Вчера состоялось первое заседание Общественного Совета при Министерстве образования и науки, сообщает
ScienceRF:
2 февраля состоялось первое заседание Общественного совета при Министерстве Образования и Науки РФ. В состав совета вошли известные ученые, журналисты, педагоги и общественные деятели. Он разделен на три секции по семь участников в каждой. Секцию по вопросам рассмотрения нормативных документов и законадательных актов в области образования возглавил ректор ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминов, аналогичную секцию в области науки – академик РАН и ректор ГУГН А.О. Чубарьян. За молодежную политику отвечает заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по этике, регламенту и совершенствованию деятельности и законодательства Общественной палаты РФ О.А. Рожнов. Хотя, как постоянно подчеркивал и министр, и члены совета, такое разделение является условным, никаких раздельных заседаний секций не планируется.
Говоря об участниках Общественного совета, министр Фурсенко определил их как людей, которые озабочены проблемами науки, образования и молодежной политики, но "не связаны официально в рамках госслужбы с этими проблемами". Он выразил надежду, что члены совета смогут критически оценивать работу министерства и вырабатывать свои рекомендации. Председателем был единогласно выбран главный редактор журнала "Огонек" В.Г. Лошак, чья кандидатура была предложена Фурсенко. Его заместителем стала Л.Н. Духанина, член комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации. К вопросу о секретаре решили вернуться на следующих заседаниях, однако были высказаны пожелания, чтобы этот пост занимал сотрудник Минобрнауки для осуществления эффективной координации между советом и министерством.
Заняв свое кресло, избранный председатель предложил присутствующим высказаться в режиме "вольной трибуны", сославшись на то, что заседание первое и содержательную повестку дня разработать еще не успели. Первым слово взял академик Чубарьян. Он говорил о необходимости всесторонней экспертной оценки структурных реформ в области науки и образования, а также о том, что деятельность самого совета должна быть "транспарентной" и понятной для общества. Сообщив, что перед заседанием он проводил консультации с президентом РАН, он высказал уверенность, что при обсуждении проекта реформ Академии "голос совета должен быть услышан".
Вслед за ним выступил главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. Его выступление было наиболее эмоциональным и, пожалуй, точнее всего соответствовало пожеланиям министра Фурсенко, призвавшего членов Общественного совета выступать с открытой критикой деятельности его ведомства. Венедиктов заявил, что он очень не хотел бы становиться "свадебным генералом", поскольку каждый из участников "уже состоит в трех-четырех таких советах с совершенно нулевым результатом". Поэтому он предложил более четко определить функции нового совета, и, в первую очередь, оговорить его отличия от Общественной Палаты. Также он призвал участников вырабатывать конкретные рекомендации министру по наиболее актуальным общественным вопросам. Он особенно настаивал на том, чтобы Фурсенко публично и недвусмысленно высказал позицию министерства по нашумевшему делу сельского учителя А. Поносова, обвиненного прокуратурой Пермского края в использовании контрафактной версии операционной системы Windows. Венедиктова поддержал академик РАЕН С.П. Капица, который привел в качестве примера китайские власти, еще недавно поощрявшие нелицензионное копирование программ в образовательных целях.
Фурсенко ответил, что уже беседовал на эту тему с Генпрокурором РФ Юрием Чайкой, и попросил его проконтролировать ситуацию и выяснить степень вины людей, вовлеченных в этот процесс. Вместе с тем он отметил, что не видит большой проблемы в подобных проверках, поскольку во все контракты о поставках компьютерного оборудования для школ включена стоимость лицензионного программного обеспечения. Если вдруг на школьных компьютерах оказывается нелицензионные программы, то это означает, что бюджетные средства осели в карманах недобросовестных поставщиков – заключил министр. Поэтому необходимо не только проводить разъяснительную работу среди педагогов, но и приучать детей к тому, что "платить надо не только за железо, но и за мозги". Фурсенко также выразил готовность лично отправиться в Пермь, чтобы выяснить все детали этой истории, а также выступить с разъяснениями в эфире "Эха Москвы".
В своей дальнейшей речи министр решил развить тему программного обеспечения. Деятельность Общественного совета он сравнил с интерфейсом Минобрнауки, который обеспечивает удобный доступ общества к его работе. Поэтому его основная функция – это не контроль за деятельностью министерства. "Нас контролирует все", – посетовал Фурсенко. По его мнению, задача совета не в том, чтобы выявлять нецелевую растрату средств (для этого существует прокуратура), а, прежде всего, в оценке адекватности работы Минобрнауки запросам общества.
По вопросу о поле деятельности совета аргументировано и взвешено высказался ректор ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминов. Он предложил акцентировать внимания не на законах, регулирующих сферу науки и образования, а на подзаконных актах. Анализ законов находятся в ведении Госдумы и Общественной палаты, тогда как подзаконные акты никем специально не рассматриваются. А ведь именно они содержат конкретные рекомендации для учебных заведений и научных институтов. Предложение встретило всеобщую поддержку участников заседания. Также было решено, что каждый член совета составит список наиболее актуальных, с его точки зрения, вопросов и передаст его в секретариат. На основе этих материалов и будет составлена повестка следующего заседания, запланированного на начало марта. В заключение Андрей Фурсенко представил руководителей всех департаментов своего министерства и пообещал, что они станут "единым целым" с Общественным советом.
Евгений Блинов