Свойства этих носителей определяли формат записи и представления информации – последовательный, слабоструктурированный поток текста.
Обычные тексты, т.е. текстовые потоки, вполне удовлетворительно передают смысл бытового общения и литературных произведений.
Научное знание об исследуемом объекте есть структурированное множество описаний его свойств.
Описание одного элементарного свойства объекта есть "квант знания" – тезис.
Поэтому научное знание есть квантованная и структурированная информация.
Работа с научной информацией требует формата с удобными средствами записи, хранения и показывания структуры информации, смысловых связей между ее тезисами, свойств и атрибутов тезисов.
Потоковый формат не имеет этих средств.
За неимением лучшего, научные сообщения и документы, как правило, также традиционно излагаются в обычном потоковом формате. Основной способ общения в древнегреческих академиях – устные выступления – остается таковым на современных симпозиумах и конференциях. Компьютерные мониторы показывают научные работы в форме таких же текстовых потоков, какие были, в принципе, на древнеегипетских папирусах.
Коллективные научные труды, как правило, состоят из отдельных частей, написанных разными авторами, так как потоковый формат не дает возможности сформировать интегрированные документы из тезисов разных авторов.
Представление работ научному сообществу есть важная часть научной деятельности. Большинство членов этого сообщества не является специалистами по узкой теме той или иной работы. Они оценивают работы по материалам обсуждения их узкими специалистами по их темам.
Традиционно, обсуждение есть передача между его участниками отдельных сообщений и документов в потоковом формате. Между тезисами разных сообщений и документов есть смысловые связи. Они очень важны для понимания смысла обсуждения. Но информация о них в потоковых текстах (например, цитаты, сноски) весьма ограничена, так как записывать и использовать ее неудобно.
Читатели вынуждены сопоставлять документы и сообщения между собой и выявлять смысловые связи между их тезисами. Они тратят на это много времени и усилий. Чем более сложный предмет обсуждения, тем больше времени и усилий это требует. Для сложных работ эти время и усилия обычно недостаточны, чтобы правильно понимать и оценивать их.
Научное сообщество оказывается неспособным выявлять ошибки в большом количестве работ и соответственно корректировать направления новых исследований. Таким образом, использование потокового формата существенно ограничивает эффективность научной деятельности. В частности, потоковый формат есть основная причина ложности подавляющего большинства трактатов о свойствах общественных систем.
Множество тезисов, соединенных смысловыми связями, образует смысловую структуру. Ее свойства соответствуют свойствам научного знания. Поэтому такая структура может быть оптимальным форматом научной информации.
Смысловые структуры поддерживают научный способ мышления посредством "квантования знания" и хранения смысловых связей.
Физическими носителями смысловых структур могут быть компьютерные базы данных. В них записываются тезисы и их связи, свойства и атрибуты.
Основная функция носителя смысловых структур – показывать тезисы научных работ и дискуссионных сообщений в том порядке, который определяется смысловыми связями между ними. Это устраняет необходимость сопоставлять разные сообщения и документы разных авторов и выявлять связи между их тезисами. Поэтому понимание предмета дискуссии значительно облегчается и ускоряется.
Смысловые структуры могут быть эффективными носителями коллективного научного мышления и высокоинтеллектуального общения. При этом они хранят информацию об авторстве каждого тезиса.
Посредством смысловых структур оптимально реализуются сетевые дискуссии (форумы, телеконференции, электронные журналы).
Использование смысловых структур значительно уменьшает количество научных ошибок, а также время и усилия, затраченные на исследования, создание теорий и оценивание их научным сообществом.