|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Вузы разошлись по интересам15 ноября 2010 14:41
То, что встреча прошла в неполном составе, свидетельствует о сильном желании некоторых вузов отделиться от прочей "серой массы". Оно и понятно, почему... Задачи у "элитных" и "массовых" слишком разные. Открывая пленарное заседание, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко не преминул напомнить участникам, что именно перед ними стоит задача "обеспечить реальную интеграцию образования, науки и бизнеса, а также изменить отношение к качеству образования". Отныне эти "реальные задачи" будет решать новая структура – Ассоциация ведущих университетов России. Решение о создании такой ассоциации принималось летом 2010 года и поэтому прошло незамеченным. Нынешняя встреча – практически премьера ассоциации... Ректор СПбГу Николай Кропачев уверен, что новый вузовский союз будет содействовать развитию системы высшего образования и науки в целом. По мнению ректора Государственного университета – Высшая школа экономики Ярослава Кузьминова, ведущие университеты России несут прямую ответственность за состояние национальной системы высшего образования: "Мы обязаны не только предлагать те или иные меры, но и быть опорой государства в модернизации образования". Задачи в модернизации, рассказал ректор Кузьминов, включают в себя обеспечение прозрачности вузов для потребителей и государства, подготовку новых преподавателей для российских вузов и повышение квалификации действующих. При этом, советует ректор, нужно срочно поднять уровень финансирования в расчете на одного студента в ведущих университетах России, потому что эти студенты несут на себе особую миссию. Их преподаватель просто обязан вести научную работу, а студент в результате этого имеет более низкую учебную нагрузку. Созданием новой ассоциации, по сути, завершилась процедура оформления особых вузов в отдельный "вид". То, что рано или поздно это деление случится, знали все. В регионах вузы поактивнее, как могли, отвоевывали себе жизненное пространство. Договаривались между собой, объединялись и "укрупнялись", закрывая ненужные специальности. Не всегда это проходило гладко. Напомним, что ранее ректоры выбирались демократическим путем и были в основном из ученой среды. Новое время диктует иные формы управления университетами, призванные обеспечить модернизацию образования. Ректоров теперь назначают. И эти назначения говорят сами за себя... Ректором Приволжского федерального университета стал бывший мэр Елабуги и один из создателей особой экономической зоны "Алабуга" Ильшат Гафуров. Ректором Уральского федерального университета стал бывший премьер Свердловской области. Еще один бывший вице-губернатор перешагнул порог ректората в Арктическом федеральном университете. А бывший вице-президент Республики Саха (Якутия) возглавила Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова. И вот совсем свежий пример: ректором Дальневосточного федерального университета стал бывший замминистра образования Владимир Миклушевский. Конечно, все это люди "заслуженные и остепененные". Но в первую очередь они – управленцы, проработавшие долгое время в госструктурах. Люди, понимающие, чего от них хочет вышестоящее начальство. Теперь на них возложена миссия – поднять вузовский сектор науки. Первые федеральные университеты были созданы в 2007 году в Южном и Сибирском федеральных округах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на базе действующих вузов и академических центров в Ростове-на-Дону и Красноярске. Каждый университет получил на реализацию своих программ развития в 2007–2009 годах около 6 млрд. руб. Сегодня в России действуют семь таких вузов. Помимо федерального финансирования в проектах предусматривается активное участие бизнеса и региональных властей. Национальный исследовательский университет (НИУ) – статус, присваиваемый на конкурсной основе. Сегодня уже 29 носителей данного статуса. Важнейшими отличительными признаками НИУ, как записано в документах, являются: способность генерировать знания и обеспечивать эффективный трансферт технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации. Основная задача государственной поддержки института НИУ – вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в России высоких технологий.
Наталья Савицкая
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |