Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, фото ИТАР-ТАССРоссии не следует активно добиваться присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО), не обеспечив конкурентоспособности ключевых отраслей своей экономики. Такое мнение высказал сегодня президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, выступая на XI ежегодной конференции инвесторов, организованной компанией "Ренессанс Капитал". "Пора прекратить проситься в ВТО, а следует ждать, пока нас начнут уговаривать туда вступить", – сказал он, отметив, что "баланс плюсов и минусов от вступления в эту организацию для России не столь очевиден".
А.Шохин указал, что когда Россия изменила режим промышленной сборки автомобилей, туда "ломанулись мировые автопроизводители". Президент РСПП отметил, что аналогичным образом можно было бы изменить режимы привлечения международного капитала в других отраслях. Хотя это, по его словам, не вполне соответствует стандартам ВТО. Как пояснил А.Шохин, в случае перенесения опыта автопрома на другие отрасли России потребуется согласовывать свои решения с другими членами ВТО, что может затруднить процесс их развития.
Заметим, что точка зрения главы РСПП по поводу вступления РФ в ВТО находит все больше сторонников, учитывая тот факт, что сами переговоры по этой процедуре постоянно затягиваются. Как заявил недавно глава Минэкономразвития (МЭРТ) РФ Герман Греф, они завершатся не раньше осени 2007г. "Пока мы говорим об осени, не уточняя даже месяца. Думаю, до осени подпишем еще несколько соглашений", – отметил министр. Ранее МЭРТ РФ сообщал, что процесс вступления России в ВТО может завершиться к концу 2007г. По срокам присоединения прогнозировалось два варианта: переговоры могут завершиться уже к концу лета или Россия становится членом ВТО к концу текущего года.
Россия провела переговоры с 56 странами – членами ВТО, получив их поддержку. Двусторонние соглашения о вступлении в ВТО у Российской Федерации пока не подписаны с Камбоджей и Гватемалой. Кроме того, остается нерешенным ряд вопросов с Грузией. Состоявшиеся 31 мая 2007г. в Тбилиси грузино-российские переговоры о вступлении РФ в ВТО завершились безрезультатно.
Напомним, Грузия 14 июля 2006г. отозвала свое согласие на вступление России в ВТО. Среди условий, предъявляемых грузинской стороной Москве, отказ от дискриминационного режима в отношении грузинского экспорта, закрытие нелегитимных КПП в Абхазии и Южной Осетии, а также урегулирование проблемы торговли акцизными марками, фальсификации продукции и интеллектуальной собственности.
Отметим также, что напряженными остаются и отношения с Польшей. Так, 27 мая с.г. президент Польши Лех Качиньский заявил, что Европейский союз (ЕС) может заблокировать вступление России в ВТО, если не будет снят запрет на поставки в РФ польского мяса, введенный в связи с нарушением польской стороной российских санитарных норм. Последние переговоры по данной проблеме, которые прошли между Россией и ЕС, завершились безрезультатно.
Заметим, что высказывание А.Шохина о необходимости заинтересованности ВТО в России подтвердил генеральный директор организации Паскаль Лами. По его словам, без России ВТО не является многосторонней, то есть такой, какой она хочет быть. Такое заявление им было сделано в ходе пленарного заседания XI Петербургского экономического форума 10 июня с.г. П.Лами отметил, что ВТО была создана 50 лет назад, в то время, когда мир был другим. Поэтому П.Лами считает необходимым завершить переговоры об изменении общей системы ВТО таким образом, чтобы она соответствовала текущей ситуации.
Ключевой вопрос для России при вступлении в ВТО – энергоносители.
Предлагаю посмотреть на этот вопрос еще вот с какой стороны.
Возьмите глобус, и взгляните на Россию. Если у Вас в руках карта мира-лучше отложите ее в сторону. Карта в данном случае может только ввести в заблуждение. А на глобусе иногда – тайное становится явным: Россия – по-настоящему северная страна. У нас – значительно холоднее, чем в других странах ВТО.
А это означает, ко всему прочему, что у нас в себестоимости любой продукции, от чугуна до программного обеспечения включительно, – значительно большей будет доля энергоресурсов. Любые производственные здания нужно отапливать, любую технику, даже для обслуживания и ремонта – предварительно отогревать. Вы когда-нибудь видели, как на морозе сливают мазут из цистерн, чтобы подать его в котельную? Его отогревают паром, и при этом до 40% тепловой энергии, вырабатываемой котельной, уходит на ее собственные нужды, т.е., на подогрев и слив мазута.
Поэтому себестоимость любой продукции, производимой в России, при прочих равных условиях, даже при наличии самых передовых технологий, будет на 10-25 процентов выше, чем в большинстве других странах ВТО.
Насколько важна эта разница в несколько процентов? Представляется, что она является принципиальной. В современных условиях жесткой конкуренции, разница в себестоимости даже в доли процента, часто приводит к выбору альтернативного варианта инвестирования. Тем более, что даже небольшая разница в себестоимости продукции (например, 5%) может означать различие в прибыльности на 30-40%, что и предопределит выбор потенциальных инвесторов.
До сих пор указанная географическая особенность России компенсировалась обилием и низкими внутренними ценами на энергоресурсы.
Например, наша сталелитейная промышленность – до сих пор конкурентоспособна, и добивается выхода на мировой рынок, несмотря на то, что ее основная технология – старые добрые мартеновские печи, которые в 10-15 раз более энергоемки, по сравнению с электрическими конвертерами. К которым уже давно перешел весь цивилизованный мир.
Конечно, в странах Запада достаточно умных людей, которые все эти вещи прекрасно понимают. И добросовестно отстаивают экономические интересы своих государств: если обязать Россию поднять внутренние цены на энергоресурсы до мирового уровня – единственным "плюсом" для россиян от вступления ВТО станет уменьшение долларовых цен на подержанные иномарки на 10-15 процентов. Зато много других "плюсов" получит Запад.
Прибавьте к сказанному еще и российские расстояния. У нас в себестоимости продукции неизбежно будет также выше доля транспортных расходов. А в транспортных расходах – самая большая доля (30-50%), – опять те же самые энергоносители.
В общем, от вступления в ВТО Россия может и "выиграть", и "проиграть". И все определяется тем, на какую ценовую политику в отношении энергоресурсов удастся "раскрутить" м-ров Грефа и Кудрина.
Добавить комментарий
Обсуждение материалов доступно только после регистрации.