|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
Минобрнауки предлагает учителям новые стимулы13 сентября 2016 23:51
"Сейчас разговор идет о том, чтобы ввести для учителя дифференцированную систему должностей в зависимости от сложности выполняемых задач, от ответственности, трудовой функции. И все это будет закреплено в профессиональном стандарте. Пока разговор идет о трех градациях: ведущий учитель, старший учитель, учитель", – рассказала министр образования Ольга Васильева в интервью ТАСС.
Ее инициатива не стала неожиданной. Васильева была назначена на пост в конце августа, и на первом же мероприятии, в котором приняла участие в новом качестве (Всероссийском педагогическом совете, прошедшем в Москве), министр допустила, что появятся новые должности. "Я думаю, введение системы произойдет к 1 января 2018 года, а может, и позже – профстандарты должны вводиться постепенно до 2020 года, поэтому эта работа будет продолжаться", – сказала она. В Российской академии образования (одном из ведущих учреждений из числа работающих над составлением профессионального стандарта) газете ВЗГЛЯД затруднились сказать, как будут присваиваться учительские должности и какими должностными правами и обязанностями станут обладать те, кто их занимает. "Пока такая работа еще не ведется", – отметили там. Тем не менее нельзя не заметить сходство предлагаемых изменений в профстандарт с теми, что уже существовали в позднем СССР – тогда, как и сейчас, власти задумывались о повышении престижности и качества труда учителей.
Приказом Министерства просвещения СССР в 1985 году были утверждены Правила внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ. Фактически это и было то, что сейчас называется профстандартами. Согласно пункту 39 этих Правил по результатам аттестации наиболее отличившимся педагогическим работникам присваивались звания "учитель-методист" и "старший учитель". Или, если речь идет не о школах, "воспитатель-методист" и "старший пионервожатый – методист". В результате в 1993 году Министерством просвещения было принято положение об аттестации педагогических работников, согласно которому вместо званий вводились квалификационные категории (первая, вторая и третья или высшая) – на срок не более пяти лет, с соответствующими прибавками к зарплате. Учителя, желающие больше зарабатывать, могли добровольно подать заявление о желании пройти аттестационную комиссию. Вторая категория присваивалась руководством школы, первая – районным управлением образования, высшая – министерством. В 2010 году систему существенно изменили. Приказом министерства вторая категория была отменена, а аттестация, проведение которой было поручено органам образования на уровне субъектов РФ, стала обязательной для педагогов раз в пять лет. Новые правила вступили в действие с 1 января 2011 года. И вот теперь их, похоже, дополнят.
"Я не знаю, что из этого выйдет. В любом случае мне не кажется, что введение каких-то учительских должностей – это актуальная задача образования", – поделился с газетой ВЗГЛЯД своими опасениями Леонид Кацва, учитель московской гимназии № 1543, автор нескольких учебников по истории. Мнение, которое он высказал, является типичным в учительской среде, где опасаются, что в новых условиях повторится оказавшийся в итоге неудачным позднесоветский опыт. Если обратиться к зарубежному опыту, то следует признать, что именно материальные, а не моральные стимулы обычно ложатся в основу реформ, касающихся образования. Таким путем пошли, например, США. Президент Барак Обама с момента вступления в должность взялся покончить с застарелой проблемой американской образовательной системы. А именно – низким качеством знаний, получаемых учениками так называемых public schools – школ, финансируемых за счет средств штатов, которые оканчивает большинство американских школьников из семей среднего и низкого достатка. Первым шагом в этом направлении как раз стали меры, направленные на повышение учительских зарплат и, как следствие, престижа профессии учителя. Проблему низкого уровня доходов в сфере образования понимают и в министерстве. Поэтому базовая часть зарплаты педагогических работников будет закреплена на уровне 70% от общей суммы. Об этом заявила Васильева на Всероссийском съезде сельских учителей в Чувашии. Как сообщает "Интерфакс", она пообещала, что в соответствии с поручением премьер-министра Дмитрия Медведева "мы будем сейчас готовить правовые акты для выхода на 70% базовой зарплаты – это должно касаться всех учреждений образования – и 30% стимулирующих выплат. Еще раз: 70 и 30. Это уже решенный вопрос". В последние годы базовая часть в общем размере учительской зарплаты сокращалась. А различные надбавки (вознаграждения, например за выслугу лет, премии и т. д.), напротив, росли. Иногда базовая часть составляет 10% от общей зарплаты учителя. Так как размер надбавок и их выплата фактически определяются руководством образовательного учреждения или местными властями, такая система вознаграждения за труд является одной из главных причин, почему учителя зарабатывают мало.
Олег Москвин
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |