В ситуации, когда [COLOR=green]вакантная должность у работодателя уже занята другим легитимно принятым работником[/COLOR], а на его место через суд восстаналивается другое лицо, которму было отказано в заключении договор, то считаем, суд может лишь удовлетворить требования работника по возмещению материального вреда и компенсации морального вреда. В действующем законодательстве нет оснований для увольнения законно принятого работника, несмотря на кажущуюся возможность применения в данной ситуации нормы п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, так как указанная норма предусматривает лишь увольнение при восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, а в данной ситуации говорить о выполнении какой-либо работы работником еще нельзя.
В этой связи интересно высказывание Гурвич М.А.: "В большинстве случаев правоотношение, спорность которого снята решением суда, практически не затрагивает интересов лиц, посторонних этому правоотношению. ...Однако здесь возникает другая, весьма существенная проблема – о необходимости устранения несправедливости распространения судебного решения на лиц, хотя и испытывающих его воздействие, но не принимавших участие в процессе".
В это связи необходимо [color=blue]предусмотреть отдельное основание прекращения трудовых отношений[/color], которое могло бы выглядеть следующим образом, дополнив ч. 1 ст. 83 ТК РФ:
Представляется, что вопрос о защите прав одного лица должен решаться исходя из максимально возможного соблюдения прав другого. Так, восстановление прав согласно ст. 3 ТК РФ в случае дискриминации (частный случай отказа в заключении трудового договора) не может носить натуральный характер. Не всегда имеется реальная правовая возможность восстановить нарушенное право. Для этого гражданским законодательством выработан принцип компенсации (ч. 2 ст. 46, ч. 3 ст. 93, ч. 2 ст. 167 ГК РФ и др.) в случае невозможности возврата вещи в натуре или исполнения обязательства в том же виде, качестве или те ми же средствам в силу объективных причин. Схожая норма содержится в ст. 279 ТК РФ, предусматривающая денежную компенсацию в случае прекращения трудового договора с руководителем организации при отсутствии виновных действий с его стороны и при условии принятия уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора (ч. 2 ст. 278 ТК РФ).
По этой причине [color=blue]необходимо предусмотреть аналогичную компенсаторную норму в трудовом законодательстве[/color], которая могла бы выглядеть, дополнив частью четвертой ст. 83 ТК РФ, следующим образом: