|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
Педагогическое оружие17 июля 2009 15:20
Другая мысль (к сожалению, забытая) прозвучала в выступлении Владимира Путина после Беслана: питательную среду терроризма на Северном Кавказе поддерживают, в частности, отсутствие рабочих мест и доступа к качественному образованию. Иными словами, неэффективная образовательная политика – прямая угроза национальной безопасности. События 11 сентября 2001 года в США и цикл предшествующих и последующих громких терактов позволяют говорить о новом виде оружия массового уничтожения – педагогическом оружии. Похоже, что обучение и воспитание смертников сегодня поставлено на поток. Отработаны весьма эффективные и современные педагогические технологии. В этой связи весьма тревожен и явный рост асоциального поведения, ксенофобия и экстремизм в подростковой и молодежной среде и у нас в стране. При всей заметности терроризма и экстремизма это лишь одни из проявлений фактора, который, по-видимому, следует назвать общественной безопасностью. Речь идет вообще о всплесках общественной энергии. Так, известно, что при высоких значениях децильного коэффициента (отношение доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных) происходят революции. В современной России этот коэффициент (заведомо больше 15) достиг опасных значений. Труднее оценить неравенство в доступе различных слоев к качественному образованию, но ясно, что это неравенство недопустимо велико. Угрозы двоякие. С одной стороны, разрушаются социальные лифты, нарушаются принципы социальной справедливости, что порождает недовольство большой части общества. С другой стороны, перестает работать "творческий инкубатор" нации, когда талантливые люди появляются независимо от степени достатка семей. Следующий фактор при отсутствии принятого термина естественно назвать кадровой безопасностью. Каждая страна, стремящаяся к устойчивому и достаточно высокому положению в мире, должна поддерживать некий минимально необходимый кадровый потенциал, то есть наличие достаточного числа специалистов разного уровня по некоей группе профессий. В этой связи очевидное нарастание таких угроз, как кадровый дефицит и кадровая деградация во многих сферах, представляет опасность для исторической судьбы страны. Ключевую роль в решении обозначенных проблем опять же играет национальная система образования. В последнее время много стали обращать внимания на продовольственную безопасность. Но надо ясно понимать, что решить проблему продовольственной безопасности нельзя, продолжая мириться с тем бедственным состоянием, в котором находится сельская школа. По-видимому, список можно продолжить и обсуждать, скажем, демографическую безопасность, технологическую, лекарственную и т.д. Но в целом ключевым понятием в рассматриваемой теме является понятие человеческого фактора. Как известно, тщательно проводимый анализ летных происшествий неизменно показывает, что в 80% случаев решающей причиной катастроф является именно человеческий фактор. Существует ряд явлений (например, статистика автодорожных происшествий), в которых можно количественно обозначить зависимость от поведения людей. Но независимо от возможности количественных оценок очевидно, что человеческий фактор – определяющий практически при любом негативном развитии событий в общественной жизни и, в частности, при нарастании отставания в сфере экономики, технологии и т.д. Есть и обратная сторона дела. История убедительно свидетельствует о том, что прогресс и исторические прорывы достигались тогда, когда создавались благоприятные условия для развития человеческого потенциала, для самореализации. Итак, национальная система образования – дело в высшей степени серьезное. К сожалению, анализ ситуации приводит к выводу о крайне легкомысленной политике Министерства образования и науки России, продавившей программу так называемой модернизации образования. Эту политику отличают имитация деятельности и профанация разумных целей. В результате отечественная система образования сегодня выступает как мощный фактор национальной опасности. Есть о чем задуматься и есть что обсуждать. В частности, во время встреч президента РФ с общественностью, лидерами политических партий, законодателями.
Александр Михайлович Абрамов – член-корреспондент Российской академии образования
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |