Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1086.html (версия для печати)

  Дискуссии

Педагогическое оружие

17 июля 2009 15:20

Фото с сайта www.ng.ru
Фото с сайта www.ng.ru
В 90-е годы прошлого века мне довелось часто общаться с Михаилом Алексеевичем Прокофьевым (министр просвещения СССР с 1966 по 1984 год). В одной из бесед он отметил, что максимальную поддержку в Политбюро ЦК КПСС он получал от министра обороны Дмитрия Федоровича Устинова, который хорошо понимал, что неграмотный, физически слабый и дурно воспитанный допризывник – горе современной армии. Похоже, сегодня эта мысль весьма актуальна. Есть много признаков, указывающих на то, что наша современная армия представляет немалую опасность для личного состава, материальной части и окрестного населения.

Другая мысль (к сожалению, забытая) прозвучала в выступлении Владимира Путина после Беслана: питательную среду терроризма на Северном Кавказе поддерживают, в частности, отсутствие рабочих мест и доступа к качественному образованию. Иными словами, неэффективная образовательная политика – прямая угроза национальной безопасности.

События 11 сентября 2001 года в США и цикл предшествующих и последующих громких терактов позволяют говорить о новом виде оружия массового уничтожения – педагогическом оружии. Похоже, что обучение и воспитание смертников сегодня поставлено на поток. Отработаны весьма эффективные и современные педагогические технологии. В этой связи весьма тревожен и явный рост асоциального поведения, ксенофобия и экстремизм в подростковой и молодежной среде и у нас в стране.

При всей заметности терроризма и экстремизма это лишь одни из проявлений фактора, который, по-видимому, следует назвать общественной безопасностью. Речь идет вообще о всплесках общественной энергии. Так, известно, что при высоких значениях децильного коэффициента (отношение доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных) происходят революции. В современной России этот коэффициент (заведомо больше 15) достиг опасных значений.

Труднее оценить неравенство в доступе различных слоев к качественному образованию, но ясно, что это неравенство недопустимо велико. Угрозы двоякие. С одной стороны, разрушаются социальные лифты, нарушаются принципы социальной справедливости, что порождает недовольство большой части общества. С другой стороны, перестает работать "творческий инкубатор" нации, когда талантливые люди появляются независимо от степени достатка семей.

Следующий фактор при отсутствии принятого термина естественно назвать кадровой безопасностью. Каждая страна, стремящаяся к устойчивому и достаточно высокому положению в мире, должна поддерживать некий минимально необходимый кадровый потенциал, то есть наличие достаточного числа специалистов разного уровня по некоей группе профессий. В этой связи очевидное нарастание таких угроз, как кадровый дефицит и кадровая деградация во многих сферах, представляет опасность для исторической судьбы страны. Ключевую роль в решении обозначенных проблем опять же играет национальная система образования.

В последнее время много стали обращать внимания на продовольственную безопасность. Но надо ясно понимать, что решить проблему продовольственной безопасности нельзя, продолжая мириться с тем бедственным состоянием, в котором находится сельская школа.

По-видимому, список можно продолжить и обсуждать, скажем, демографическую безопасность, технологическую, лекарственную и т.д. Но в целом ключевым понятием в рассматриваемой теме является понятие человеческого фактора.

Как известно, тщательно проводимый анализ летных происшествий неизменно показывает, что в 80% случаев решающей причиной катастроф является именно человеческий фактор. Существует ряд явлений (например, статистика автодорожных происшествий), в которых можно количественно обозначить зависимость от поведения людей. Но независимо от возможности количественных оценок очевидно, что человеческий фактор – определяющий практически при любом негативном развитии событий в общественной жизни и, в частности, при нарастании отставания в сфере экономики, технологии и т.д.

Есть и обратная сторона дела. История убедительно свидетельствует о том, что прогресс и исторические прорывы достигались тогда, когда создавались благоприятные условия для развития человеческого потенциала, для самореализации.

Итак, национальная система образования – дело в высшей степени серьезное. К сожалению, анализ ситуации приводит к выводу о крайне легкомысленной политике Министерства образования и науки России, продавившей программу так называемой модернизации образования. Эту политику отличают имитация деятельности и профанация разумных целей. В результате отечественная система образования сегодня выступает как мощный фактор национальной опасности. Есть о чем задуматься и есть что обсуждать. В частности, во время встреч президента РФ с общественностью, лидерами политических партий, законодателями.

Александр Михайлович Абрамов – член-корреспондент Российской академии образования

источник: Независимая газета