|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Докажите лидерство16 сентября 2009 17:57
Чтобы победить в конкурсе исследовательских университетов, вузу придётся преодолеть главное "препятствие" – буквально пофамильную комплексную оценку его научно-инновационной деятельности. Замаскировать отсутствие лидерства при таком подходе просто невозможно, считает ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Михаил Фёдоров. 4 сентября 2009 года состоялось первое заседание конкурсной комиссии по отбору программ развития университетов, претендующих на категорию "национальных исследовательских". На заседании комиссии были определены 110 участников конкурса. В их числе — Санкт-Петербургский политехнический госуниверситет (СПбГПУ). Благодаря чему вуз сможет выбиться в лидеры, STRF.ru рассказывает ректор Михаил Фёдоров. В последнее время много говорят об экономике знаний. Расскажите, как подготовка кадров в Политехническом университете соотносится с новой экономикой? — Действительно, в начале XXI века индустриальная экономика начала трансформироваться в инновационную. Хотя прежде чем об этом рассуждать, надо определиться с терминологией: речь следует вести об инновационной экономике знаний. Варианты "инновационная экономика" или "экономика знаний" являются укороченными и не обеспечивают всех звеньев цепочки "от идеи до результата" — от генерации новых фундаментальных знаний до внедрения наукоёмких инноваций в высокотехнологичной промышленности. Новая экономика обладает рядом неоспоримых преимуществ, главное из которых — неограниченность ресурсной базы. Знания, в отличие от природных богатств, безграничны, но важно, чтобы знания были "активными" и приводили к созданию новых технологий. Фундаментальные научные знания и результаты научно-инновационной деятельности воплощаются в конкретных технологиях, востребованных в промышленности. С учётом курса на инновационное развитие экономики, в этом и состоит основа для организации эффективного взаимодействия образования, науки и промышленности, акселератором которого выступают инновации. Мировая промышленность находится в стадии пятого технологического уклада, который характеризуется достижениями в области межотраслевых и надотраслевых технологий: микроэлектроники, информационно-коммуникационных технологий, компьютерных технологий автоматизированного проектирования и инжиниринга, новых материалов и видов энергии, систем оптико-волоконной и космической связи, биотехнологий и т. д. Сейчас, когда пятый технологический уклад вступил в фазу зрелости, можно с определённой долей уверенности говорить о главных особенностях будущего шестого технологического уклада, зарождение которого ожидается с 2010 по 2020 годы. Он будет основываться на доминировании мультидисциплинарных знаний и технологий — синтезе информационно-коммуникационных и компьютерных технологий моделирования с нано– и биотехнологиями. Как это связано с политехническим подходом? Напрямую. Политехнический институт был основан 110 лет назад как уникальное учебное заведение. С первых лет существования здесь осуществляют многопрофильную подготовку инженерных кадров — в области металлургии, механики и машиностроения, кораблестроения и экономики, то есть по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий рубежа XIX—XX веков. Сейчас Политехнический — это инновационное научно-образовательное заведение. Основа его деятельности — мультидисциплинарные научные исследования, характерные для различного рода крупных целевых программ. То есть речь идёт о применении межотраслевых и надотраслевых технологий, а также эффективном взаимодействии специалистов из различных областей знаний. Новая экономика обладает рядом неоспоримых преимуществ, главное из них — неограниченность ресурсной базы. Знания, в отличие от природных ресурсов, безграничны, но важно, чтобы знания были "активными" и приводили к созданию новых технологий Мультидисциплинарный подход, наверное, отразился и в программе развития вуза, заявленной на конкурс национальных исследовательских университетов? — Да, основой программы СПбГПУ стало дальнейшее развитие в вузе мультидисциплинарных исследований и надотраслевых технологий с целью повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса России, а также других высокотехнологичных отраслей промышленности. Для успешной реализации задуманного в СПбГПУ созданы и успешно функционируют научно-технологические платформы: информационно-коммуникационные и мультидисциплинарные надотраслевые компьютерные технологии; нанотехнологии и технологии создания материалов с заданными свойствами; энергосберегающие и энергоэкологические технологии. Почему в качестве приоритета заявлен именно машиностроительный комплекс? — Определяя приоритетные направления, мы учитывали, что без развития основы промышленности — машиностроительного комплекса, включающего более 20 подотраслей, — нельзя изменить структуру отечественной экономики. Машиностроение — это серьёзный ресурс для инновационного развития национальной экономики, важнейшая составляющая статуса России как мировой технологической державы. В этой связи особое значение приобретают модернизация предприятий машиностроительного комплекса, рост производительности труда, а значит, и привлечение дополнительных инвестиций и подготовка квалифицированных инженерных кадров. (Это слова главы государства — Дмитрия Медведева.) Многие руководители вузов отмечают жёсткие условия конкурса НИУ (по критериям) и узкие временные рамки, отведённые на подготовку заявок. Как подготовка далась вашему вузу? — Минобрнауки РФ разработало чёткую систему критериев: если у вуза есть публикации в реферируемых изданиях, монографии, защиты кандидатских и докторских диссертаций, серьёзные объёмы НИОКР, патенты, и если всё это соответствует мировому уровню, то вуз может рассчитывать на победу в конкурсе.
Вуз должен не только наращивать свой научно-инновационный потенциал, но и коммерциализировать его, регулярно делать достойный вклад в реальный сектор экономики. Уже на первом этапе поддержки НИУ каждые 100 рублей, вложенные государством в исследовательский университет, должны принести как минимум 20 рублей дохода Вспомните, ведь раньше финансирование высшей школы носило совершенно другой характер. Вуз мог пообещать выполнить то или то, но никакие конкретные индикаторы его к тому не обязывали. В итоге деньги в вузы вливались, а результата, внедрённого в промышленность, могло за этим и не последовать. Сейчас вузы должны перейти от обещаний к выполнению взятых на себя обязательств. О каких конкретно обязательствах идёт речь? — В соответствии с введёнными Минобрнауки РФ индикаторами, вуз должен не только наращивать свой научно-инновационный потенциал, но и коммерциализировать его, регулярно делать достойный вклад в реальный сектор экономики. Тогда поддержка университетов, прошедших конкурсный отбор и признанных правительством лидерами, будет продолжаться. Правда, только до тех пор, пока вуз не сможет самостоятельно динамично развивать научно-инновационную деятельность — то есть пока не поднимет её до уровня, когда будет способен обеспечить вложение в науку собственных, заработанных средств, а не только государственных субсидий. А это должно произойти через пять лет после присвоения категории. Таким жёстким требованиям удовлетворяют немногие ведущие вузы. Ведь кроме того чтобы успеть освоить выделенные государством финансовые средства, нужно уметь прогнозировать потребности экономики, а затем — грамотно вкладывать эти средства. Уже на первом этапе каждые 100 рублей государственных инвестиций должны принести как минимум 20 рублей дохода — чтобы обеспечить необходимое двадцатипроцентное софинансирование программы развития вуза. Но ведь требование такого софинансирования было и при реализации инновационных образовательных программ нацпроекта "Образование"... — Безусловно. У Политеха, как и у значительного количества вузов, подавших заявки на конкурс, есть бесценный опыт — реализация инновационных программ в 2006—2008 годах. Консолидированный объём финансирования нашей программы составил 936 миллионов рублей, а вузовское софинансирование за оба года — 160 миллионов. Отмечу, что для нас этот опыт, действительно, является успешным. Ведь мы говорим в первую очередь о коммерциализации разработок учёных вуза. Для нас одним из основных результатов реализации инновационной программы стало значительное увеличение объёмов научно-образовательной и научно-инновационной деятельности, которые за три года в СПбГПУ выросли более чем в два раза. По части коммерциализации могу отметить, что одним из основных результатов реализации инновационной программы стало значительное увеличение объёмов научно-образовательной и научно-инновационной деятельности вуза, которые за три года в СПбГПУ выросли более чем вдвое Если университет не развивался в этом направлении, то невозможно участвовать в конкурсе, который нацелен на инновационное развитие экономики страны, объединяет образование, науку и промышленность. Расскажите подробнее о том, что удалось сделать в рамках инновационной программы Политехнического университета? Где ещё можно применить наработки учёных вуза? — Я уже говорил о мультидисциплинарности исследований, проводимых в нашем вузе. В этом весь секрет и состоит. В рамках инновационной программы мы начали создание распределённой Форсайт-структуры, эффективно взаимодействующих между собой подразделений — от традиционного образовательного ядра (кафедры и лаборатории классического типа) до сети инновационно-технологических центров. В вузе появилось более 20 уникальных лабораторий, научно-образовательных центров и институтов, оснащённых самым современным оборудованием. Для поиска и развития прорывных технологий на основе объединения усилий учёных из разных областей науки были созданы научно-инновационные институты высоких технологий — НИИ материалов и технологий, НИИ энергетики, экологии и нанобиотехнологий. Эффективное взаимодействие этих инновационных подразделений с традиционными структурами вуза позволило добиться значительного роста объёмов научно-инновационной деятельности, разработки и внедрения в учебный процесс передовых образовательных технологий, основанных на современных достижениях науки и техники.
Определяя приоритетные направления вуза, мы учитывали, что без развития основы промышленности — машиностроительного комплекса, включающего более 20 подотраслей, нельзя изменить структуру отечественной экономики, перевести её на инновационные рельсы Это один из примеров, но очень яркий и наглядный. Он позволяет продемонстрировать, насколько важно заниматься междисциплинарными исследованиями — тем, на что мы в своём университете делаем ставку.
Справка STRF.ru
Марина Муравьёва
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |