|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Мы все живем в "догоняющем" образовании28 мая 2013 22:55
Если раньше муссировался тезис об избыточности нынешнего высшего образования, то теперь разговор заходит о целесообразности его существования в традиционном виде. Рассмотрим на примере обсуждения темы в Высшей школе экономики (НИУ) и на ее интернет-ресурсах. Социологи Дмитрий Диденко и Григорий Ключарев (Институт комплексных социальных исследований Российской академии наук, ИКСИ РАН), основываясь на материале массовых экспертных социологических опросов в 2009–2011 годах, делят современную систему высшего образования на две модели – "инновационную" и "догоняющую". Под последней авторами имеется в виду модель, сохраняющая черты советской системы образования. Так уж сложилось, констатируют социологи, 90% вузов, в которых обучается около 80% контингента, реализуют модель догоняющего образования. Для нее характерна ставка на общую эрудицию и подготовка специалиста – "мастера на все руки". Сохраняется тенденция к увеличению количества аудиторных занятий, которые проходят при большом стечении народа. И тенденция к росту числа контрольных мероприятий. Эта система обеспечивает сама себя, а выпускников отправляет в "свободное плавание", уверенная в том, что они выплывут в любом случае.
Инновационная модель, которая еще слаба и незаслуженно обойдена вниманием, прокладывает путь для новых специальностей и производств, считают социологи. Она очень нужна, но ее становление проходит крайне медленно. Опираясь на мнение ученых, на инновационную модель делает ставку АСИ (Агентство стратегических инициатив). Так как это агентство обслуживает интересы бизнес-класса РФ, то эксперты АСИ напирают в основном на то, что система образования должна быть очень четко привязана к рынку труда. Сейчас появилась еще более конкретная задача, сформулированная правительством, – создать в стране 25 млн. новых модернизированных рабочих мест высокой производительности.
Сразу же начинаются подсчеты, что система высшего образования способна дать обществу от 4,5 до 6 млн. человек. Еще от 5 до 7 млн. человек даст так называемое неформальное дополнительное образование (самообразование). Миграция даст от 700 тыс. до 1 млн. До 15 млн. человек обеспечит переподготовка на базе бизнеса. При этом четкого представления, что же это такое – "инновационный вуз", в России нет ни у кого. Правда, есть предложения, как их создать. Например, то же АСИ предлагает государству свою дорожную карту, в которой оговаривается, например: "профильные вузы должны быть максимально приближены к тем местам, где работают их выпускники" (?), а "любые законодательные преграды к праву бизнеса преподавать на своей территории должны быть убраны"; кампусы должны быть европейского качества и т.д. Представьте во всей этой дискуссии типичных родителей старшеклассника – 40–50-летних, едва ли прочно устроенных в этой жизни (по данным социологов, это как раз костяк тех 40 млн. человек, "непонятно чем занятых" в нашей экономике). Представьте их, которые вдруг понимают, что будущее их детей еще более туманно, чем их собственное. Они же столько лет жили мыслью, что высшее образование их ребенка – это панацея от всех бед. Теперь им пытаются сказать, что высшее образование в нашей стране – это "мулька". По-настоящему оно есть только в "трех с половиной вузах" и более – нигде. Причем накачивать ресурсами в будущем будут эти "три с половиной вуза" и "лидеров" в других вузах. Судьба остальных под вопросом. Сегодня самый главный вопрос российской семьи – вуз. Все понимают – любой ценой нужен пропуск в престижный вуз. А значит, жди махинаций при сдаче ЕГЭ… Кстати, абсолютно справедлива та реплика при обсуждении "дорожной карты" АСИ, что правительство не в полной мере учитывает ресурс самих родителей – этих 40–50-летних. Плодятся "стартапы", рассчитанные на юных и активных. А крупные и средние компании через HR-агентства вытесняют с рабочих мест через свои жесткие возрастные фильтры тех, кто перешел порог в 37 лет. На днях в Общественной палате выступал ученый из университета Бригама Янга (США) Рэндал Д. Дэй. Запомнилась его фраза о том, что даже те скромные данные, которые сегодня общедоступны, свидетельствуют о довольно сложной и тревожной обстановке в семье у нас. В США часто приводятся данные о связи материального положения с повышением уровня стресса в семейной жизни. В РФ такие исследования проводятся крайне редко. И это очень странно, по мнению ученого, потому что прежде чем строить планы, правительство должно знать, чем дышит простая семья, какими чаяниями и надеждами она живет. Ведь сильная семья, уверенно смотрящая в будущее, – залог формирования сильного общества.
Наталья Савицкая
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеАГФ
Чем же плохаобразовательная система, делающая "ставку на общую эрудицию и подготовку специалиста – "мастера на все руки". Почему "реформаторов" образования так ужасает "тенденция к увеличению количества аудиторных занятий, которые проходят при большом стечении народа, а также тенденция к росту числа контрольных мероприятий"? "Вшисты" и их последователи в правительстве не способны ответить на эти вопросы, они умеют только навешивать ярлыки. А между прочим, именно передовая советская система образования на протяжении десятилетий обеспечивала высокие темпы экономического развития и индустриальные прорывы советского общества. Нынешняя якобы "инновационная" система, активно создаваемая "вшистами", способна только деградировать с самого своего появления на свет. Добавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |