|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Андрей Фурсенко поручил разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России12 ноября 2008 16:12
На сегодняшний день в 650 российских вузах обучается свыше 120 тысяч иностранных граждан, из них большая часть (70 тысяч) — граждане СНГ. В 37 филиалах ведущих вузов России (МГУ, Российского университета нефти и газа и других), которые открыты в странах ближнего и дальнего зарубежья, обучаются 25 тысяч человек. По экспертным оценкам, доход России от экспорта образовательных услуг составляет около 350 миллионов долларов в год. В развитых странах он на порядок выше. "На долю России приходится 3 процента от общего количества учащихся в мире иностранных граждан, — сообщил директор Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки Владислав Ничков. — Для сравнения: в США их доля составляет 22 процента, в Великобритании — 12. мы считаем, что значительный экспортный потенциал нашей системы образования используется не в полной мере". Развитию экспорта услуг препятствуют несовершенства нормативно-правовой базы, слабое развитие инфраструктуры, в том числе социально-бытовых условий пребывания иностранных граждан, их медицинского обслуживания и обеспечения безопасности. По словам Владислава Ничкова, для совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей экспорт услуг, принято несколько важных нормативных документов. В частности, закон о двухуровневой системе обучения, благодаря которому удастся сблизить образовательную систему России и других стран-участниц Болонского процесса. По решению правительства от 25 августа 2008 года решено увеличить ежегодный приём иностранных граждан в российские вузы до 10 тысяч человек за счёт федерального бюджета. В рамках СНГ одобрены концепция развития дистанционного обучения и Концепция развития образования взрослых в странах Содружества. Ведётся активная работа по подписанию двусторонних соглашений о сотрудничестве в сфере образования. За последние два года такие соглашения подписаны с Молдавией, Туркменистаном и Казахстаном. Особая роль в развитии экспорта принадлежит российско-национальным (славянским) университетам совместного ведения, которые открыты в Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. Имея статус государственных образовательных учреждений России и стран-партнёров, вузы получают финансовую и организационную поддержку от обеих сторон-учредителей. За время своего существования они превратились в ведущие образовательные, культурные и научно-исследовательские центры. Сегодня в этих университетах обучается 15 тысяч человек. И в Минобрнауки считают, что их опыт необходимо распространять в других странах. По мнению участников коллегии, для развития экспорта образовательных услуг необходимо расширять сеть подготовительных курсов: стандарты образования России и других стран серьёзно отличаются друг от друга. Ещё одна проблема связана с введением в России единого госэкзамена. Как со следующего года будет организован приём иностранных граждан в вузы, пока остаётся непонятным. Возможно, им придётся сдавать ЕГЭ. Хотя если в своих странах они сдали выпускные экзамены, то зачем их заставлять проходить повторную аттестацию в России? "Единым госэкзаменом мы запугали большую часть потенциальных иностранных студентов, — заявил ректор МГУ Виктор Садовничий. — Недавно я был на конференции по образованию в Китае. Первое, о чём они спрашивают — как сдавать ЕГЭ. Наверное, это не совсем нормальная ситуация". В завершении коллегии Андрей Фурсенко подчеркнул, что невозможно говорить о перспективах развития экспорта российских образовательных услуг без стратегической программы. На сегодняшний день её нет. Специалисты не имеют чёткого представления о том, что препятствует развитию экспорта и какие необходимо принять меры для их ликвидации. Исходя из этого, министр образования в двухнедельный срок предложил создать межведомственную комиссию (из представителей Минобрнауки, МИД, Минэкономразвития и других ведомств), которые приступили бы к разработке такого документа. Первоначальное решение коллегии не было принято. К следующему заседанию должен быть подготовлен проект предложений по обсуждаемой проблеме, с учётом озвученных замечаний и обозначенных проблем.
Марина Муравьёва
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |