странах.

По мнению участников коллегии, для развития экспорта образовательных услуг необходимо расширять сеть подготовительных курсов: стандарты образования России и других стран серьёзно отличаются друг от друга.

Ещё одна проблема связана с введением в России единого госэкзамена. Как со следующего года будет организован приём иностранных граждан в вузы, пока остаётся непонятным. Возможно, им придётся сдавать ЕГЭ. Хотя если в своих странах они сдали выпускные экзамены, то зачем их заставлять проходить повторную аттестацию в России?

"Единым госэкзаменом мы запугали большую часть потенциальных иностранных студентов, — заявил ректор МГУ Виктор Садовничий. — Недавно я был на конференции по образованию в Китае. Первое, о чём они спрашивают — как сдавать ЕГЭ. Наверное, это не совсем нормальная ситуация".

В завершении коллегии Андрей Фурсенко подчеркнул, что невозможно говорить о перспективах развития экспорта российских образовательных услуг без стратегической программы. На сегодняшний день её нет. Специалисты не имеют чёткого представления о том, что препятствует развитию экспорта и какие необходимо принять меры для их ликвидации. Исходя из этого, министр образования в двухнедельный срок предложил создать межведомственную комиссию (из представителей Минобрнауки, МИД, Минэкономразвития и других ведомств), которые приступили бы к разработке такого документа.

Первоначальное решение коллегии не было принято. К следующему заседанию должен быть подготовлен проект предложений по обсуждаемой проблеме, с учётом озвученных замечаний и обозначенных проблем.

Марина Муравьёва

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы