Предпринятая в начале 90-х годов "радикальная экономическая реформа" была ошибкой. Она принесла много богатства нуворишам и много бедствий простым людям. Затянувшееся на эти двадцать лет заблуждение о прогрессивности ультралиберального экономического эксперимента и до сих пор является источником неблагополучия для граждан и тормозом дальнейшего социально-экономического развития. Пора покончить с экономическим либерализмом в ключевых отраслях нашей огромной, многонациональной и ядерной страны. Этот либерализм не отвечает реалиям современной экономики и не имеет ничего общего с цивилизованным пониманием экономической свободы. Он стал источником хаоса и анархии, рассадником экономической преступности. Он способен привести страну к национальной катастрофе, отбросить её на задворки цивилизации. Сложная международная обстановка и противоречивые тенденции мирового исторического процесса требуют от нас честности и решительности.
Разброс мнений в обществе по поводу нынешней ситуации в стране очень широкий: здесь и восторженные отзывы о наших демократических победах и завоеваниях, и лицемерно-сочувственные разглагольствования о "болезненной, но необходимой экономической реформе", и апатичное нытьё по поводу безысходности нынешнего положения, и призывы к радикальным шагам для возврата к прежней тотально огосударствленной экономике. Едва ли уместны чрезмерный оптимизм, бездействие или бездумная поспешность. Всем этим страна уже сыта. Оптимальная социально-экономическая политика состоит не в паническом бегстве назад, а в продуманном плане развития, исходя из реально сложившейся ситуации и с учётом накопленного опыта. Работа над ошибками означает, что надо научиться использовать в новых условиях всё лучшее из прошлого и, в то же время, не повторять в новых условиях прежних ошибок, не наступать на те же грабли.
О стратегии
Покончив с советским прошлым, Россия не должна идти по неперспективному пути скрупулёзного воспроизведения капитализма. Нынешний финансовый кризис снова подтверждает вывод о том, что и современная капиталистическая система чревата имманентной неустойчивостью и глубокими противоречиями. Сегодняшние меры Федеральной резервной системы США далеки от либерализма. Это нечто невероятное для страны, которую по традиции многие продолжают считать рыночным ортодоксом. Это самое масштабное за всю экономическую историю вмешательство государства в жизнь рынков. Речь идёт о выкупе государством огромной суммы долгов американских банкиров, которые они наделали в безудержной погоне за спекулятивной прибылью. В сущности, это национализация крупнейших банков Америки.
Нам не нужны ни прошлый советский социализм, ни эфемерный коммунизм, ни нынешний дикий капитализм, ни его припудренная разновидность в виде государственного капитализма. России необходимо новое гуманное общество, какого ещё не знала мировая история. И это общество – не утопия, а единственная оставшаяся нам альтернатива. В основе такого общества – социальное демократическое государство, которое обеспечивает национальную безопасность во всех её аспектах, планирует и реализует всестороннее социально-экономическое развитие, регулирует функционирование рынка путём координации деятельности государственного и частного секторов в общенациональных интересах, реализует в качестве главного приоритета повышение уровня жизни большинства населения, предотвращает недопустимо высокую степень социального расслоения, гарантирует основные демократические свободы и законные права личности, способствует превращению науки и культуры в факторы, определяющие всё дальнейшее общественное развитие.
О бедности и социальном расслоении
За последние восемь лет более чем вдвое увеличились реальные доходы населения, сократились масштабы бедности в России. Но продолжающаяся инфляция грозит свести на нет это достижение. Не сокращается, а наоборот возрастает социальное расслоение. Уповать на то, что эти проблемы решатся сами по себе по мере общего экономического роста, значит впадать в ошибку. Необходимы политические меры. Регулирование цен не является чем-то недопустимым в современной рыночной экономике. Меры по регулированию цен вводятся во всех странах по мере необходимости, когда товарные ресурсы не покрывают нормальный спрос и когда рост цен влечет за собой социальную напряженность. Необходимы целенаправленные меры по сокращению социального расслоения путём перехода к прогрессивному налогообложению, выплаты субсидий низкооплачиваемым, законодательного ограничения в разрыве оплаты труда между руководством и рядовыми работниками и т.д.
О региональной политике
Несомненно, региональным и местным властям необходимы достаточные полномочия. В настоящее время децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла высокого уровня. Но одновременно с передачей полномочий и финансовых ресурсов необходима и чёткая система оценки эффективности работы региональных властей со стороны центра, своевременное его вмешательство. Как показывает практика, многие решения, необходимые для нормальной жизни населения, на местах принимаются с опозданием или не принимаются вообще. Безнаказанность порождает безответственность, равнодушие, самоуправство а то и откровенное самодурство. Всё это сплошь и рядом замешано на коррупции и кумовстве. Нескончаемый поток жалоб граждан показывает, что федеральная власть не имеет права самоустраняться от решения региональных проблем.
О жилищно-коммунальном хозяйстве
Новый Жилищный кодекс бездумно переложил ответственность за содержание жилых домов с государства на собственников. Но в нынешней обстановке эта нагрузка для подавляющего большинства рядовых владельцев квартир совершенно нереальна. Необходимо федеральное и региональное финансирование ремонта. И не в разовом порядке, а систематическое и в достаточных объёмах. В противном случае очень скоро всё жильё превратится в аварийное. Учитывая важность и неотложность проблемы, изыскание ресурсов на ремонт жилья должно стать одним из важных приоритетов государственной политики.
Конечно, конкуренция в сфере управления ЖКХ желательна. Возможно, в будущем она и будет. И сегодня никто не запрещает частникам оказывать всевозможные услуги гражданам в ремонте жилья. Но в настоящее время многие жильцы боятся новоявленных частных управляющих компаний. Эти компании часто маломощны и не в состоянии справляться с необходимым объёмом работ по ремонту обширных инженерных сетей и сложного внутридомового хозяйства. В этих "компаниях" много нечестных и некомпетентных людей, которые норовят лишь выкачать деньги из жильцов. Более того, в силу дефицита умелых и грамотных кадров, эти компании вполне способны устраивать многочисленные аварии в домах.
В создавшейся обстановке крайне безответственно обставлять выделение средств регионам на восстановление жилья глупым и нереальным условием насильственного внедрения частников в эту сферу. Столь же вредно принуждение жильцов многоквартирных домов обязательно создавать товарищества собственников жилья. Такие авантюрные действия напоминают приснопамятную насильственную коллективизацию на селе. Они уже приводят к конфликтам между жильцами. В больших домах имеются и приватизированные, и неприватизированные квартиры. Там живут люди разного возраста, с разным здоровьем, воспитанием, образованием, семейным и материальным положением. И насильно сгонять их всех в товарищества собственников жилья – утопическая и вредная затея. Тем более, что к ТСЖ в их нынешнем виде немало претензий: они, как и другие сферы, не избежали злоупотреблений, воровства, коррупции.
При нынешнем состоянии ЖКХ непродуманные новации крайне опасны, отрасль может просто рухнуть. Следует прекратить разрушение существующей системы управления ЖКХ, срочно и жёстко наводить в ней порядок, набирать нормальных сантехников (не пьяниц), укреплять дисциплину. Средства на восстановление и развитие ЖКХ должны выделяться как центром, так и регионами, в достаточных объёмах и с единственным условием – расходовать их действительно на замену ржавых труб, а не разворовывать. Что здесь действительно нужно, так это постоянный контроль за целевым расходованием средств и за реальными конечными результатами. Для этого целесообразно подключить и общественность.
О коррупции
С давних времён известно, что экономическая свобода – это прекрасно, это звучит гордо. Но, наряду с возможностями для творчества и продуктивной экономической деятельности, нас упорно преследуют многочисленные гримасы свободы: незаконные поборы с родителей в школах; выдача медалей не за успехи выпускника, а за услуги родителей; поступление в вузы по родству, знакомству или за взятку; положительные оценки за взятки преподавателям; покупка липовых аттестатов, дипломов и учёных степеней; требования незаконной оплаты при выдаче справок, разрешений и иных документов; хорошо оплаченные "положительные" результаты анализов и экспертиз; незаконная выдача заключений, лицензий и сертификатов качества; платные медицинские услуги без гарантий достоверности диагностики и эффективности лечения; необоснованное повышение цен и тарифов; назначение себе и своим приближённым несуразно высокой зарплаты; поломки и аварии по вине неграмотных и безответственных "предпринимателей"; никчемные нововведения и псевдонаучные поделки за солидные откаты; раздача должностей, наград и подарков нужным людям; неправедные суды по "телефонному праву"; принятие законов в эгоистических интересах лоббистов; незаконное участие государственных служащих в коммерческой деятельности, владение пакетами акций, работа на оплачиваемых должностях в хозяйствующих структурах, уход от уплаты налогов, сокрытие или искажение деклараций о доходах и имуществе; оформление имущества на своих родственников, друзей или подставных лиц; отчуждение на "законном основании" имущества по заниженным ценам и последующая спекуляция этим имуществом; лжепредпринимательство, осуществление незаявленных видов деятельности с нарушением законодательства; создание фирм-однодневок с целью быстрого незаконного обогащения; нецелевое расходование средств, необязательность и мошенничество при выполнении хозяйственных договоров и бизнес-планов; обман торговцами покупателей, продажа некачественных товаров, завышение наценок посредниками.
Это – далеко не полный перечень того, чем оборачивается свобода при нынешнем реальном состоянии нашего общества. Борьба с коррупцией – не самоцель, а средство для обеспечения реального экономического роста и всестороннего развития страны. Под этим углом зрения следует рассматривать реальное положение с коррупцией и трудности её преодоления. А трудности эти и в самом деле очень большие. Коррупция растет. Один из главных неутешительных выводов, к которому пришли социологи, состоит в том, что население еще не скоро проникнется нетерпимостью к любым проявлениям коррупции. При одном из социологических опросов половина тех, у кого когда-либо просили взятку, признались, что давали, а другая половина не исключила для себя такую возможность в будущем. Более половины респондентов уверены в том, что если человеку предлагать взятку, то он не устоит перед соблазном ее принять. При этом осуждают взяточников только 60% опрошенных жителей, в то время как у 30% негативного отношения к мздоимцам нет. Уровень осуждения взяткодателей и того ниже – только 41,4%. Это показывает, что коррупция и соответствующее ей поведение, к сожалению, становятся нормой жизни. Коррупция все больше затягивает и российский бизнес, привыкающий осваивать рынки при помощи "откатов", выигрывать нечестные конкурсы и т.д.
При такой ситуации совершенно очевидно, что искоренить коррупцию исключительно судебными преследованиями невозможно. В создавшейся обстановке попытки форсировать судебные преследования за любые факты взяточничества чреваты реальной опасностью сползания страны к приснопамятным массовым репрессиям. Надо учитывать и другое. К сожалению, коррупции способствовали и до сих пор способствуют многие наши законы и подзаконные акты. Значительная часть из них была принята в эпоху разгула воровства, мошенничества и взяточничества в начале и середине 90-х. Разве одиозная ваучерная приватизация не сопровождалась массовой коррупцией? Разве ничем не ограниченная "экономическая свобода" в условиях нечестности, некомпетентности и безответственности не дала мощный толчок коррупции? Мы помним, как в ту эпоху респектабельные джентльмены с телевизионных экранов рекламировали финансовые пирамиды, учили граждан уходить от налогов, призывали не считаться с инструкциями и во что бы то ни стало проявлять инициативу, развивать безудержную деловую активность.
Во избежание сползания к репрессивным временам следует основной упор сделать на профилактику экономических преступлений. Основная общественная опасность коррупции заключается в том, что она подменяет собой продуктивную деятельность людей, либо препятствует этой деятельности, отвлекает от неё. С точки зрения современной общеэкономической теории коррупция – это общеэкономическая категория, охватывающая не только узко экономические, но и психологические, правовые, этические, нравственные аспекты. С этих позиций коррупция – не только взятки или "откаты". Это и спекулятивное повышение цен. Именно оно лежит в основе нынешней российской инфляции. Поэтому в наших условиях борьба с коррупцией – это и борьба с инфляцией, и борьба за реальное повышение производительности труда, за улучшение качества продукции. В нынешней ситуации именно этот аспект антикоррупционной политики приобретает особое значение.
Для искоренения коррупции надо не только подвергать антикоррупционной экспертизе вновь принимаемые законы, но и вообще пересмотреть с этих позиций всё наше законодательство, по крайней мере в экономической сфере. Необходим заслон на пути коррумпированных лиц путём ужесточения контроля за их действиями и усиления наказания за коррупцию. Необходимо вводить в практику безналичные расчёты, в частности электронную торговлю через интернет. В первую очередь это важно в сфере государственных закупок, где из-за отсутствия должного контроля государство ежегодно теряет сотни миллиардов рублей. Не меньшие потери и в сфере корпоративных закупок, осуществляемых промышленными и коммерческими компаниями. Электронная торговля позволяет автоматически прослеживать текущий уровень рыночных цен и обеспечивать участие в закупках максимального количества поставщиков. Это способствует конкуренции между продавцами. Кроме того, электронная торговля затрудняет "откаты" и исчезновение денежных потоков в неизвестных направлениях.
Кредитно-денежная система
На фоне мирового финансового кризиса и у нас прозвенел тревожный звонок: многие физические и юридические лица перестали отдавать кредиты коммерческим банкам. Эта ситуация, если не принять упреждающие меры, чревата таким финансовым кризисом, по сравнению с которым дефолт-98 покажется сущим пустяком. В настоящее время правительство уже идёт на серьёзные финансовые вливания в банковскую систему для её укрепления и предотвращения дальнейших неприятностей. Но этим не следует ограничиваться. Алчность и обман со стороны кредиторов и заёмщиков до добра не доведут. Предусматривает ли план борьбы с коррупцией меры по искоренению экономической преступности в банковской системе? Ведь эта сфера – один из рассадников коррупции. Едва ли правильно ограничиваться косметическими поправками в банковское законодательство. Необходимо по-настоящему наводить порядок в банках, да и вообще во всей кредитно-денежной политике. Давно следует ввести в цивилизованные рамки норму о коммерческой и банковской тайне. Надо, чтобы эта "тайна" перестала быть прикрытием для всевозможных бессовестных махинаций. Следует разработать и законодательно утвердить систему мер, которая должна сделать действительно прозрачными процедуры кредитования, механизмы извлечения банковской прибыли, пути прохождения отчётной финансовой документации. Надо активизировать ревизионно-контрольную деятельность Центрального Банка. Надо предусмотреть давно назревшие меры государственного и общественного контроля за деятельностью и самого Центрального Банка.
Инфляция
Пора осознать, что при наличии многих факторов в основе российской инфляции всё-таки лежат последствия "шоковой терапии" 90-х годов. В одночасье стало возможным зарабатывать не путём выпуска реальной продукции, а путём повышения цен при свёртывании производства. В тотально монополизированной советской экономике цены удерживались в приказном порядке. В либеральной экономике при свободном ценообразовании ограничителем цен служит конкуренция. И вот первый ограничитель исчез, а второй не появился. Экономика оказалась и без плана, и без рынка. Отсюда – неизбежная стагфляция начала 90-х.
Этот всплеск спекулятивной мотивации оказался настолько сильным, что инерция этого психологического фактора сохраняется до сих пор. Предпочитают идти по линии наименьшего сопротивления: ведь повышать цены куда проще, чем наращивать выпуск, совершенствовать технологию, заботиться о качестве продукции. Возникла и до сих пор раскручивается инфляционная спираль зарплата-цены. Этот порочный круг нелегко разорвать. Ситуация усугубляется зависимостью страны от импорта. Открытость экономики оказалась палкой о двух концах: с одной стороны, она избавила страну от тотального дефицита на период обвального спада производства в начале 90-х, а с другой – стала тормозом на пути восстановления и развития отечественного производства в последующий период. В этом аспекте всплеск инфляции частично объясняется ростом объёма денежной массы, за которым не успевает рост предложения отечественных товаров, а дорожающее импортное продовольствие лишь подливает масла в огонь.
Естественно, самым надёжным средством борьбы с инфляцией в нынешней России является восстановление и развитие отечественного производства, увеличение предложения нашей собственной продукции на товарных рынках, продажа её населению по регулируемым ценам. Но, во-первых, на это требуется время. Во-вторых, этот процесс сам по себе не пойдёт или пойдёт крайне медленно. Ему мешают последствия спада производства, разбалансированность между отраслями после отказа от централизованного планирования, рецидивы модной "дезинтеграции", изношенность оборудования, несовершенство технологий, неразвитость инфраструктуры, усугубляющаяся нехватка компетентных кадров, высокий уровень экономической преступности и многие другие негативные факторы, накопившиеся за годы бездумной "радикальной экономической реформы".
В такой обстановке необходимы координация деятельности предприятий всех форм собственности в общенациональных интересах, предельно чёткое и конкретное планирование на основе бюджетных и внебюджетных ассигнований, неослабный контроль за целевым расходованием выделенных средств и доведением работ до запланированных результатов, укрепление финансовой и производственной дисциплины, беспощадное пресечение коррупции, мошенничества, жульничества, расхлябанности во всех звеньях государственного управления. Всё это отнюдь не исключает меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Но рыночная экономика России не должна быть стихийной и спекулятивной. Она должна стать регулируемой, производительной и социально ориентированной.
Конкуренция
Бесконечные упования на конкуренцию прикрывают профессиональную несостоятельность многих чиновников на ответственных постах в экономических ведомствах. Они насаждают конкуренцию даже там, где она неуместна и вредна. Для оценки идеи разделения системы электроснабжения на монопольные и конкурентные области даже невозможно подобрать корректное выражение. Остается радоваться, что у наших рыночных энтузиастов ещё не дошли руки до аналогичной "дезинтеграции" газовой отрасли. Недавно мы были свидетелями того, насколько пагубны последствия неконтролируемого роста цен на авиационное топливо, дополненного некомпетентностью и безответственностью новоявленных частных авиаперевозчиков. Мытарства людей в авиапортах – закономерный результат подмены планомерной работы бездумными затеями по приватизации и дезинтеграции в жизненно важной отрасли. Тогда тоже разглагольствовали о пользе конкуренции с целью повышения эффективности, снижения цен и т.п. Интересно, сколько ещё таких экспериментов, предпринимаемых с самыми благими намерениями и приводящих к прямо противоположным результатам, предстоит пережить нашей стране?
Примечательно, что неумеренные любители конкуренции не выговаривают слово "специализация", которая является антиподом примитивно воспринимаемой конкуренции. Однако именно специализация в сочетании с концентрацией производства является залогом успеха в завоевании лидирующего положения на современном рынке. В первую очередь это относится к высокотехнологичным отраслям производства, выходящим на глобальный рынок. Для управления современным производством в исполнительной власти и на уровне корпораций нужны грамотные, системно мыслящие инженеры, а не только финансовые менеджеры.
Конечно, в современной рыночной экономике ценообразование и конкуренция по-прежнему взамосвязаны. Но давно ушли в прошлое времена полного господства благотворной свободной конкуренции, этого честного соревнования товаропроизводителей, двигателя экономической эффективности и научно-технического прогресса. Такая конкуренция осталась лишь на бумаге в экономико-математических моделях, с помощью которых студентов учат экономической теории. В реальной жизни конкуренция хотя и не утратила своей былой роли, но приобрела новые черты, часто выходящие на первый план. Концентрация производства способствует монополизму. В любом экономическом учебнике можно прочитать о вреде монополизма, который стремится прибрать к рукам весь рынок, задушить экономическую свободу, повысить цены, воспрепятствовать научно-техническому прогрессу. Справедливо подчёркивается необходимость и важность антимонопольного законодательства. Всё это так. Но в наше время явление монополизма тоже претерпело эволюцию. Необходимо отметить как минимум две важные особенности современной экономики, которые часто не воспринимаются или игнорируются нашими экономистами ультралиберального толка.
Во-первых, в наше время крупное предприятие совсем не обязательно является злонамеренным монополистом со всеми его пороками. В одном из лучших отечественных учебников по рыночной экономике приводится в качестве примера корпорация ИБМ, которая является признанным лидером мирового производства элементов компьютерных и информационных технологий. Подчёркивается, что эта компания уже многие годы наращивает (а не сокращает) производство, постоянно совершенствует (а не ухудшает) качество изделий, находится на передовых рубежах научно-технического прогресса (а не препятствует ему), гибко маневрирует ценами (а не старается сохранить их монопольно высокими). Авторы делают важный вывод: "ИБМ и подобные ей корпорации едва ли можно считать монополиями" (А.Я.Лившиц, И.Н.Никулина и др. Введение в рыночную экономику. – М.: "Высшая школа", 1995, стр. 261).
В другом популярном, переведенном с английского, учебнике также высказывается немало интересного о современном понимании конкуренции и монополии. Авторы, отдавая должное конкуренции как стимулу материального интереса и экономического роста, в то же время отмечают многие её негативные черты в условиях современного высокотехнологичного производства. Обращается внимание на то, что современная конкуренция слишком часто оборачивается крайней степенью эгоизма. Подчёркивается, что в нынешнюю эпоху "достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа крупных фирм, а не большого числа мелких" (К.Р.Макконелл, С.Л.Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Пер. с англ. – М.: "Республика", том 1, 1992, стр. 88-89). Авторы пишут и о том, что у конкурентной экономики со временем выявились такие недостатки, как расточительность использования ресурсов в погоне за немедленной прибылью, экономическая неэффективность, резкое неравенство доходов, систематические нарушения рыночного механизма, неустойчивость и т.д.
В нынешней российской действительности необходимо доработать и более эффективно использовать Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Сегодня главная цель этого закона должна состоять в противодействии необоснованному завышению цен индивидуальными и коллективными монополистами. Закон должен быть ориентирован на предотвращение подавленной инфляции. Необходимо продумать все меры, необходимые для выполнения этого закона на практике. Предотвращение искусственного товарного дефицита вслед за установлением регулируемой цены может стать главной заботой тех, кто будет проводить закон в жизнь. Для борьбы с сокрытием товаров может быть полезен закон о торговле. В ходе подготовки закона необходимо тщательно проанализировать всю цепочку движения товаров от производителя до потребителя через торговлю, выявить все возможные способы сокрытия товаров. В законе необходимо прописать и всё, что касается порядка установления торговых наценок. Опираясь на базовый закон, регионы смогут своими подзаконными актами вводить перечни особо значимых товаров, на которые должны действовать ограничения по торговым наценкам. Полезным представляется и создание самостоятельной федеральной службы с целью надзора в сфере торговли по типу бывшей госторгинспекции, с её отделениями в регионах.
Законы о защите конкуренции и о торговле могли бы стать неплохой базой для борьбы с инфляцией и недобросовестной конкуренцией, особенно при условии ужесточения административной и введения уголовной ответственности руководителей компаний, нарушающих это законодательство.
Экономика в целом
Серьёзной помехой на пути экономического развития является сохраняющаяся низкая производительность труда, на фоне которой продолжает расти заработная плата. Это ведёт к тому, что совокупный спрос всё больше опережает совокупное предложение. Долгосрочные возможности нашей экономики всё больше отстают от наших аппетитов. Наши бесконечно возрастающие потребности всё больше приходится удовлетворять за счёт импорта. Возрастает зависимость страны в обеспечении продуктами питания, одеждой, лекарствами, бытовой техникой, компьютерами и многими другими жизненно важными товарами. Конечно, интеграция в мировую экономическую систему необходима, и это уже свершившийся факт. Но то, что происходит, всё больше напоминает не разумную интеграцию, а приближение к той опасной черте, за которой начинается потеря экономической безопасности и национальной независимости.
Сколько бы лукавая статистика ни твердила о нынешнем экономическом росте, реальное положение в экономике страны остаётся сложным. Экономика во многих отношениях остаётся скорее спекулятивной, чем реальной. С уходом от централизованного планирования нарушается сбалансированное развитие отраслей народного хозяйства. Нынешнее состояние энергетики не обеспечит необходимых темпов экономического роста. Неразвитость транспортной инфраструктуры сдерживает рост товарооборота между регионами. Многие отрасли вообще перестали функционировать, и их потребуется восстанавливать практически с нуля. Если представить себе, насколько взаимосвязаны все отрасли и какие это создаёт проблемы как для гражданских сфер, так и для обороноспособности, то очевиден вывод – стране фактически предстоит новая индустриализация. Она потребует не только многомиллиардных вложений, но и строго целевого, грамотного их освоения, потребует полной уверенности в достижении конечных результатов.
Необходимо в кратчайшие сроки создать на базе Минэкономразвития единую и сквозную систему планирования, которая позволит эффективно решать эти задачи. Конечно, речь не идёт о воссоздании прежнего Госплана, с его мелочной всеохватной регламентацией и волюнтаристскими просчётами. Современный уровень развития информационных технологий и вычислительной техники позволяет решить проблему планирования надёжно, на высоком научно-техническом уровне. Имеются и российские разработки в области планирования, и разработки США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии, Китая. В специфических российских условиях представляется очень важным учёт инициативы и реальных возможностей регионов, увязка региональных планов с общефедеральными. В конечном итоге, планирование в центре и в регионах должно стать совместным.
Переломить негативные тенденции можно только на основе тщательно разработанных планов, с конкретными результатами и сроками. Необходима координация экономической деятельности всех регионов, всех отраслей, предприятий всех форм собственности для достижения общей цели – всестороннего социально-экономического развития страны. Без этого все наши "сценарии" и "стратегии" останутся лишь на бумаге. Планирование, учёт и контроль – путь к успеху. И это отнюдь не противоречит современной рыночной экономике. Не создаёт это препятствий и для развития малого и среднего бизнеса. Напротив, продуктивный (а не криминальный) бизнес займёт свою нишу в общих усилиях, обретёт уверенность и перспективы в работе.
Следует покончить с разрушительной практикой "демонополизации", "дезинтеграции", "дерегулирования". Эта практика давно себя скомпрометировала. Конечно, необходимо поощрять честных и умелых бизнесменов, создавая им благоприятные условия. Но нельзя объявлять "нерыночными мерами" и "избыточным государственным вмешательством" законные действия по недопущению на рынок безграмотных и безответственных "предпринимателей". Их активная "деятельность" не только наносит обществу моральный и экономический ущерб, но и всё чаще становится причиной аварий и катастроф.
Нельзя ослаблять роль государства в управлении важными отраслями экономики. Напротив, необходимо способствовать созданию дееспособных и эффективных вертикально интегрированных структур, расширять систему государственных заказов с охватом всех ключевых отраслей и с участием предприятий всех форм собственности. Одновременно следует повысить требовательность к качеству и эффективности работы госаппарата. Необходим жёсткий контроль над целевым расходованием средств и реальными конечными результатами. Преувеличение возможностей частного бизнеса в решении крайне сложных экономических задач – явная маниловщина. Не умаляя роли частных инвесторов, следует подчеркнуть определяющую роль бюджета. Конечно, в ряде случаев возможно и целесообразно партнёрство государства и частного бизнеса. Но нельзя не учитывать ограниченные финансовые и технические возможности частных структур, а также слишком высокие риски для них в нынешних российских условиях.
Демографическая проблема
Серьёзные проблемы для экономического развития страны создаёт тревожная демографическая ситуация. По оценке Всемирного банка, дефицит рабочей силы в России составляет примерно 1 млн. человек ежегодно. Восполнение этого дефицита исключительно за счёт миграции является не лучшим решением, порождает многочисленные дополнительные проблемы. Приток собственной рабочей силы можно обеспечить только при реальном значительном улучшении всей системы здравоохранения. Основными причинами смертности в работоспособном возрасте сегодня являются такие болезни, как инфаркт миокарда, инсульт, рак. Вносят свою лепту и травмы различного происхождения. Несмотря на принимаемые меры, расходы бюджета на нужды здравоохранения остаются низкими. Они не превышают 3-3,5% от ВВП.
Серьёзные препятствия создаёт разобщённость источников финансирования. Необходима централизованная система финансирования здравоохранения. Средства из различных источников (из федерального бюджета, из региональных и местных бюджетов, из системы обязательного медицинского страхования) необходимо централизовать и в плановом порядке направлять на развитие материальной базы здравоохранения, на подготовку квалифицированных кадров, на оказание жизненно важных медицинских услуг населению на бесплатной основе. Конечно, не следует препятствовать развитию внебюджетного финансирования здравоохранения и оказанию платных медицинских услуг. Но это необходимо законодательно регламентировать, и по видам услуг, и по правилам прозрачного и обоснованного ценообразования.
Чтобы переломить угрожающие тенденции в демографии, мало "материнского капитала" и других точечных финансовых вливаний. Здесь слишком многое зависит от общей социально-экономической обстановки. Решение и этой проблемы – в целенаправленной государственной политике, в задействовании экономических и административных мер, в использовании рыночных и нерыночных механизмов. Здесь опять-таки требуется план, с конкретными результатами и конкретными сроками. Требуется безотказно действующая система учёта, контроля, всех видов мотивации для безусловного выполнения этого плана. Люди хотят достойной жизни и уверенности в завтрашнем дне. Они хотят нормального жилья, хотят нормально питаться, одеваться, работать, учиться, лечиться, отдыхать, общаться. Только тогда у россиян появится действительно серьёзное желание создавать семьи и обзаводиться детьми, возникнет реальная возможность обеспечить их будущее.
Наука и образование
В науке и образовании давно пора прекратить хвастливые разговоры о бесконечных достижениях. Критерием успехов здесь, в конечном счёте, может быть только реальный рост социально-экономического потенциала страны. А пока что, несмотря на внушительную армию профессоров и академиков с их реальными или придуманными достижениями, страна никак не может выбраться из разряда отстающих. Думается, всё-таки не обойтись и без серьёзной реформы РАН с её институтами, и без создания по-настоящему дееспособных научно-технических комплексов, и без усиления государственного управления в научно-технической сфере. Возник опасный порочный круг: нехватка квалифицированных учителей порождает безграмотность учеников, последняя приводит к безграмотности будущих учителей и т.д. Особенно опасна возрастающая нехватка учёных среднего возраста. Подготовка таких учёных занимает 5-10 лет после окончания вуза. Быстро заполнить эту нишу, даже влив в науку крупные денежные суммы, невозможно. Здесь требуется планомерная и продолжительная работа. Необходимы срочные меры и по восстановлению прикладной науки. Она развалена, а без неё невозможны разработка и внедрение новых наукоёмких технологических процессов. Только в оборонных отраслях положение ещё терпимое. Но надолго ли? Ведь в экономике всё взаимосвязано.
Положение в науке усугубляется ещё и развалом отечественной экспериментальной базы для научных исследований. Нами командуют чиновники, преисполненные самых лучших намерений, но зачастую не представляющие себе специфики научного исследования или технологической разработки. Они с апломбом твердят: надо финансировать не институты, а их конечные результаты; надо платить только тем учёным, кто выдаёт на гора много цитируемых публикаций, и так далее в том же духе. Они искренне убеждены, что таким путём они стимулируют научную работу. Но они не понимают, что учёный-экспериментатор работает не дома на кухне и не в чиновничьем кабинете, что он не выковыривает ценные результаты из собственного носа. Чтобы были результаты, учёным-экспериментаторам нужны институты с их разветвлённой и сложной инфраструктурой, нужны хорошо оснащённые лаборатории, дорогие современные приборы, установки, вспомогательные материалы и т.д. Всё это, в свою очередь, требует развития соответствующих отраслей промышленности и многолетнего труда. Как же можно не финансировать экспериментальную базу, её многолетнее поддержание на работоспособном уровне? Каждому, кто сохранил хотя бы элементы здравого смысла, совершенно ясно, что финансировать необходимо и институты, и лаборатории, причём хорошо финансировать, чтобы их экспериментальная база могла планомерно развиваться и пополняться образцами новых средств научного исследования. Другое дело, и это очень важно, чтобы был оперативный и компетентный контроль за результативностью работы научного учреждения и работающих в нём учёных. А за выдающиеся результаты следует, как это делается за рубежом, выплачивать премии-бонусы. Они должны быть не символическими, а достаточными для того, чтобы учёный, сделавший крупное открытие или пионерское изобретение, становился по-настоящему богатым человеком. Сильная мотивация труда, компетентность и условия для работы – вот три кита, на которых во всём мире держится высокая наука. Со всеми этими составляющими у нас пока дело обстоит из рук вон плохо.
В образовании назрели неотложные меры по повышению его качества в увязке с текущими и перспективными потребностями народного хозяйства. Необходимы новые образовательные стандарты, с уходом от чрезмерного теоретизирования и приближением к специализации и профилю работы будущего молодого специалиста. Требуется увязка работы вузов с работодателями и, возможно, хоть какое-то подобие распределения выпускников для работы по специальности. Жизнь показала, что предоставление учебным заведениям полной самостоятельности и свободы в наших условиях ведёт к снижению качества образования. Нужна эффективная система контроля за деятельностью учебных заведений: за соблюдением образовательных стандартов, за качеством чтения лекций и проведения практических занятий, за объективностью всех видов проверки знаний учащихся, за недопущением перегрузки преподавателей в ущерб качеству их работы, за прозрачностью расходования бюджетных и внебюджетных средств. Нельзя допускать чрезмерного распространения платного образования. Особенно недальновидно и аморально отлучать от образования способных детей малообеспеченных родителей. Не умаляя важности проведения научных исследований в вузах, необходимо подчеркнуть, что основным критерием оценки их работы должна быть всё-таки образовательная деятельность. Следует повышать требования к работе учёных советов и качеству защищаемых диссертаций.
О вооружённых силах
Сложная международная обстановка требует от России всемерного укрепления обороноспособности. Она, в свою очередь, зависит от общей ситуации в стране. Нам следует не подгонять вооружённые силы под нынешний уровень развития экономики, а наоборот – поднимать отечественную экономику до такого уровня, чтобы иметь современные мощные вооружённые силы, отвечающие нынешним вызовам и угрозам. Здесь и металлургия, и машиностроение, и химическая промышленность, и строительная индустрия, и продовольствие, и многое другое. Здесь и наука, и образование, и демографическая проблема. Здесь, в сущности, весь социально-экономический потенциал страны. Это снова и снова подчёркивает безальтернативность государственной политики планомерного, целенаправленного развития. Поддержание на высоком уровне оборонного потенциала – это не возврат к периоду холодной войны. Это необходимая составная часть миролюбивой внешней политики в нынешних сложных условиях. Это – и реальный рычаг для подъёма всей российской экономики.
О внешней политике
Внешняя политика должна строиться с учётом главного противоречия нашего времени – противоречия между объективно неизбежным процессом глобализации и сохраняющимся разъединением людей перед лицом общей опасности. Обостряются глобальные проблемы. Истощение запасов полезных ископаемых, продовольственная проблема, нехватка энергоресурсов, глобальное изменение климата, загрязнение воздуха, подъём уровня мирового океана, разрушение озонового слоя атмосферы, сокращение и поражение лесных массивов, эрозия почвы, расширение пустынь, умирание озёр, уменьшение запасов подземных вод, угроза ликвидации существующих видов животных и растений, возникновение новых свалок для токсичных отходов и отравление ими грунтовых вод – всё это реальности, которые создают угрозу сохранения жизни на Земле. По всему миру насчитываются уже миллионы беженцев. Неконтролируемая миграция представляет реальную опасность для политической стабильности и сохранения мира. Международный терроризм – лишь следствие обостряющихся глобальных проблем. С ним не справиться только военными мерами. Применение силы оправдано лишь в контексте широкой и скоординированной политики.
Организация Объединённых Наций должна стать более дееспособной. Перед ООН встаёт труднейшая историческая задача, от решения которой как никогда прежде зависит само существование человечества. Необходимо организовать поворот мирового общественного сознания от безудержного эгоизма к разумному самоограничению, от безразличия к помощи, от конкуренции к координации, от конфронтации к сотрудничеству. Человечество не сможет выжить, если не научится действовать по согласованному разумному плану. Нужны крупные международные проекты: гуманитарные, научно-технические, социально-экономические. Россия, с её ресурсами и богатейшим историческим опытом, может и должна играть важную организующую роль в этом коллективном процессе, направленном на выживание и развитие человечества.
Во внешней политике, последовательно отстаивая национальные интересы, в то же время следует избегать конфронтации. После многих десятилетий страна, наконец, получила возможность заняться своим обустройством при относительно благоприятной международной обстановке. Нет холодной войны с её изнуряющей гонкой вооружений. Нет железного занавеса. Свобода внешней торговли и широкое взаимовыгодное сотрудничество способствуют притоку капиталов, новейших технологий, совершенных потребительских товаров. Рецидивы холодной войны невыгодны нашей стране. Планомерно развивая отечественное производство и укрепляя обороноспособность, необходимо терпеливо и настойчиво стремиться к сотрудничеству с США и другими странами, заимствовать всё лучшее, особенно в науке и технике.
Важно использовать для налаживания сотрудничества любую возможность, особенно когда американская сторона сама выражает такую готовность. В американской газете "Интернешнл геральд трибюн" недавно (номер от 1 октября 2008 г.) опубликована статья авторитетных политиков, бывших государственных секретарей США Генри Киссинджера и Джорджа Шульца, под заголовком "Найти точки соприкосновения". Авторы, в частности, пишут: "США и Россия обладают приблизительно 90 процентами имеющихся в мире ядерных вооружений. Сотрудничество между этими двумя странами жизненно важно для недопущения распространения ядерных технологий по всему миру. Глобальное потепление и энергетика также требуют объединенного подхода к решению проблем. Нельзя отвлекаться от решения данных задач и вступать в ненужное противостояние друг с другом...Мы полагаем, что глубинные интересы США, Европы и России связаны более тесно, чем прежде, или, во всяком случае, существует возможность привязать их друг к другу теснее, чем когда-либо – даже теперь, даже несмотря на кризис вокруг Грузии. Эту возможность упускать нельзя" (http://www.inosmi.ru/translation/244356.html). Здравые суждения!
В то же время, учитывая экономическую и финансовую нестабильность в мире, жёсткую конкуренцию за мировые рынки, рецидивы мирового терроризма необходимо обеспечить самодостаточность и безопасность России в критически важных сферах и на долговременную перспективу. Институт СНГ в его нынешнем виде малоэффективен. Он не гарантирует надёжного заслона постепенному окружению России базами НАТО. Этой опасной экспансии следует противопоставить поэтапную трансформацию нынешнего СНГ в союзное государство с более высоким уровнем социальной и экономической интеграции – Стратегический Союз Суверенных Республик (СССР).
Конечно, это возможно лишь поэтапно и на основе добровольного волеизъявления народов. Обновлённый Союз должен преследовать стратегические цели всестороннего развития и безопасности всех его членов на длительную перспективу. Единое экономическое пространство с ликвидацией ценовых конфликтов, с восстановлением необоснованно прерванных и созданием новых хозяйственных связей. Общая оборона от внешней агрессии. Взаимопомощь и поддержка во всех аспектах. Обеспечение прав коренного населения и национальных меньшинств. Восстановление культурного, научного, информационного обмена. Всё это и многое другое – ценности и преимущества реальной интеграции. И это нисколько не помешало бы взаимовыгодному сотрудничеству суверенных республик с другими государствами, в том числе – со странами НАТО. Для этого союзные органы могли бы выработать соответствующие конституционные нормы, приемлемые для каждой суверенной республики и для всего Союза.
Ответственная демократия
Главный недостаток демократии в том, что она, предоставляя людям свободу, выпускает на волю как достоинства людей, так и их недостатки. Но недостатки людей – это продолжение их достоинств. Очень трудно вырвать одни, сохранив другие. В этом и состоит главная проблема демократии: суметь дать простор достоинствам людей и преградить путь недостаткам. Для этого требуются время и власть. Власть мудрая, справедливая, ответственная. И такая власть при демократии должна избираться народом на свободных выборах. Это невозможно без веры людей в справедливость. Нам нужна вера, побуждающая к созидательной деятельности, а не к пассивному созерцанию. Вера в силу человеческого разума, в его способность познать мир во всей его сложности. Вера в способность использовать эти знания на пользу, а не во вред людям. Вера в действенность человеческой доброты, порядочности и уважительности. Вера в способность россиян устроить жизнь в своей стране истинно по-человечески. Такую жизнь, при которой люди проявляли бы свою энергию в созидательной деятельности, а не в стремлении оттолкнуть, обмануть или унизить ближнего, чтобы урвать лишний кусок от общественного пирога.
Надо срочно восстанавливать и развивать отечественное производство, науку, технику, культуру, образование, здравоохранение. Всему этому был нанесён сокрушительный удар бездумными реформациями начала и середины 90-х годов. Ломать – не строить! Разрушить можно в одночасье, а для созидания требуются годы и десятилетия. Для этого стране нужна дееспособная власть на длительный промежуток времени, выходящий за рамки одной-двух избирательных кампаний. Чтобы иметь такую власть, нужна политическая культура у наших избирателей, уменье отличать способность к ответственной государственной деятельности от сусального золота популизма. Надо избавить наши выборы от административного давления на избирателей, от добычи голосов с помощью подкупа и обмана. Нельзя допускать и превращения избирательной кампании в развлекательное шоу для легкомысленной, безответственной публики.
С этой точки зрения представляется оправданной нынешняя преемственность власти. Вместе с тем, должен быть создан работоспособный механизм своевременного отстранения и замены той власти, которая перестанет оправдывать доверие людей. Опасное бездействие власти также должно стать основанием для выражения ей недоверия. Обладает ли наш народ политической культурой для формирования ответственной демократии? Истории ещё предстоит дать ответ на этот вопрос. В нынешнее сложное время от этого ответа будет зависеть судьба народа, само его существование.
У нас сохраняется исторический шанс: мы ещё достаточно сильны и уже многому научились. На Западе это видят. Нас одновременно уважают и боятся, принимают на всякий случай защитные меры. У нас должно хватить мудрости решить двойную задачу: не возродить холодную войну и железный занавес и, в то же время, сохранить великую страну, надёжно обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие в условиях национальной безопасности.
Владислав Фельдблюм