Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 28 мая 2017 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2017.

  Персоны « вернуться к списку версия для печати

Конверский Анатолий Евгеньевич
Декан философского факультета Киевского Национального Университета им. Т.Шевченко (Киев), член-корреспондент НАН Украины, кавалер ордена Ярослава Мудрого, кавалер ордена "За заслуги" III степени, д.ф.н., профессор

"Культивирование образа студента, который занимается наукой, стремится постичь глубины знания не только с точки зрения своей специальности, но и с точки зрения фундаментальной науки - это основа нашей уверенности в том, что у нас есть будущее и хорошая смена"

21 апреля 2007

Декан философского факультета Киевского Национального Университета им. Т.Шевченко Конверский А.Е., фото с сайта ipim.ru
Декан философского факультета Киевского Национального Университета им. Т.Шевченко Конверский А.Е., фото с сайта ipim.ru
Анатолий Евгеньевич Конверский – декан философского факультета Киевского Национального Университета им. Т.Шевченко, член-корреспондент Национальной Академии Наук Украины, кавалер ордена "За заслуги" III степени, кавалер ордена Ярослава Мудрого, д.ф.н., профессор, заведующей кафедрой логики Киевского Национального Университета им. Т.Шевченко.

Анатолий Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о себе, о своих научных интересах, о том, как Вы пришли в науку.

Я являюсь выпускником философского факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко (далее по тексту – КНУ, прим. редактора) 1971 года. Здесь же закончил аспирантуру на кафедре логики, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 1995 году меня избрали деканом философского факультета, кем я и являюсь по сей день. Круг научных интересов – логика и методология науки, я также являюсь заведующим кафедрой логики КНУ. Опубликовал ряд учебников по логике. Последний учебник, написанный мною, скоро будет издан в Москве, он заказывался для распространения по СНГ. У себя, в КНУ, мы стараемся организовывать крупные конференции по логике и другим наукам, в работе которых принимают участие ученые из таких научных центров как Москва, Петербург, Томск, Ростов-на-Дону, Минск. За время моей работы деканом факультета у нас многие молодые ученые издали и свои научные работы, и учебники, и монографии, которые вызывают интерес не только на Украине.

Вы упомянули молодых ученых, в связи с этим следующий вопрос: в России сейчас остро строит проблема воспроизводства научных кадров – молодежь не хочет идти в науку. Какова ситуация в этой области у Вас? Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо предпринимать для того, чтобы привлекать молодежь в науку?

Да. Это проблема серьезная. Мы пошли по такому пути: постарались создать атмосферу престижности вокруг молодого человека, студента, который занимается наукой. Потому что учеба в университете – это не только приобретение определенной специальности, но и, прежде всего, это введение в большую науку, так как выпускник университета – это не просто узкий специалист, а научно-педагогический работник, который должен серьезно заниматься фундаментальной наукой.

Уже 12-й год мы проводим "Дни науки" на серьезном уровне, а начиналось все с того, что нам просто необходимо было дать молодым людям возможность опубликоваться в научном издании. Под "Дни науки" мы отдаем весь тираж нашего вестника, который является профильным по линии ВАК, и, конечно, публикация студента в таком издании поднимает его авторитет в глазах, в том числе, его сокурсников. А когда этот студент рекомендован в аспирантуру, то у него уже есть серьезная публикация. Подобные меры мотивируют студентов: последние начинают тянуться в науку, так как видят результаты своей деятельности, они могут пробовать свои силы в дискуссиях с профессорами, крупными учеными и такими же заинтересованными сверстниками. Мы всячески стимулируем участие наших студентов в конференциях, которые проводятся в Москве, Петербурге, Минске и других научных центрах СНГ. Культивирование образа студента, который занимается наукой, стремится постичь глубины знания не только с точки зрения своей специальности, но и с точки зрения фундаментальной науки – это основа нашей уверенности в том, что у нас есть будущее и хорошая смена.

Это меры, которые принимает сам университет, а что необходимо делать на государственном уровне? С одной стороны, у ученых очень низкие зарплаты, но с другой стороны, очевидно, что одним увеличением зарплат проблему не решить...

На мой взгляд, в любом деле должны быть энтузиасты. Не надо рассчитывать на то, что если "дать денег", то сразу "наука пойдет". Наука – это творческий процесс, его невозможно программировать, нельзя назвать дату и время, когда ты сделаешь открытие. Конечно, денежные средства – зарплаты, стипендии – это необходимое условие для эффективного научного труда, но, на мой взгляд, энтузиазм на первом месте. И тут многое зависит от преподавателей, которые должны вводить молодежь в свои научные лаборатории и любить студентов, студенческую науку. Как Вы могли видеть на наших "Днях науки", многие преподаватели без всякой материальной мотивации ведут студентов на протяжении долгого времени и показывают "как делать науку", поэтому мы и уверены в том, что у нас растет достойная смена. А вот когда молодой человек уже защитил кандидатскую или подготовил монографию – можно простимулировать как молодого ученого, так и преподавателя. Только так, ведь в любом деле первое – энтузиасты. Хотя, если честно, сейчас этого стимулирования недостаточно, денег выделяется сущий мизер. Раньше все стремились написать монографию, учебник, защитить кандидатскую, а затем и докторскую, так как знали, что это сулит серьезные гонорары и чувствуется разница в зарплате. Сейчас этого практически нет.

Последний год в России активно обсуждается необходимость "реформирования" Российской академии наук. Происходят ли аналогичные процессы на Украине?

Вы же понимаете, что мы части одного целого. И все, что происходит в Москве, сказывается на Украине, мы ведь были созданы по одной схеме. Возможно, какие-то реформы и нужны, но губить фундаментальную науку – это неправильно! И причина в том, что ученые стали восприниматься как "лишние люди". Это можно обосновать. Об Академии сложилось мнение, что это кружок бесполезных людей, которые друг друга награждают, выбирают, получают деньги, но при этом ничего не делают. Но причина лишь в том, что после развала Союза финансирование Академии резко сократилось, также исчезли задания, заказы на разработки – и ученые остались и без цели, и без средств. Чиновник смотрит: "ходят без дела, ничего не делают, значит, надо совсем закрыть". Чиновник думает: "почему академик за год не сделал ни одного открытия, но получает пожизненную стипендию, а я сижу каждый день на работе – и у меня этого нет". Разумеется, чиновник не может понять, что значит – быть академиком, что значит – вырастить академика... На Украине уже начали понимать, что относиться к ученым как к лишним людям – не прогрессивно.

Анатолий Евгеньевич, Ваш факультет организует достаточно много научных мероприятий, приглашает к себе и направляет студентов на конференции в другие города и страны. Что еще, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для того, чтобы сделать более интенсивным интеллектуальный обмен между ВУЗами, научными центрами? Может быть, следует создать на пространстве СНГ специальную систему академических обменов?

Можно, вполне. Можно также идти по линии грантов и стипендий. Организационные рецепты давно известны и доказали свою эффективность. Но, еще раз повторюсь, важно вовлечь в это и заинтересовать студентов, подрастающее поколение. Если студент не будет главным действующим лицом в этих процессах – ничего не выйдет. Мы уже наладили систему, когда студенты сами разрабатывают программы, организуют конференции, планируют секции. Этим занимаемся уже не мы, не преподаватели, а сами студенты, и это главное! Максимум, что мы можем, подредактировать, посоветовать, отрецензировать публикацию студента. А все остальное берут на себя они сами, так как видят "выход" от их инициатив и деятельности. И вот когда внутри ВУЗа студенческая научная и организационная активность на уровне, когда она существует между ВУЗами и научными центрами, тогда можно оформлять все внешними, не менее важными, но дополнительными атрибутами – грантами, стипендиями, можно уже планировать обмен молодыми учеными, студентами, научными группами. Просто важно, чтобы было кем обмениваться, чтобы люди были достойными, стремящимися в науку.

Как удалось поддерживать инициативность в студентах? Во многих ВУЗах сейчас студенческая наука в упадке...

Единственный рецепт – постоянная работа администрации ВУЗа и преподавателей со студентами. Постоянная поддержка всей их самодеятельности, стремлений к самоорганизации во всем, где преподаватели или факультет могут помочь: издать что-то, опубликовать статью, направить на конференцию в другой ВУЗ или другое государство, профинансировать их научные инициативы. Когда студенты увидят, что мы заинтересованы в этом, все остальное они сделают сами. Самое главное для администрации – заставить звучать в душах студентах струну творческой активности, а потом останется только поддерживать ее.

Какую роль, на Ваш взгляд, в решении этой задачи могут играть общественные объединения из области образования и науки, такие как Российский союз молодых ученых у нас в России или аналогичные объединения на Украине?

Я думаю, что роль действительно большая. На мой взгляд, важно наладить горизонтальные связи между крупными ВУЗами как на уровне студенческих научных обществ, так и на уровне ректоратов, взаимодействуя с этими объединениями. Наладить сотрудничество по конкретным проектам, конференциям, научной деятельности. Договариваться о программе совместных действий. Здесь нужно идти по пути "народной дипломатии" – не нужны никакие указы, нужна инициатива! Например, если говорить про уровень факультетов, у нас есть договора о сотрудничестве и с Ленинградским университетом, и с Московским. Мы постоянно созваниваемся, координируем действия, группы наших студентов принимают участие в конференциях как в КНУ, так и в МГУ и других университетах. Если загнать эту инициативу в чисто канцелярские рамки, то потеряется живой дух и инициатива умрет.

Ну и напоследок вопрос о политике. Как Вы относитесь к последним политическим событиям на Украине? Не мешают ли они нормальной работе ВУЗа?

Когда-то мы тоже смотрели хронику западной жизни и думали, что если прошли демонстранты с плакатами, то это ужасно: люди должны работать, как они могут чего-то требовать, свободы какой-то или животных спасти каких-то... Сейчас мы сами дошли до такого момента, когда демократия вышла на улицу, люди ходят из стороны в сторону: одни – с одной стороны, другие – с другой, то ли волиизлияние, то ли волеизъявление. Это нормальная политическая жизнь, на мой взгляд, так как каждая политическая сила хочет привлечь на свою сторону какую-то часть общества, массы. Главное, чтобы это происходило в цивилизованных рамках: вы видели, что демонстранты ходят не по улицам, а по тротуарам, движение почти не задерживают. Досадно, что бывают какие-то провокации, чтобы спровоцировать стычки, но это неизбежно, к сожалению. Это нормальная политическая жизнь, а нам надо учить студентов, будущих специалистов – и это наша позиция.

Беседовал Валерий Сидоренко

Интернет-портал интеллектуальной молодежи

« к началу страницы