|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Образовательный бизнес ждут нелёгкие времена17 февраля 2010 23:04
Федеральное агентство по образованию провело расширенное заседание коллегии с участием министра Андрея Фурсенко, главы Рособрнадзора Любови Глебовой и других высокопоставленных гостей. Ректоров пугали ухудшающейся демографией и грозили ликвидировать неэффективно работающие вузы. Лейтмотивом практически всех выступлений заседания стала демографическая ситуация в стране. Её постепенное ухудшение вплоть до 2020 года в скором времени больно ударит по российской высшей школе. Количество одиннадцатиклассников снизится до 700 тысяч человек, а в некоторые годы — и до 600. Для сравнения — в 2006 году их было 1,2 миллиона. Соответственно сократится и набор в вузы. Вместо нынешних 7,5 миллионов студентов останется 3,5-4 миллиона. Десятки учебных заведений окажутся на грани закрытия просто потому, что учить там будет некого. Но в Рособразовании считают, что эта ситуация пойдёт только на благо высшей школе. За последние годы количество вузов неимоверно разрослось. Нынешнюю ситуацию с вузами Николай Булаев, глава Росообразования, сравнил с торговыми ларьками и киосками, которые в начале 90-х годов заполонили улицы Москвы. Нельзя допустить подобную ситуацию в системе образования. С псевдовузами надо бороться. "Настало время избавиться от “киосков”, оказывающих образовательные услуги", — подчеркнул Булаев. Вуз — не детский сад На сегодняшний день в 146 вузовских филиалах обучается менее ста студентов. В ещё 300 филиалах — менее 500. Можно ли говорить о том, что там предоставляется мало-мальски качественное образование? Вряд ли. При этом независимо от того, где находится филиал и в каких условиях он работает, его выпускники получают диплом центрального вуза даже без пометки о филиальной форме обучения. Такое положение дел категорически не устраивает чиновников. Только за последние два года Рособразование по согласованию с Минобрнауки закрыло около ста филиалов, в 2010-м планирует прекратить деятельность ещё 200. Как заверил Николай Булаев, студенты от этих мероприятий никоим образом не страдают. За всё время реформ ни одной жалобы (во всяком случае, публичной) в ведомство не поступило. Студенты продолжают обучение в других вузах. Проблемы с демографией касаются не только региональных университетов, но и московских. В одном из столичных вузов, который считается брендовым, учится 3600 человек. В прошлом году при плановом приёме в 600 абитуриентов там набрали 400. То есть через пять лет у них останется две тысячи студентов. А это значит, что ни одной полноценной кафедры не будет, преподаватели лишатся нагрузки, и возникнет реальная угроза потерять этот вуз. Выход из ситуации чиновники видят в объединении и укрупнении учебных заведений, создании университетских комплексов, в которых будут представлены все уровни профобразования — от начального до высшего. Положение, в котором в скором времени могут оказаться многие вузы, очень напоминает ситуацию с детскими садами в 1990-х. Тогда их стали активно закрывать из-за низкой рождаемости, а помещения отдавать под офисы. И только через несколько лет, когда мест в садах катастрофически стало не хватать, площади стали изымать у арендаторов и восстанавливать детсады. Однако вуз — это не детский сад. Его быстро не восстановишь. И чиновники уже сейчас об этом думают. "Мы намерены по возможности сохранить и кадровый потенциал вузов и имущественный комплекс в интересах системы образования, — подчеркнул Николай Булаев. — Вся база останется у нас. А при необходимости, в долгосрочной перспективе — при демографическом буме вузовскую систему можно будет расширить".
Справка STRF.ru: Деньги — по заслугам В 2009 году вузы по большому счёту не почувствовали экономического кризиса. Им в полном объёме выделили бюджетные деньги по всем статьям — на зарплату, коммуналку и т.д. Бюджет Рособразования в текущем году (9,7 миллиарда рублей) будет сокращён по направлению — капремонт и оборудование. В ведомстве надеются, что ввести в эксплуатацию запланированные 34 объекта удастся за счёт внебюджетных доходов вузов. В 2008 году их объём составил 120 миллиардов рублей. В основном деньги идут на зарплату, но часть средств остаётся, и их можно потратить на ремонт и укрепление материально-технической базы. "Мы много говорим о кризисе, о сложной экономической ситуации. На самом деле государство выделяет немалые ресурсы, — отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, — Если бы в 2004 году нам сказали, что образование будет получать такие средства, как сегодня, то мы бы не поверили. За последние годы наблюдался очень заметный рост бюджетного финансирования образования и науки. Сейчас наша задача — разумно распорядиться имеющимися ресурсами, сконцентрировать их на приоритетных направлениях. Если в том году концентрировались на строительстве, то смогли запустить рекордное количество общежитий. Кризис заставил нас это сделать". В логике концентрации ресурсов продолжится отбор и поддержка вузов-лидеров. В частности, создание национальных исследовательских университетов (НИУ). В настоящее время проводится второй конкурс НИУ. В первом — из 140 претендентов отобрали 12 победителей. В этот раз ожидается не менее жёсткая борьба. Министр посоветовал ректорам не надеяться на удачу, а серьёзно подойти к подготовке программ развития. Первый конкурс показал, что "программы не были выдающимися". В отдельных случаях они уступали тем, что подавались на конкурс нацпроекта. "Даже очень уважаемые вузы дали слабину, видимо, посчитав, что деньги и так придут, — сказал Андрей Фурсенко. — Такого не будет. Положение только ужесточится. Средства получат только те, кто способен грамотно ими распорядиться и добиться значимых результатов". Не до науки. Но с мечтой о свободе В России за последние годы прижилась и вполне эффективно действует конкурсная система распределения государственных средств на научные исследования. Однако далеко не все вузы стремятся воспользоваться этими возможностями. В прошлом году 81 вуз Рособразования не участвовал ни в одном конкурсе. Это значит, что научная деятельность там, скорее всего, не ведётся. Только за последние два года Рособразование по согласованию с Минобрнауки закрыло около ста филиалов, в 2010-м планирует закрыть ещё 200 Не намного лучше обстоят дела и с инновациями в вузах (см. подробнее "Инновации в вузах: вялотекущий режим"). За полгода действия ФЗ-217, позволяющего университетам и НИИ учреждать инновационные компании, при вузах было создано 166 предприятий, предоставлено более тысячи рабочих мест. "Для появления в вузе инновационной компании, должны быть созданы условия, поэтому мы не форсируем этот процесс, хотя и каждый день подзуживаем вузы на создание таких предприятий, — признался Николай Булаев. — Закон был принят по инициативе ректоров, президент обеспечил его принятие в очень сжатые сроки. Поэтому надо его использовать". Тем более, для этого предусматриваются новые возможности. Министерство образования и науки РФ подготовило два проекта постановления правительства. Первый — по конкурсу программ с общим объёмом госфинансирования (на три года) в восемь миллиардов рублей. В итоге 50-60 вузов смогут усилить инновационную составляющую своей деятельности. Ещё одна инициатива Минобрнауки — выделение хозяйственным обществам дополнительных субсидий. Из федерального бюджета на эти цели предполагается направить 14 миллиардов рублей за три года. Развитию инновационной деятельности в вузах во многом должны способствовать экономические свободы, которые предоставляются учебным заведениям, перешедшим в форму автономного учреждения (АУ). Пока в эту форму переведено два вуза — Южный и Сибирский федеральный университеты (см. "Вузовская автономия. Заманчива?"). Была проделана огромная работа. Подготовлены документы на восьми тысячах страниц. Ещё пять университетов приступили к этой же процедуре. В принципе, желающих стать автономными много, отмечают в Рособразовании. Но упирается всё в слишком сложную схему перехода. За полгода действия ФЗ-217, позволяющего университетам и НИИ учреждать инновационные компании, при вузах было создано 166 предприятий, предоставлено более тысячи рабочих мест В настоящее время Госдума рассматривает новый законопроект о бюджетных учреждениях (БУ), который перекликается с законом об АУ. Он предусматривает перевод вузов со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения госзадания. Кроме того, вузам разрешат заниматься приносящей доход деятельностью и самостоятельно ею распоряжаться. Законопроект уже утверждён в первом чтении, на 25 марта назначено второе. Ожидается, что закон вступит в силу с 1 января 2011 года. "Закон о БУ позволит по упрощённой схеме предоставить вузам экономические свободы, — сказал Николай Булаев. — Нам нужно позаботиться о введении этого закона без каких-либо потерь, чтобы это работало во благо университетов. Закон непростой, но для нас его реализация будет носить массовый характер". Вузы не хотят работать по-новому Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова сообщила, что в 2010 году её ведомство проведёт комплексную проверку 21 органа госвласти субъектов РФ и 329 образовательных учреждений, а также 261 учреждение — по контролю качества. Кроме того, рассказала об изменениях в процедуре лицензирования. Над новыми правилами Рособрнадзор работал в течение полутора лет, ожидается, что к 2011 году их утвердят. В частности, предполагается выдача вузам бессрочных лицензий, при открытии новых образовательных программ лицензии будут переоформляться. При этом, по словам Глебовой, будет усилен постлицензионный контроль. Бессрочная лицензия означает упрощённый вариант её выдачи. С 2011 года эта услуга будет предоставляться в электронном виде (в рамках реализации проекта электронного правительства). При неисполнении лицензионных требований вузам грозит штраф, а также возможно лишение лицензии. Любовь Глебова посетовала на нежелание вузов следовать новым правилам приёма абитуриентов. Многие из них до сих пор не осознали, что эти правила изменились, и их нужно выполнять. Как показала выборочная проверка, основным нарушением стало нежелание вузов сообщать сведения о правилах приёма на 2010 год, что они обязаны были сделать до 1 февраля. Среди других нарушений — уверения вузов, что третий вступительный экзамен выбирает абитуриент, хотя на самом деле это должен делать вуз, а также требование, чтобы абитуриенты представляли в приёмные комиссии заверенные копии документов. Кроме того, среди проверенных, по словам Глебовой, нет ни одного вуза, который заявил бы возможность подачи вступительных документов в электронном виде. Мало кто готов принять документы по почте. Таким образом, подчеркнула она, нарушения вступительной кампании-2010 будут аналогичными прошлогодним. Ещё один вопрос, который рассмотрели на коллегии, касался перехода на двухуровневое образование. Все подготовительные мероприятия необходимо завершить к концу этого года: перейти на новые образовательные стандарты, осуществить переподготовку профессоров. "Те 15 тысяч преподавателей, которые прошли курсы переподготовки, это капля в море, — сказал Николай Булаев. — К тому же большая часть курсов была посвящена общим вопросам, вроде "Болонский процесс в России". При этом им не помогли овладеть технологическими приёмами проектирования и реализации новой модели образования". Госдума рассматривает новый законопроект о бюджетных учреждениях (БУ), который предусматривает перевод вузов со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения госзадания. Закон о БУ позволит по упрощённой схеме предоставить вузам экономические свободы В течение этого года специалисты Рособразования готовы встречаться с каждым ректором и обсуждать готовность его вуза работать в новых условиях. "Те вузы, которые не перейдут на новую систему, в 2011 году могут оказаться вне зоны легитимности, подвергая тысячи своих студентов массе рисков, — предупредил глава ведомства. — И напрасно многие вузы ожидают, что эта волна пройдёт мимо них. Сроки больше не будет переноситься". 2010-й год, судя по всему, для российского образования будет непростым. Все реформы, о которых уже давно предупреждали чиновники, постепенно претворяются в жизнь. Руководители профильных ведомств пророчат высшему образованию тяжёлое будущее, во всяком случае, ближайшее. Что ж, выживет сильнейший. Не случайно сделана ставка на лидеров.
Марина Муравьёва
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |