Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3014.html (версия для печати)

  Дискуссии

Мы все живем в "догоняющем" образовании

28 мая 2013 22:55

Фото Романа Мухаметжанова с сайта www.ng.ru
Фото Романа Мухаметжанова с сайта www.ng.ru
Приход лета – начало нового этапа в жизненном пути многих российских семей: они выбирают вуз для ребенка. В этом году выбор более сложен, чем в прошлом. Во-первых, прошедший учебный год продемонстрировал родителям неразбериху в системе высшего образования (обнаружились вдруг неэффективные вузы, и авторитет многих университетов подпортили фальшивые кандидаты и доктора наук). Во-вторых, на самом высоком уровне началась новая дискуссия о путях развития высшего образования в РФ.

Если раньше муссировался тезис об избыточности нынешнего высшего образования, то теперь разговор заходит о целесообразности его существования в традиционном виде. Рассмотрим на примере обсуждения темы в Высшей школе экономики (НИУ) и на ее интернет-ресурсах. Социологи Дмитрий Диденко и Григорий Ключарев (Институт комплексных социальных исследований Российской академии наук, ИКСИ РАН), основываясь на материале массовых экспертных социологических опросов в 2009–2011 годах, делят современную систему высшего образования на две модели – "инновационную" и "догоняющую". Под последней авторами имеется в виду модель, сохраняющая черты советской системы образования.

Так уж сложилось, констатируют социологи, 90% вузов, в которых обучается около 80% контингента, реализуют модель догоняющего образования. Для нее характерна ставка на общую эрудицию и подготовка специалиста – "мастера на все руки". Сохраняется тенденция к увеличению количества аудиторных занятий, которые проходят при большом стечении народа. И тенденция к росту числа контрольных мероприятий. Эта система обеспечивает сама себя, а выпускников отправляет в "свободное плавание", уверенная в том, что они выплывут в любом случае.

Инновационная модель, которая еще слаба и незаслуженно обойдена вниманием, прокладывает путь для новых специальностей и производств, считают социологи. Она очень нужна, но ее становление проходит крайне медленно.
В чистом виде вузов традиционной и инновационной модели у нас нет, констатируют исследователи. Но существенная поддержка государства уже касается тех, кто всего лишь даже заявляет о намерении проводить такую политику. Что самое интересное, в регионах при этом продолжают поддерживать вузы "догоняющей модели", потому что они выполняют важную социальную функцию (помогают передерживать в вузах молодежь, для которой в городе нет работы).

Опираясь на мнение ученых, на инновационную модель делает ставку АСИ (Агентство стратегических инициатив). Так как это агентство обслуживает интересы бизнес-класса РФ, то эксперты АСИ напирают в основном на то, что система образования должна быть очень четко привязана к рынку труда. Сейчас появилась еще более конкретная задача, сформулированная правительством, – создать в стране 25 млн. новых модернизированных рабочих мест высокой производительности.

Сразу же начинаются подсчеты, что система высшего образования способна дать обществу от 4,5 до 6 млн. человек. Еще от 5 до 7 млн. человек даст так называемое неформальное дополнительное образование (самообразование). Миграция даст от 700 тыс. до 1 млн. До 15 млн. человек обеспечит переподготовка на базе бизнеса.
Не вдаваясь в подробности, "где деньги, Зин", сама уже гонка за "человеческим капиталом" способна поменять лицо высшего образования в РФ. Особенно если каждый день говорить, что традиционная модель образования – это ощутимая обуза обществу...

При этом четкого представления, что же это такое – "инновационный вуз", в России нет ни у кого. Правда, есть предложения, как их создать. Например, то же АСИ предлагает государству свою дорожную карту, в которой оговаривается, например: "профильные вузы должны быть максимально приближены к тем местам, где работают их выпускники" (?), а "любые законодательные преграды к праву бизнеса преподавать на своей территории должны быть убраны"; кампусы должны быть европейского качества и т.д.

Представьте во всей этой дискуссии типичных родителей старшеклассника – 40–50-летних, едва ли прочно устроенных в этой жизни (по данным социологов, это как раз костяк тех 40 млн. человек, "непонятно чем занятых" в нашей экономике). Представьте их, которые вдруг понимают, что будущее их детей еще более туманно, чем их собственное. Они же столько лет жили мыслью, что высшее образование их ребенка – это панацея от всех бед. Теперь им пытаются сказать, что высшее образование в нашей стране – это "мулька". По-настоящему оно есть только в "трех с половиной вузах" и более – нигде. Причем накачивать ресурсами в будущем будут эти "три с половиной вуза" и "лидеров" в других вузах. Судьба остальных под вопросом. Сегодня самый главный вопрос российской семьи – вуз. Все понимают – любой ценой нужен пропуск в престижный вуз. А значит, жди махинаций при сдаче ЕГЭ…

Кстати, абсолютно справедлива та реплика при обсуждении "дорожной карты" АСИ, что правительство не в полной мере учитывает ресурс самих родителей – этих 40–50-летних. Плодятся "стартапы", рассчитанные на юных и активных. А крупные и средние компании через HR-агентства вытесняют с рабочих мест через свои жесткие возрастные фильтры тех, кто перешел порог в 37 лет.

На днях в Общественной палате выступал ученый из университета Бригама Янга (США) Рэндал Д. Дэй. Запомнилась его фраза о том, что даже те скромные данные, которые сегодня общедоступны, свидетельствуют о довольно сложной и тревожной обстановке в семье у нас. В США часто приводятся данные о связи материального положения с повышением уровня стресса в семейной жизни. В РФ такие исследования проводятся крайне редко. И это очень странно, по мнению ученого, потому что прежде чем строить планы, правительство должно знать, чем дышит простая семья, какими чаяниями и надеждами она живет. Ведь сильная семья, уверенно смотрящая в будущее, – залог формирования сильного общества.

Наталья Савицкая

источник: Независимая газета