Есенькин Борис Семенович Холдинг-директор ООО Торговый дом "Библио-Глобус", вице-президент НО Союз "Гильдия книжников", профессор, доктор экономических наук, кандидат философских наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кавалер ордена искусств и литературы (Французская Республика)
"Если будут читать, если книга будет путеводителем, значит выживет наша страна; если этого не произойдет - значит так и будем существовать без цели, в пустоте, в которой так и останемся"
15 мая 2007
Холдинг-директор ООО Торговый дом "Библио-Глобус", вице-президент НО Союз "Гильдия книжников", профессор, доктор экономических наук, кандидат философских наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации Есенькин Борис Семенович, фото с сайта ipim.ruЕсенькин Борис Семенович, Холдинг-директор ООО Торговый дом "Библио-Глобус", вице-президент НО Союз "Гильдия книжников", профессор, доктор экономических наук, кандидат философских наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кавалер ордена искусств и литературы (Французская Республика)
Борис Семенович, Вы уже более 15 лет возглавляете известнейшую компанию в российском книжном бизнесе – Торговый дом "Библио-Глобус". Расскажите, пожалуйста, о вашей компании и, в особенности, об общественной и культурно-просветительской деятельности "Библио-Глобуса".
Самое главное, что есть в жизни, – это люди, люди, которые хотят жить лучше и которые профессионально богаты, обеспечены духовностью. И поэтому очень важно найти консенсус во взаимоотношениях с людьми, найти консенсус в бизнесе с покупателями. Нужно создать условия, которые позволяют привлечь покупателей. Условия, при которых к тебе идут, когда видят, что сюда можно прийти и получить новые знания. Это и есть краеугольный камень "Библио-Глобуса" – та образованность, которую можно получить здесь.
Все то, чем занимается "Библио-Глобус", прежде всего призвано помочь молодежи обрести себя. Мы входим в достаточно серьезный информационный процесс, когда информация определяет все. Если раньше мы говорили о том, что кто обладает информацией, тот обладает миром, то теперь можно сказать, что кто обладает информацией, тот сможет выжить в этом непростом мире. Я думаю, что как раз книги и помогают, прежде всего, понять, кто стоял за тем или за другим событием, а также что будущее и новое всегда формируется на базе того, что уже было кем-то создано.
С этой целью в Торговом Доме "Библио-Глобус" работают клубы, проходят встречи с писателями, поэтами, художниками, политиками. Когда мы участвуем в подобном общении, то наполняем себя. Но самое главное – это аура взаимоотношений, которая помогает не бежать вне времени, а углублять тот постоянный процесс, который делает человека личностью. Просветительская работа идет постоянно. Наше будущее зависит от того, как мы знаем прошлое. И у нас не будет будущего, если мы не будем строить наше настоящее. Поэтому все то, что здесь есть, и все то, что происходит в "Библио-Глобусе", направлено на создание некого просветительского центра, который бы помог каждому, пришедшему сюда, не просто купить книгу, не просто почитать, а подумать, поразмышлять.
Торговый Дом "Библио-Глобус" – это храм книги, это некий путеводитель, это то, что позволяет найти своего учителя, ведь учителем может быть не только человек, но и книга. Поэтому "Библио-Глобус" сейчас находится в рассвете, в рассвете, я бы сказал, интеллекта, обладая определенными современными технологиями и постоянно учась.
Современное развитие технологий, появление новых носителей информации способствует тому, что многие книги теперь доступны в Интернете. Как эти процессы влияют на деятельность "Библио-Глобуса" и других компаний в сфере книжного бизнеса? Насколько успешно можно конкурировать, например, с бесплатными электронными библиотеками, доступными в Интернете?
Конкуренция есть, это нормальное явление. Конкуренты – это и другие книжные магазины, конкуренты – это библиотеки, конкуренты – это издательства. Все это конкуренция, но нужно понять свою нишу, найти дорогу, по которой ты идешь, она не может меняться, она только совершенствуется. Наша ниша – это, прежде всего, то, что мы первые получаем информацию. Это дает нам преимущество. Некоторые наши книги в библиотеках появляются позже или не появляются вообще, поэтому, когда мы говорим об информационном обеспечении, мы имеем в виду наше стремление к формированию некой просветительской медиа-группы. Также мы завоевываем тех посетителей библиотек, "работающих с 11 до 17", которых какие-то моменты не устроили. А у нас свобода – пожалуйста, приходи, читай.
Если мы говорим о бесплатных библиотеках, то нужно понимать, что вообще ничего бесплатного не бывает. Например, есть определенный доступ к американской библиотеке Конгресса. Доступ-то есть, но если продолжительное время пользоваться этим ресурсом, то придется за это заплатить. Вообще я считаю, что "бесплатно" – это плохо, так как человек не оценивает ту возможность, которая ему предоставляется. Электронные носители – это хорошее подспорье, но за это тоже следует платить. К тому же это тот элемент, где нарушение авторских прав присутствует в значительной доле случаев обращения людей к электронным носителям, особенно в России.
С другой стороны, книжные магазины, Интернет, библиотеки дополняют друг друга. Все зависит от возможности человека что-то купить, получить или использовать. И самое главное – время. Время играет колоссальную роль. Многие ищут, где можно получить больше информации, затратив на это меньше времени. В библиотеке это не всегда можно сделать, в книжном магазине – можно, в Интернете – тоже можно и т.д. В Интернете есть свежая информация, но она краткая, не всегда доступная и самое главное – не всегда правдивая. Поэтому здесь конкуренция идет в хорошем, нормальном использовании своего личного времени, его наполнении.
Существует такое мнение, что постепенно электронные книги вытеснят традиционные печатные. Согласны ли Вы с этим утверждением?
Все должно быть – и одно, и другое. Право на жизнь имеет любая информация и в любом виде. Никто никого не вытеснит. Печатная книга – это инструмент, это "живой" инструмент, с которым я работаю. Все остальное – "мертвое". Я не могу потрогать монитор. Я его трогаю, но он холодный. А книга мне дает духовность. Я могу придти в книжный и выбрать себе партнера. Здесь этот момент очень важен: книга – это партнер. И она "живая": я ее чувствую, ее ощущаю. Запах, аромат антикварной книги – все это помогает, заставляет задуматься, какие были мои предки, что мне они оставили. Печатная книга – это не просто живой путеводитель, это живой беспристрастный информационный развал, где ты можешь "почиркать". Я всегда для себя подчеркиваю в книге, а потом выписываю. А книга в электронном виде – она не "живая", но может быть удобна при работе на компьютере, например.
Когда-то россияне были самой читающей нацией, эта привычка воспитывалась с детства, однако сейчас ситуация изменилась. В настоящее время большинство школьников читают крайне мало, для многих из них компьютер и телевизор заменили чтение. Как Вы относитесь к подобному российскому явлению и что считаете необходимым делать в этой области?
В советское время в год выпускалось 1 млрд. 900 млн. экземпляров книг, а сейчас – всего 630-670 млн. экземпляров и где-то порядка 100 тыс. наименований. С одной стороны, количество наименований увеличилось, но тиражи уменьшились. В то время читали действительно очень много. А почему читали? Потому что прекрасно понимали, что будущее каждого зависит от того, какими знаниями обладает тот или иной человек. У нас было мало развлечений, у нас не было телевизора, но у нас были дешевые книги по 5-7 копеек. Они были доступны, это считалось удовольствием. Только этим мы и "подпитывались", на тот день у нас не было другой информации.
Сейчас мы говорим, что мало читают. Да, действительно, когда-то был упущен переломный момент, не приняли своевременных мер, чтобы исправить ситуацию. А почему упустили? Потому что книга не могла быть первичной, когда есть было нечего! Питание стало первичным. Вот это важный момент. В СССР хоть как-то мы питались, а на те деньги, что у нас были, мы покупали еще и книги.
Что делают сейчас, например, финны или норвежцы? Они поддерживают культ книги, у них везде есть книга, везде есть информация. И школьник все время сталкивается с тем, что если он не будет образованным, он не реализует себя в жизни. А это достигается с помощью книг.
Хотя очень многие страны столкнулись с подобной проблемой: Испания, Италия, Франция, Германия. Не будем говорить о странах Латинской Америки, там всегда это было проблемой. Но Европа тоже страдает от того, что стали мало читать. Не нужно думать, что это только российская проблема.
Сейчас проводятся различные мероприятия в рамках года русского языка. И нам важно показать, что знание – это основа нашей повседневной жизни. Если будут читать, если книга будет путеводителем, значит выживет наша страна; если этого не будет – значит так и будем существовать без цели, в пустоте, в которой так и останемся.
Как Вы оцениваете то, что в настоящее время на прилавках большинства книжных магазинов доминирует литература, имеющая весьма сомнительный характер для воспитания морально здорового, культурного и образованного поколения россиян. Но именно эта литература, по некоторым оценкам, пользуется наиболее устойчивым спросом. Какими мерами, на Ваш взгляд, можно привлечь внимание читателей к действительно качественным произведениям, например, к русской классике?
Мы потребляем пищу, мы потребляем поток информации. И также книга: она несет информацию, но ты сам для себя должен выбрать – "брать" или "не брать" ее. Мы здесь не говорим о разврате, о национализме и т.д. – это литература, которая в настоящее время запрещена у нас в России, ее просто нельзя распространять.
Мы говорим о разной литературе, которая в настоящее время присутствует. Есть бизнес, есть – "голый бизнес": некоторые издательства выпускает только ту литературу, на которую есть спрос. Выпускают книги "Как стать миллионером", но нет, например, книг "Как стать плотником" и т.п. Помните, мы говорили когда-то, что у нас мало детективов, у нас мало женских романов. А что стало потом? Появилось множество детективов, женских романов. А сейчас их опять становится меньше, в то время как продажи "высокой" литературы растут.
Но я детективы уже не читаю, женские романы тем более. Я как читал философскую литературу, как читал ту литературу, которая мне нужна по жизни, по специальности, так я ее и читаю. Поэтому здесь человек сам для себя должен выбрать. Нельзя "насиловать" – можно рассказывать, можно просвещать, но не навязывать.
В августе 2007 года "Библио-Глобусу" исполняется 50 лет. Планируются ли в преддверии юбилея какие-нибудь специальные мероприятия и проекты?
Мы уже сейчас нацелены на то, чтобы заниматься освещением нашего юбилея. Мы проводим рекламные акции, для покупателей предусмотрена достаточно большая "юбилейная" скидка – 15%. Эти акции привлекают тех, кто считает деньги. Другое направление – работа с библиотеками, просветителями, общественными организациями, проведение конференций, дискуссий, встреч.
Если подробнее, то в преддверии юбилея, ближе к августу-сентябрю, состоится международная выставка-конференция, которая должна показать, что есть в мире, связанное с полиграфией, последними технологиями в книжном бизнесе. Уже сейчас проходят "недели издателей" – целую неделю в "Библио-Глобусе" одно издательство демонстрирует свою продукцию, следующую неделю – другое и так далее. Пройдут различные встречи, которые позволят читателям по-другому взглянуть на книги. Будут и уже сейчас проходят в большом количестве встречи с писателями, с теми, кто работал в МосКниге и многими другими.
Позднее выйдет многосерийный фильм о "Библио-Глобусе", книги со стенограммами встреч известных авторов с читателями в стенах нашего магазина. Выпускается официальная государственная марка "50 лет "Библио-Глобусу"", на ВВЦ состоится выставка "Библио-Глобус" – 50 лет на российском книжном рынке". В завершение, в октябре, будет организован большой семинар о судьбе книжного бизнеса в России.
Борис Семенович, помимо управления "Библио-Глобусом", Вы занимаетесь и научной деятельностью, являетесь доктором экономических наук и кандидатом философских наук. Расскажите, пожалуйста, о себе, о том, как Вы пришли в науку, об области своих научных интересов.
Все началось с того, что однажды в Институте полиграфической печати одна госпожа убеждала меня, что книга – не товар. Я считал, что это не так. Книга является товаром и одновременно тем духовным инструментом, который нужен человечеству. Книга – дуалистична: она и мыслительный аппарат, и товар. В результате я был вынужден написать работу, где показал, что книга – это и товарная масса, и самый главный гуманитарный элемент, который позволяет насытить себя духовной пищей, но который можно продать.
В книжном бизнесе я столкнулся с экономикой, с логистикой, с философией, с педагогикой. Знаний стало не хватать. Задачи, которые связаны с тем, как построить бизнес, имеют научное значение. Это и подстигнуло меня учиться и писать статьи, книги. Становясь мудрыми, мы должны делиться этими знаниями. И тут очень важна преподавательская деятельность – не бояться получать в процессе обсуждения со студентами что-то новое. В менеджменте, маркетинге все очень быстро меняется, поэтому ты должен здесь постоянно совершенствоваться, а преподаватель один не может это освоить – он должен работать вместе со студентом.
В Советском Союзе издательская деятельность велась без применения компьютеров. А надо было перейти на электронные носители. Нужны были новые стандарты, и мы сделали очень многое, переведя российских издателей на современный международный стандарт. Теперь у нас нет складов в самом магазине, у нас есть только приемочный пункт. В "Библио-глобусе" освободили "минус первый" этаж, создали там благоприятную обстановку, чтобы можно было проводить встречи и вечера. Занимаясь наукой, я пошел в бизнес, а в процессе бизнеса я постоянно возвращаюсь к науке.
Каким образом Вы пришли в книжный бизнес? Почему Ваш выбор пал именно на эту сферу деятельности?
Будучи кандидатом философских наук, я еще и вел логистику в Полиграфическом институте. Те 6 лет, которые я там провел, натолкнули меня на мысль, что следует дальше проследить путь книги, надо идти от философии книги к чистому бизнесу, к изучению на практике того, как трансформируется издательская деятельность, книгораспространение, экономические аспекты.
Человек должен питаться не только животной пищей, но и другой пищей – эта пища называется духовной. Поэтому книга притягивает, она, как магнит, от которого просто невозможно уйти. Книга – это и путеводитель каждого человека, его учитель, это очень важный элемент. Каждый выстраивает свою жизнь, и для этого насыщает себя тем знанием, которое содержится в нужной ему книге.
Вы организовали кафедру книжного бизнеса в Московском государственном университете печати, поэтому, можно сказать, что имеете прямое отношение к российской сфере образования. Какие проблемы современного образования Вы считаете наиболее острыми? Что и как, на Ваш взгляд, необходимо изменить в этой сфере?
Быть оракулом просто и сложно одновременно. Просто поделюсь своими впечатлениями и мыслями о том переустройстве, которое происходит. Первое – мы изучаем общеобразовательные науки на первом, втором курсе, поэтому я считаю, что один курс, первый курс, можно было бы "сбросить" на 11-ый класс или 12-ый. Таким образом мы бы освободили определенное место в учебном процессе. Когда бакалавр учится 4 года, он получает высшее образование, но уже с первого курса или второго курса он получает специализацию.
И второе – вспомните рабфаки: мы должны соединить производство, образование и науку. Человек получил такое высшее образование, он – бакалавр, он – средний уровень менеджмента, это аналогично техникуму – он может мыслить, размышлять, составлять определенные схемы бизнеса и т.д. Он уже прошел некую школу. Он должен уже работать: вечером, днем, летом. Он обязан работать, ведь если он будет 4 года просто учиться, то потеряет время, "оторвется" от нового, будет получать то старое, что ему дает преподаватель, так как преподаватель в принципе не может быть совершенным, он не может все охватить. Закончив бакалавриат, выпускник должен идти на предприятие по своей специальности. И, чтобы попасть в магистратуру, он должен работать. И когда почувствует, что он – человек бизнеса и науки, он должен поступать в магистратуру.
Кроме того, необходим государственный заказ на подготовку специалистов. Это нормальное явление само по себе.
Борис Семенович, Вы сторонник максимальной инициативности и максимальной самоорганизации со стороны самих людей, особенно молодых. Считаете ли Вы необходимым повышение роли молодежных общественных объединений в современной России? И какими должны быть эти объединения, чтобы от них была реальная польза для нашей страны?
Я сторонник молодежных организаций, которые ставят цель обустроить Россию. Молодежь должна понимать, что в этих процессах не обязательно нужно идти "сверху", а следует начинать обустраивать "снизу".
Я против конфронтации, я за мирное существование. Но мы должны совершенствовать свой образ жизни и требовать у государства содействия в плане правил и законов, которые позволили бы легче проходить все эти стадии в построении и обустройстве себя и России. Я сторонник этого и все, что от меня зависит, буду делать.
Что бы Вы хотели пожелать посетителям Интернет-портала интеллектуальной молодежи?
Прежде всего – верить в себя. Меньше спать – больше работать. Увидеть свою гениальность, найти свою гениальность. Найти своего учителя, это может быть книга, человек, Бог, отец с матерью. Обустроить себя, свое будущее, создать себя как предпринимателя, который бы думал, не о том, как много заработать, а как создать благоприятные условия для будущего.
Идет постоянно смена поколений. Старшие уходят, за ними приходят новые. И этот цикл не должен прерываться. Россия не только могуча, богата сама по себе, но у нее и очень высокий интеллект, который, к сожалению, по-настоящему не открыт на данный момент.
В корпоративности и в общинности нужно искать будущее России. Благодаря этому мы можем создать настоящее Российское государство, которым мы сможем всегда гордиться. Желаю всегда говорить и помнить: "Россия – это мы, а мы это – Россия".