|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Наука в сетях мастерства02 ноября 2008 06:12
Без общения и взаимодействия исследователей, специализирующихся в конкретных областях знаний, научный прогресс невозможен. Организационные формы таких коммуникаций широко варьируются — от публичных научных ассоциаций и экспертных групп, до закрытых исследовательских сообществ и клубов. Совсем недавно появился новых вид таких объединений — сети мастерства.
Справка: Новая ERA в науке В марте 2000 года на лиссабонской сессии Европейского совета перед государствами Евросоюза была поставлена амбициозная задача: через 10 лет стать пространством "экономики знаний", "динамичной и конкурентоспособной в мировых масштабах экономической зоной". Переход к "экономике знаний" предполагалось совершить за счёт создания единого внутреннего рынка, проведения скоординированной политики, отвечающей всем требованиям информационного общества, и активной финансовой поддержки научных исследований и разработок (НИОКР). Что касается последнего, то планировалось, что к 2010 году объём отчислений на науку в каждом государстве Евросоюза достигнет трёх процентов от национального ВВП. Хорошее финансирование — конечно, дело правильное и необходимое, но явно недостаточное. Построение "экономики знаний" предполагает наличие широкой интеллектуальной базы, которая немыслима без коммуникаций и удобной инфраструктуры в сфере науки и технологий. Для решения именно этих задач Еврокомиссия разработала концепцию единого европейского исследовательского пространства — ERA (European Research Area), понимаемого прежде всего как "зона свободного перемещения исследователей и технологий с целью повышения уровня сотрудничества научных центров и университетов, стимулирования конкуренции между ними и достижения лучшего распределения интеллектуальных ресурсов". Одним из инструментов поддержания и продвижения планов инициаторов ERA стали так называемые сети мастерства (Networks of excellence, NoE), запущенные в рамках 6 Рамочной программы Евросоюза. Вопрос первый. Что это такое — сеть мастерства? Чаще всего сеть мастерства определяют как партнёрство, направленное на накопление критической массы исследовательских ресурсов и создание научной экспертизы, необходимой для обеспечения лидерства в той или иной области знаний. "Это на бумаге, а на практике европейский проект NoE представляет собой формальное сетевое объединение на основе профессиональных интересов с крайне избирательными критериями членства и относительно высокими барьерами входа, о которых, кстати, свидетельствует само название “сеть мастерства”", — поясняет основатель одной из первых в России сетей мастерства, профессор ГУ-ВШЭ Ольга Третьяк. Стать членом сетей NoE можно только по рекомендации одного из её участников, причём ими могут быть только организации или их структурные подразделения, расположенные в разных странах (это условие обязательное), а не отдельные исследователи. Что касается финансирования сетей мастерства, то деньги на программу даёт Еврокомиссия, а уже внутри NoE средства распределяются, как правило, на основе заранее разработанной совместной программы деятельности, которая ежегодно уточняется. Небольшая часть проектов финансируется через конкурс грантов. Кстати, в отличие от научных фондов, в которых подать заявку на грант может практически любой, главное, чтобы исследовательский проект соответствовал заранее заданным критериям, в конкурсе заявок NoE принять участие и получить доступ к её ресурсам могут только члены самой сети.
Справка STRF: Поданные заявки рассматривает координационный совет, который отвечает не только за распределение уже имеющихся средств, но и за привлечение внешних источников финансирования. После того как все гранты находят своих обладателей, начинается мониторинг избранных или победивших научных работ, что, в свою очередь, помогает вовремя обнаружить "мёртвые зоны" исследований, объяснить и остановить соответствующие научные проекты быстрее, чем это могло бы сделать изолированное подразделение НИИ или университета. Координационный совет далеко не единственный орган управления NoE. Помимо него существуют исполнительный и научный комитеты, экспертная группа и группа этических норм и стандартов, которые отвечают за коммуникации с Еврокомиссией, контроль соответствия поведения участников заданным стандартам, оценку прогресса NoE и т.п. "Функции управления сетью могут исполняться одной или несколькими группами индивидуальных участников, или даже осуществляться независимой управляющей компанией, как это происходит, например, в проекте PRIME, где этим занимается французская некоммерческая организация ARMINES", — уточняет г-жа Третьяк. Вопрос второй. А как у нас? В России одной из первых сетей мастерства можно считать запущенный на базе кафедры маркетинга Высшей школы экономики проект "Развитие форм межфирменной кооперации: сети и взаимоотношения". Подобно европейским аналогам, деятельность этой сети мастерства развивается в трёх основных направлениях: интеграция (обмен опытом, разработка общих методик, координация направлений исследований, совместный поиск финансирования и прочее), совместные исследования и проекты (международные полевые исследования и проекты межстрановых сопоставлений) и распространение знаний через образование и дискуссии (конференции, семинары и круглые столы).
Справка STRF: Однако на этом сходство и заканчивается. Прежде всего, в отличие от европейских NoE, изначально задуманных как формальные межорганизационные сети, российский проект представляет собой сеть индивидуальных исследователей (в неё может вступить практически любой теоретик и/или практик в области маркетинга). На сегодняшний день к сети "Развитие форм межфирменной кооперации: сети и взаимоотношения" подключены более 100 участников — в основном преподаватели дисциплин экономического профиля из шести стран: России, Австралии, Дании, Эстонии, США и Узбекистана. Эта сеть во многом основана на социальных связях, а её развитие главным образом шло за счёт инициативы из "административного центра" в ГУ-ВШЭ. Кстати, именно поэтому совместная деятельность участников российской сети построена на комплексе неформальных норм, а не на соглашении, как в европейских сетях. Во-вторых, исследования, которые проводятся в рамках сети мастерства "Развитие форм межфирменной кооперации: сети и взаимоотношения", пока держатся на голом энтузиазме. Правительство их не финансирует. В своё время оно только предоставило средства на создание инфраструктуры и на пилотные инициативы по распространению знаний (в данном случае государственное финансирование, прекратившееся в мае 2007 года, шло в рамках инновационной образовательной программы по приоритетному нацпроекту "Образование"). По словам Ольги Третьяк, с точки зрения механизмов финансирования российская инициатива скорее напоминает такие инструменты инновационной политики ЕС, как специальные проекты по координации и поддержке научных исследований (см. справку STRF). Однако поскольку её главная цель заключалась в объединении и структурировании деятельности экспертов, исследовательских ресурсов, а в дальнейшем и координации научных разработок, этот проект было решено назвать сетью мастерства. Сети мастерства были не единственным инструментом по созданию единого европейского исследовательского пространства. Еврокомиссией был разработан целый ряд таких средств: Интегрированный проект (Integrated project), Целевые исследовательские проекты (Specific Targeted Research Projects), Инициатива по координации (Coordination action) и Специальная инициатива поддержки (Specific support action). Однако по словам экспертов, NoE — самый масштабный инструмент кооперации, разработанный в Рамочных программах ЕС в течение 1998—2008 годов. Своеобразие российской сети мастерства её создатели в первую очередь объясняют теми трудностями, с которыми им пришлось столкнуться ещё на стадии разработки проекта. Во-первых, "в России, в отличие от той же Европы, существуют барьеры между сферами науки и образования, — рассказывает профессор Третьяк. — В силу сложившейся традиции в нашей стране грантовая поддержка вузовских исследований не представлена в том объёме, как за рубежом. Лишь несколько ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга могут похвастаться тем, что ведут активную научно-исследовательскую деятельность. Поэтому если европейские проекты создавались с прицелом на интеграцию существующих исследований, то нашей целью прежде всего была модернизация системы высшего образования, в которой основной акцент был бы на исследовательской компоненте. А это задача намного сложнее". Во-вторых, в нашей стране пока ещё нет развитой системы взаимодействия представителей власти, академического и делового сообществ, благодаря которой возможна поддержка таких сетей мастерства. В-третьих, возникли неожиданные трудности, связанные с низкой активностью региональных участников проекта. "Они, скорее, были готовы потреблять готовые знания, чем участвовать в их создании, — рассказывает г-жа Третьяк, — но надо отметить, что в настоящее время картина меняется". После того как было проведено несколько конференций и произошло личное знакомство членов сети друг с другом, некоторые региональные участники даже стали проявлять собственную инициативу.
Справка STRF: Кстати, рост инициативы со стороны регионов, по мнению г-жи Третьяк, может оказаться основным фактором дальнейшего развития сети. При этом в будущем по организационной структуре она будет напоминать неформальное научное сообщество (каким является IMP Group), так и европейские сети мастерства. Кроме того, организации такого типа могут оказаться незаменимыми в воспитании молодых научных кадров. Ведь участие в межстрановых исследованиях, которое является непременным условием для каждого члена сети мастерства, с одной стороны, позволяет привить молодым учёным интерес к научным исследованиям, а с другой, вырастить из них исследователей высокого мирового уровня. Поэтому большинство международных проектов сети мастерства "Развитие форм межфирменной кооперации: сети и взаимоотношения" уже сейчас ориентировано именно на молодёжь.
При подготовке статьи использованы: Автор выражает благодарность Ольге Анатольевне Третьяк за предоставленные материалы.
Альфия Булатова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |