Очевидно, однако, что на самом деле это совсем не так. Даже в глубокой древности инвалиды могли принести обществу не меньше пользы, чем общество давало им. А некоторые инвалиды внесли неоценимый вклад в мировую культуру на многие тысячелетия вперед. Не будем забывать, что величайший поэт античности Гомер по преданию был слепым. Больше того, часто именно слепые, которые не могли охотиться, пахать землю и воевать, становились в древности поэтами и сказителями.
В новое время тот факт, что инвалиды могут быть столь же полноценными членами общества, как и здоровые люди, становится все более очевидным. И главная задача общества – не содержать инвалидов за свой счет, а помочь им реализовать те возможности и способности, которые у них есть.
Когда речь заходит о труде инвалидов, многим обычно представляются какие-то очень простые, элементарные виды труда – клеить коробочки, собирать выключатели и тому подобное. Однако на самом деле перед инвалидами открываются творческие профессии и виды деятельности, связанные с информацией.
Конечно, певица Диана Гурцкая, которая при сравнительно скромном таланте добилась больших успехов на профессиональной эстраде – это исключение. Но в то же время это и пример того, чего в принципе может добиться слепой человек в нашей стране.
Культурную модель инвалидности в свое время описал Герберт Уэллс. В одном его рассказе человек находит неизвестное доселе племя, все жители которого от рождения слепы. Герой уверен, что как единственный зрячий, он станет правителем и спасителем народа. Однако весь быт племени рассчитан на людей, которые не видят, и зрение незадачливого путешественника никому не нужно. Хуже того, ему пришлось бежать, потому что местные сердобольные врачи решили избавить его от ужасных страданий, причиняемых "ненормальными" движениями глазных яблок и век.
Однако фантастика фантастикой, а как насчет реальности? В конце двадцатого века этнографы случайно обнаружили, что в одной отдаленной мексиканской деревне среди жителей непропорционально много глухих людей, хотя большинство все равно были слышащими. Как оказалось, все без исключения жители деревни знали жестовый язык с самого детства, выучивая его просто во время общения. В этой деревне отсутствие слуха не было инвалидностью, потому что не накладывало никаких ограничений – многие люди даже не всегда могли вспомнить, кто из их соседей слышит, а кто – нет.
В этом и есть смысл культурного подхода к инвалидности. Те или иные отличия в физических или интеллектуальных возможностях становятся "инвалидностью", только если их делают таковыми культурные условия. Поэтому единственная возможность изменить положение людей с инвалидностью – кардинальные перемены в обществе. И для этого движение за права инвалидов предложило по-новому взглянуть на очень важное понятие для современных людей – независимую жизнь.
В нашей культуре "независимость" – очень ценное понятие, и в нем одна из причин панического страха перед инвалидностью – люди сразу представляют, что "станут бременем" для других. На самом деле "независимость" – это всего лишь миф. Чтобы это понять, можно сделать одно мысленное упражнение: вспомнить, от чего зависит ваш утренний приход на работу, например. От будильника? Кофеварки? Метро? Собственного автомобиля? После этого нужно подумать, сколько именно людей участвуют в производстве будильников, кофеварок и автомобилей.
Большинство людей не думают о том, как они "зависят" от работы системы водоснабжения, от дворников, от строительства дорог, и прочих благ, за многие из которых они не платят непосредственно. Все люди без исключения зависят друг от друга. Вопрос только в том, какие зависимости игнорируются, а какие считаются естественной необходимостью.
Никто не говорит, что он "прикован" к своей машине, а существование годных для проезда дорог считается однозначно важным. Однако те же самые люди говорят фразу "прикован к инвалидной коляске", и считают пандусы и подъемники для людей в колясках "излишеством", "благотворительностью" и "бременем для общества". Хотя, если подумать, общество тратит огромные деньги на людей, пользующихся ногами, так как они нуждаются в стульях, скамейках и креслах. Или на зрячих, специально для которых создаются системы освещения помещений. Вопрос только в том, на ком именно решат "сэкономить", обрекая огромную группу людей на исключение из общества и изоляцию.
Примерно каждый десятый человек в мире является инвалидом. В том числе в России и во всех ее городах. Любой человек без инвалидности может столкнуться с этой проблемой в любой момент своей жизни, и даже если ему "повезет", то ограничения физических возможностей просто придут вместе со старостью. Только систематическое исключение инвалидов из общества привело к тому, что инвалидность воспринимается как нечто необычное, аномальное, что-то, к чему непонятно как относиться. Причина в том, что всех этих людей с детства приучили воспринимать инвалидов как кардинально "других".
Есть много способов сделать человека "другим", отличным от тебя самого. В отношении инвалидности самый простой способ – воспринимать людей как "жертв". С психологической точки зрения, это является механизмом защиты. Жалость позволяет отстраниться от ситуации других людей и поставить себя "над" ними. В результате эти люди предстают беспомощными, инфантильными, нуждающимися в том, чтобы кто-то другой (например, "специалист") объяснил им или их близким, что им надо.
Другой способ, которым часто "грешат" журналисты, – представление инвалидов как "героев". При этом героизмом оказывается все: получение образования, участие в спортивных соревнованиях, карьера, семейная жизнь и другие вещи, которые для "обычных" людей считаются нормальными. На самом деле нет ничего героического в том, что человек прилагает огромные усилия, чтобы жить максимально полноценно – все люди к этому стремятся. За мифом о "герое" стоит представление о том, что инвалидность "обязана" быть трагедией. А если инвалиды смеют жить нормальной жизнью, то, наверное, это лишь исключение, следствие невероятного "героизма".
За последние годы ситуация в России начинает меняться, хотя и очень медленно. Появляются программы инклюзивного образования, когда дети, имеющие инвалидность, и дети без инвалидности могут учиться вместе. Понемногу, хотя и все еще незначительно, улучшаются условия для передвижения в коляске по городу. Отдельные организация проводят семинары об инвалидности в школах.
Однако успех любого движения против дискриминации зависит от того, чтобы все общество изменило отношение к той или иной группе людей. И успех движения за доступ для инвалидов невозможен, если люди не начнут задумываться над "неудобной" для них темой, над тем, какие стереотипы есть у них лично. Только если люди откажутся от предрассудков, то у них появится шанс действительно увидеть людей, имеющих инвалидность, – не шаблоны и штампы, а реальных, совершенно разных людей, чьи потребности и чаяния ничем не отличаются от их собственных.
Полина Крылова
экспертный клуб "МИГ – Навигатор"
в рамках федеральной программы
"Фабрика Смыслов"