Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/789.html (версия для печати)

  Дискуссии

Наука в сетях мастерства

02 ноября 2008 06:12

Заведующая кафедрой маркетинга факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Ольга Третьяк. Фото с сайта www.strf.ru
Заведующая кафедрой маркетинга факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Ольга Третьяк. Фото с сайта www.strf.ru

Без общения и взаимодействия исследователей, специализирующихся в конкретных областях знаний, научный прогресс невозможен. Организационные формы таких коммуникаций широко варьируются — от публичных научных ассоциаций и экспертных групп, до закрытых исследовательских сообществ и клубов. Совсем недавно появился новых вид таких объединений — сети мастерства.

Справка:
Третьяк Ольга Анатольевна, заведующая кафедрой маркетинга факультета менеджмента ГУ-ВШЭ, доктор экономических наук, профессор, одна из инициаторов создания в России сети мастерства "Развитие форм межфирменной кооперации: сети и взаимоотношения", которая была основана на базе кафедры маркетинга ГУ-ВШЭ в рамках реализации инновационной образовательной программы по приоритетному нацпроекту "Образование"

Новая ERA в науке

В марте 2000 года на лиссабонской сессии Европейского совета перед государствами Евросоюза была поставлена амбициозная задача: через 10 лет стать пространством "экономики знаний", "динамичной и конкурентоспособной в мировых масштабах экономической зоной". Переход к "экономике знаний" предполагалось совершить за счёт создания единого внутреннего рынка, проведения скоординированной политики, отвечающей всем требованиям информационного общества, и активной финансовой поддержки научных исследований и разработок (НИОКР).

Что касается последнего, то планировалось, что к 2010 году объём отчислений на науку в каждом государстве Евросоюза достигнет трёх процентов от национального ВВП.

Хорошее финансирование — конечно, дело правильное и необходимое, но явно недостаточное. Построение "экономики знаний" предполагает наличие широкой интеллектуальной базы, которая немыслима без коммуникаций и удобной инфраструктуры в сфере науки и технологий. Для решения именно этих задач Еврокомиссия разработала концепцию единого европейского исследовательского пространства — ERA (European Research Area), понимаемого прежде всего как "зона свободного перемещения исследователей и технологий с целью повышения уровня сотрудничества научных центров и университетов, стимулирования конкуренции между ними и достижения лучшего распределения интеллектуальных ресурсов". Одним из инструментов поддержания и продвижения планов инициаторов ERA стали так называемые сети мастерства (Networks of excellence, NoE), запущенные в рамках 6 Рамочной программы Евросоюза.

Вопрос первый. Что это такое — сеть мастерства?

Чаще всего сеть мастерства определяют как партнёрство, направленное на накопление критической массы исследовательских ресурсов и создание научной экспертизы, необходимой для обеспечения лидерства в той или иной области знаний. "Это на бумаге, а на практике европейский проект NoE представляет собой формальное сетевое объединение на основе профессиональных интересов с крайне избирательными критериями членства и относительно высокими барьерами входа, о которых, кстати, свидетельствует само название “сеть мастерства”", — поясняет основатель одной из первых в России сетей мастерства, профессор ГУ-ВШЭ Ольга Третьяк.

Стать членом сетей NoE можно только по рекомендации одного из её участников, причём ими могут быть только организации или их структурные подразделения, расположенные в разных странах (это условие обязательное), а не отдельные исследователи. Что касается финансирования сетей мастерства, то деньги на программу даёт Еврокомиссия, а уже внутри NoE средства распределяются, как правило, на основе заранее разработанной совместной программы деятельности, которая ежегодно уточняется. Небольшая часть проектов финансируется через конкурс грантов. Кстати, в отличие от научных фондов, в которых подать заявку на грант может практически любой, главное, чтобы исследовательский проект соответствовал заранее заданным критериям, в конкурсе заявок NoE принять участие и получить доступ к её ресурсам могут только члены самой сети.

Справка STRF:
До появления сетей мастерства в Европе подобная программа под названием Networks of Centers of Excellence (NCE, Сети центров мастерства) существовала в Канаде ещё с 1989 года. В 2005 в рамках деятельности международной организации Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) начала свою работу Сеть центров мастерства (Network of Centres of Excellence, NOCE). Однако в отличие от сетей NoE, основной целью создания которых является всё-таки преодоление фрагментарности европейских научных исследований, эти программы решали иные задачи. Так, NCE прежде всего была направлена на изменение культуры исследований и на повышение "коммерческой" ориентации вузов. А целью NOCE было в первую очередь повышение мобильности и совершенствование навыков исследователей из развивающихся стран. При этом спектр поддерживаемых ею исследований очень широк: это и сельское хозяйство, и медицина, и биотехнологии. Среди основных задач NOCE и налаживание связей в исследовательском сообществе; что сближает её с европейским проектом.

Поданные заявки рассматривает координационный совет, который отвечает не только за распределение уже имеющихся средств, но и за привлечение внешних источников финансирования. После того как все гранты находят своих обладателей, начинается мониторинг избранных или победивших научных работ, что, в свою очередь, помогает вовремя обнаружить "мёртвые зоны" исследований, объяснить и остановить соответствующие научные проекты быстрее, чем это могло бы сделать изолированное подразделение НИИ или университета.

Координационный совет далеко не единственный орган управления NoE. Помимо него существуют исполнительный и научный комитеты, экспертная группа и группа этических норм и стандартов, которые отвечают за коммуникации с Еврокомиссией, контроль соответствия поведения участников заданным стандартам, оценку прогресса NoE и т.п. "Функции управления сетью могут исполняться одной или несколькими группами индивидуальных участников, или даже осуществляться независимой управляющей компанией, как это происходит, например, в проекте PRIME, где этим занимается французская некоммерческая организация ARMINES", — уточняет г-жа Третьяк.

Вопрос второй. А как у нас?

В России одной из первых сетей мастерства можно считать запущенный на базе кафедры маркетинга Высшей школы экономики проект "Развитие форм межфирменной кооперации: сети и взаимоотношения". Подобно европейским аналогам, деятельность этой сети мастерства развивается в трёх основных направлениях: интеграция (обмен опытом, разработка общих методик, координация направлений исследований, совместный поиск финансирования и прочее), совместные исследования и проекты (международные полевые исследования и проекты межстрановых сопоставлений) и распространение знаний через образование и дискуссии (конференции, семинары и круглые столы).

Справка STRF:
PRIME (Policies for Research and Innovation in the Move towards the European Research Area — Стратегия развития научных исследований и инноваций с целью создания единого европейского исследовательского пространства) — один из наиболее успешных проектов, запущенный Евросоюзом в 2003 году. Предложение о включении в NoE новых участников вносят сами члены сети. А процедура приёма носит формальный характер и заключается в одобрении заявки, поданной в координационный совет PRIME, в состав которого входят представители всех организаций-участников сети мастерства. Избранные научные проекты периодически оцениваются научным комитетом PRIME, который состоит из шести экспертов. Общая организация NoE, права и обязанности участников, правила управления и голосования регулируются сетевым соглашением, которое подписывают все участники PRIME.

Однако на этом сходство и заканчивается. Прежде всего, в отличие от европейских NoE, изначально задуманных как формальные межорганизационные сети, российский проект представляет собой сеть индивидуальных исследователей (в неё может вступить практически любой теоретик и/или практик в области маркетинга). На сегодняшний день к сети "Развитие форм межфирменной кооперации: сети и взаимоотношения" подключены более 100 участников — в основном преподаватели дисциплин экономического профиля из шести стран: России, Австралии, Дании, Эстонии, США и Узбекистана. Эта сеть во многом основана на социальных связях, а её развитие главным образом шло за счёт инициативы из "административного центра" в ГУ-ВШЭ. Кстати, именно поэтому совместная деятельность участников российской сети построена на комплексе неформальных норм, а не на соглашении, как в европейских сетях.

Во-вторых, исследования, которые проводятся в рамках сети мастерства "Развитие форм межфирменной кооперации: сети и взаимоотношения", пока держатся на голом энтузиазме. Правительство их не финансирует. В своё время оно только предоставило средства на создание инфраструктуры и на пилотные инициативы по распространению знаний (в данном случае государственное финансирование, прекратившееся в мае 2007 года, шло в рамках инновационной образовательной программы по приоритетному нацпроекту "Образование").

По словам Ольги Третьяк, с точки зрения механизмов финансирования российская инициатива скорее напоминает такие инструменты инновационной политики ЕС, как специальные проекты по координации и поддержке научных исследований (см. справку STRF). Однако поскольку её главная цель заключалась в объединении и структурировании деятельности экспертов, исследовательских ресурсов, а в дальнейшем и координации научных разработок, этот проект было решено назвать сетью мастерства.

Сети мастерства были не единственным инструментом по созданию единого европейского исследовательского пространства. Еврокомиссией был разработан целый ряд таких средств: Интегрированный проект (Integrated project), Целевые исследовательские проекты (Specific Targeted Research Projects), Инициатива по координации (Coordination action) и Специальная инициатива поддержки (Specific support action). Однако по словам экспертов, NoE — самый масштабный инструмент кооперации, разработанный в Рамочных программах ЕС в течение 1998—2008 годов.

Своеобразие российской сети мастерства её создатели в первую очередь объясняют теми трудностями, с которыми им пришлось столкнуться ещё на стадии разработки проекта. Во-первых, "в России, в отличие от той же Европы, существуют барьеры между сферами науки и образования, — рассказывает профессор Третьяк. — В силу сложившейся традиции в нашей стране грантовая поддержка вузовских исследований не представлена в том объёме, как за рубежом. Лишь несколько ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга могут похвастаться тем, что ведут активную научно-исследовательскую деятельность. Поэтому если европейские проекты создавались с прицелом на интеграцию существующих исследований, то нашей целью прежде всего была модернизация системы высшего образования, в которой основной акцент был бы на исследовательской компоненте. А это задача намного сложнее".

Во-вторых, в нашей стране пока ещё нет развитой системы взаимодействия представителей власти, академического и делового сообществ, благодаря которой возможна поддержка таких сетей мастерства. В-третьих, возникли неожиданные трудности, связанные с низкой активностью региональных участников проекта. "Они, скорее, были готовы потреблять готовые знания, чем участвовать в их создании, — рассказывает г-жа Третьяк, — но надо отметить, что в настоящее время картина меняется". После того как было проведено несколько конференций и произошло личное знакомство членов сети друг с другом, некоторые региональные участники даже стали проявлять собственную инициативу.

Справка STRF:
IMP Group (Industrial Marketing & Purchasing Group — Группа по исследованиям в области промышленного маркетинга) — самостоятельная научная организация, где нет иерархической структуры соподчинения. Инициаторами её создания были ведущие профессора европейских вузов, специализирующиеся в области промышленного маркетинга. В настоящее время члены IMP Group активно работают в Европе, Азии, Америке и Австралии, преподают и ведут исследования в университетах разных стран, обмениваются опытом, проводят совместные семинары и конференции.

Кстати, рост инициативы со стороны регионов, по мнению г-жи Третьяк, может оказаться основным фактором дальнейшего развития сети. При этом в будущем по организационной структуре она будет напоминать неформальное научное сообщество (каким является IMP Group), так и европейские сети мастерства.

Кроме того, организации такого типа могут оказаться незаменимыми в воспитании молодых научных кадров. Ведь участие в межстрановых исследованиях, которое является непременным условием для каждого члена сети мастерства, с одной стороны, позволяет привить молодым учёным интерес к научным исследованиям, а с другой, вырастить из них исследователей высокого мирового уровня. Поэтому большинство международных проектов сети мастерства "Развитие форм межфирменной кооперации: сети и взаимоотношения" уже сейчас ориентировано именно на молодёжь.

При подготовке статьи использованы:
– доклад Networks of Excellence: Design and Implementation, Olga A. Tretyak, Maria N. Rumyantseva, Nikita I. Popov, представленный на 23 конференции IMP Group "Exploiting the b-to-b knowledge network: new perspectives and core concepts" (август—сентябрь 2007 года, Манчестер, Великобритания);
– доклад Launching a Network of Excellence in Russia: in search of new forms of interactions and partnerships, Olga A. Tretyak, представленный на форуме Relationship Marketing Summit "Time to Integrate perspectives" (декабрь 2007 года, Буэнос-Айрес, Аргентина);
– доклад "Сеть мастерства — новая форма организации исследований в области маркетинга взаимоотношений", Ольга Третьяк, Никита Попов, представленный на Международной научно-практической конференции "Преподавание и исследования в области маркетинга: вызовы XXI века" (24—25 апреля 2008 года, Санкт-Петербург).

Автор выражает благодарность Ольге Анатольевне Третьяк за предоставленные материалы.

Альфия Булатова

источник: STRF