Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/4606.html (версия для печати)

  Дискуссии

Минобрнауки предлагает учителям новые стимулы

13 сентября 2016 23:51

Фото с сайта http://rosmu.ru
Фото с сайта http://rosmu.ru
В школах не ранее 2018 года появятся новые учительские должности, которые будут присваиваться в зависимости от сложности и качества выполняемых педагогами задач. Об этом заявила министр образования Ольга Васильева. Какие стимулы необходимы для увеличения эффективности российских учителей?

"Сейчас разговор идет о том, чтобы ввести для учителя дифференцированную систему должностей в зависимости от сложности выполняемых задач, от ответственности, трудовой функции. И все это будет закреплено в профессиональном стандарте. Пока разговор идет о трех градациях: ведущий учитель, старший учитель, учитель", – рассказала министр образования Ольга Васильева в интервью ТАСС.

Ее инициатива не стала неожиданной. Васильева была назначена на пост в конце августа, и на первом же мероприятии, в котором приняла участие в новом качестве (Всероссийском педагогическом совете, прошедшем в Москве), министр допустила, что появятся новые должности.
В июне 2016 года в Новосибирске на форуме "Образование и наука – будущее России" ту же идею высказывал ее предшественник Дмитрий Ливанов. Но теперь Васильева назвала вероятные сроки, когда соответствующие изменения будут вноситься в профессиональный стандарт учителя.

"Я думаю, введение системы произойдет к 1 января 2018 года, а может, и позже – профстандарты должны вводиться постепенно до 2020 года, поэтому эта работа будет продолжаться", – сказала она.

В Российской академии образования (одном из ведущих учреждений из числа работающих над составлением профессионального стандарта) газете ВЗГЛЯД затруднились сказать, как будут присваиваться учительские должности и какими должностными правами и обязанностями станут обладать те, кто их занимает. "Пока такая работа еще не ведется", – отметили там.

Тем не менее нельзя не заметить сходство предлагаемых изменений в профстандарт с теми, что уже существовали в позднем СССР – тогда, как и сейчас, власти задумывались о повышении престижности и качества труда учителей.

Приказом Министерства просвещения СССР в 1985 году были утверждены Правила внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ. Фактически это и было то, что сейчас называется профстандартами. Согласно пункту 39 этих Правил по результатам аттестации наиболее отличившимся педагогическим работникам присваивались звания "учитель-методист" и "старший учитель". Или, если речь идет не о школах, "воспитатель-методист" и "старший пионервожатый – методист".
Однако в 1990-е система присвоения званий в соответствии с решениями аттестационных комиссий благополучно умерла. К моральным стимулам (к каковым относились и учительские звания) государство не прилагало стимулы материальные: денег даже на простые зарплаты учителям не хватало. Поэтому особого рвения в получении званий педагоги не проявляли.

В результате в 1993 году Министерством просвещения было принято положение об аттестации педагогических работников, согласно которому вместо званий вводились квалификационные категории (первая, вторая и третья или высшая) – на срок не более пяти лет, с соответствующими прибавками к зарплате.

Учителя, желающие больше зарабатывать, могли добровольно подать заявление о желании пройти аттестационную комиссию. Вторая категория присваивалась руководством школы, первая – районным управлением образования, высшая – министерством.

В 2010 году систему существенно изменили. Приказом министерства вторая категория была отменена, а аттестация, проведение которой было поручено органам образования на уровне субъектов РФ, стала обязательной для педагогов раз в пять лет. Новые правила вступили в действие с 1 января 2011 года. И вот теперь их, похоже, дополнят.

"Я не знаю, что из этого выйдет. В любом случае мне не кажется, что введение каких-то учительских должностей – это актуальная задача образования", – поделился с газетой ВЗГЛЯД своими опасениями Леонид Кацва, учитель московской гимназии № 1543, автор нескольких учебников по истории. Мнение, которое он высказал, является типичным в учительской среде, где опасаются, что в новых условиях повторится оказавшийся в итоге неудачным позднесоветский опыт.
"Учитель – такая профессия, в которую ты приходишь не для того, чтобы карьеру делать, – убежден Кацва. – Если собираются повысить заинтересованность людей в работе, то надо, извините, заработную плату повышать. В первую очередь это относится, конечно, к провинции. Там уровень заработной платы учителей иначе как непристойным назвать нельзя. А если человеку сохранить тот же уровень заработной платы, но при этом назвать его ведущим учителем, я не думаю, что у него сильно настроение улучшится. Работать, чтоб лычку пришили на погоны? Но школа – не армия, здесь такие стимулы не действуют".

Если обратиться к зарубежному опыту, то следует признать, что именно материальные, а не моральные стимулы обычно ложатся в основу реформ, касающихся образования. Таким путем пошли, например, США.

Президент Барак Обама с момента вступления в должность взялся покончить с застарелой проблемой американской образовательной системы. А именно – низким качеством знаний, получаемых учениками так называемых public schools – школ, финансируемых за счет средств штатов, которые оканчивает большинство американских школьников из семей среднего и низкого достатка. Первым шагом в этом направлении как раз стали меры, направленные на повышение учительских зарплат и, как следствие, престижа профессии учителя.

Проблему низкого уровня доходов в сфере образования понимают и в министерстве. Поэтому базовая часть зарплаты педагогических работников будет закреплена на уровне 70% от общей суммы. Об этом заявила Васильева на Всероссийском съезде сельских учителей в Чувашии. Как сообщает "Интерфакс", она пообещала, что в соответствии с поручением премьер-министра Дмитрия Медведева "мы будем сейчас готовить правовые акты для выхода на 70% базовой зарплаты – это должно касаться всех учреждений образования – и 30% стимулирующих выплат. Еще раз: 70 и 30. Это уже решенный вопрос".

В последние годы базовая часть в общем размере учительской зарплаты сокращалась. А различные надбавки (вознаграждения, например за выслугу лет, премии и т. д.), напротив, росли. Иногда базовая часть составляет 10% от общей зарплаты учителя. Так как размер надбавок и их выплата фактически определяются руководством образовательного учреждения или местными властями, такая система вознаграждения за труд является одной из главных причин, почему учителя зарабатывают мало.

Олег Москвин

источник: Взгляд.ру