Инновационная экономика – это деятельность всего общества, а не только власти. Власть не может самостоятельно развивать экономику – это не ее это роль. Власть должна создавать условия для творческой инициативы, для стремления развивать то или иное направление деятельности.
Есть еще один очень важный момент – организация обучения в высших учебных заведениях. Проведение конкурсов среди вузов и достаточно большое финансирование – в размере более 20 млрд рублей – это попытка повернуть высшие учебные заведения к воспитанию студентов в русле инновационной экономики. Однако это, во-первых, капля в море, а, во-вторых – не главная задача государства.
Главная задача – это выстраивание всей деятельности ученых и студентов в направлении создания интеллектуальной собственности, инновационного развития. Для этого необходимо избавиться от порока времен 30-50-х годов, когда наука была разделена на академическую, вузовскую и прикладную. Наука – одна! Поэтому главное, что должно сделать государство – все бюджетные заказы на научные исследования и проектные разработки производить только через высшие учебные заведения. Единственным исполнителем таких государственных заказов должно стать аккредитованное высшее учебное заведение. Таким образом мы развернули бы нашу науку на участие в образовательном процессе: вернулись бы к созданию научных школ, к преемственности поколений, оснастили бы вузы современным оборудованием. Естественно, это должно происходить в полном соответствии с успешностью и объемом выполняемых государственных заказов. Тогда различные научно-исследовательские институты, в том числе, и академические стали бы филиалами вузов, их дочерними структурами. В такой ситуации каждый ученый или изобретатель просто обязан был бы создать свою научную школу.
Кроме того, можно сделать рейтингование – одним из условий победы в конкурсе на получение государственных заказов должна быть популярность этого учебного заведения среди абитуриентов: уровень ЕГЭ или же объем конкурса: Таким образом, мы реально, не насильственным, а естественным путем придем к объединению, укрупнению вузов.
По моему мнению, это является главным для возврата нашего высшего образования к инновационному пути развития. Мало того, такими мерами мы сможем повернуть в сторону вузов и нашу промышленность, особенно в том случае, если интеллектуальная собственность будет оставаться в наших вузах.
Григорий Томчин, Член Общественной палаты, Президент ФПЗИ