Уважаемые зарегистрированные участники и посетители Интернет-портала интеллектуальной молодежи!
Относительно недавно появился документ – Перечень поручений Президента Российской Федерации, в котором соответствующим государственным учреждениям и ведомствам было поручено:
"... в целях эффективного воспроизводства научно-педагогических кадров, обеспечения межведомственной координации мер государственной поддержки и социальной защиты кадров государственного сектора науки и высшего образования создать межведомственную рабочую группу", поручив ей:
разработать федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2008-2012 годы, предусмотрев в ней меры по привлечению молодежи в сферу науки и образования и закреплению ее в этой сфере;
подготовить предложения по повышению эффективности государственной системы присуждения грантов молодым ученым и поддержки проектов в сфере науки и образования, а также совместно с Общероссийской общественной организацией "Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей)" предложения по привлечению возможностей бизнес-сообщества для расширения грантовой поддержки молодых ученых и преподавателей, включая учреждение именных стипендий и создание специальных фондов;
в рамках федеральной целевой программы "Жилище" разработать подпрограмму "Жилье для молодых ученых" на 2008-2012 годы, а также разработать меры по жилищному кредитованию на льготных условиях молодых ученых и преподавателей высшей школы;
совместно с крупными отраслевыми компаниями разработать предложения по укреплению кадрового потенциала отраслевой науки;
совместно с Российской академией наук и Общероссийской общественной организацией "Российский союз ректоров" разработать и внести в установленном порядке предложения по развитию системы отбора, подготовки и привлечения к научной деятельности талантливой молодежи, поддержки научно-технического творчества школьников, студентов и молодых ученых, а также по расширению участия регионов в данной работе;
представить предложения по формированию кадрового резерва, а также по ротации кадров, замещающих средние и высшие должности в научных организациях и вузах.
В связи с выходом данного документа предлагаем посетителям портала высказать мнение о возможных направлениях реализации сформулированных поручений, конкретные предложения, направленные на улучшение ситуации в сфере воспроизводства научно-педагогических кадров, или собственное видение тех "болевых точек" в данной сфере, которые не учтены в приведенном выше перечне и требуют незамедлительного государственного вмешательства.
Уважаемый Администратор!
На мой взгляд не стоит отделять молодых ученых от народа... Это, конечно, понятно, что заботятся о тебе конкретно, но интересно было бы в той же связи знать, что сталось с конепцией молодежной политики МинОбрНауки, которая так живо обсуждалась в октябре ноябре прошлого года???
По существу же хочу сказать следуюшщее... Необходимо сформировать и закрепить в представлениях (в первую очередь) молодежи, что занимаясь наукой можно приносить пользу больше чем работая в том же МакДональдсе и при этом получать достойную твоей квалификации зарплату. Что тебе будут помогать, не только морально, но и материально и не когда то в далекой перспективе, а когда тебе это будет необходимо. Ведь очевидно, что все эти "разработать" и "внести в установленном порядке" это дело не быстрое, а оказание реальной помощи людям на местах зависит от отношения одних "ЛЮДЕЙ" к другим людям. поэтому надо менять именно это самое отношение...
На мой взгляд не стоит отделять молодых ученых от народа...
Я бы не сказал, что в данном документе молодые ученые "отделяются от народа". В нем ставятся задачи по повышению эффективности воспроизводства научно-педагогических кадров, а это задача общегосударственного масштаба, в явную или опосредованно затрагивающая интересы всех слоев российского общества. Ведь не будете же Вы спорить с тем фактом, что зачастую именно научные достижения оказывают серьезное влияние на уровень социально-экономического развития отдельной страны.
Ведь не будете же Вы спорить с тем фактом, что зачастую именно научные достижения оказывают серьезное влияние на уровень социально-экономического развития отдельной страны.
Представьте себе! Буду.
Непосредственно научные достяжения не воплощенные в реальной жизни (по средством промышленности или опытных производств) мало чего стоят. А для того чтоб что то реализовывать в приличных масштабах (и таким образом приносить ощутимую прибыль) нужны не только специалисты в определенной области, но и много чего и кого еще...
Вспомните историю ядерного проекта в СССР. казалось бы, большая часть идей была позаимствована у американцев, но при этом потребовалось напряжение не одного десятка министерств (и уж не знамо сколько людей), чтоб провернуть одну тему такого масштаба.
Да и ко всему, время нужно, а для сокращения временных затрат на реализацию идей, нужна инфраструктура... А она в упадке.
Продолжу мысль, если редактирование невозможно...
Любые кадры, не производятся, а выращиваются. И выращиваются из той же самой молодежи (про работу с которой и должно было быть сказано в той концепции). А для того чтоб выращивать дольше, надо либо увеличить площадь посевов, либо поднять их урожайность. В нашем случае сделать так, чтоб выпускники соответствующих ВУЗов работали по специальности. для этого работа, которой они занимаютя должна стать престижной (либо хорошо оплачиваемой, либо сулящей определенные блага (не объязательно финансовые)). Для этого, как видно, надо оказать влияние, либо на рынок труда (и увиличить зарплаты в определенных областях), либо на сознание обывателей (заставить их (и их детей) всех уважать учителей (что мало реально)). Однако, и то и другое мало реально в рамках концепции, которая провозглашает строительство в нашей стране "самоорганизующегося общества" и соответственной заточки всех программ и концепций.
При всем этом надо так же учитывать фактор времени. Ведь, для того чтоб провести одно поколение студентов 4 лет мало...
Поручения, предлагаемые выше, в общем-то выглядят заманчиво и для того, чтобы они могли быть реализованы на практике необходимо их конкретизировать и наполнить реальными (жизненными) действами. Я во многом согласен с Faraday о лозунговом характере предлагаемых поручений и далекой преспективе их реализации (к моменту их осуществления я уже выйду из категории "молодых ученых", так же как и из категории "молодая семья", а жаль – хотелось бы льготную ипотечную квартирку), однако для исправления сложившейся ситуации просто необходимо что-то делать, а не сидеть сложа руки. По существу: поручение 1. Необходимо предоставить выпускникам вузов, проявившим себя в научном плане будучи студентами, льготные условия поступления в аспирантуру и достойные стипендии на этот период. Возможно заключение договоров с вузом или заинтересованными организациями и учреждениями по финансированию обучения направляемых в аспирантуру (на конкурсной основе) и обязательной отработке после защиты диссертации определенного отрезка времени. Поручение 2. По грантам вообще бытует такое мнение (и я его тоже поддерживаю), что их дают людям, уже сделавшим свое имя в науке (докторам, академикам, минимум – кандидатам). Аспирантам и просто не кандидатам наук, как правило, сложно прорваться на грант (к примеру РГНФ). Для этого как делается? Ищется ИМЯ, которое даёт добро на участие в гранте, а все остальное делает какой-нибудь молоденький аспирантик. Что я предлагаю: гранты нацеливать на молодёжь, выставляя обязательным условием участие в отдельных из них аспирантов, молодых ученых и т.д. Следует расширить также список грантов аспирантов и студентов. Говоря про последних, именно в вузе необходимо им прививать желание участвовать и побеждать в конкурсно-оценочных мероприятиях, стимулируя материально и финансово. Возможно создание отдельного грантообразующего фонда молодых ученых, который бы распределял средства, выделенные государством, на исследования в интересах самого же государства и его отдельных министерств. Причем это касаться должно, в первую очередь, гуманитарных исследований. Для технических изысканий можно смело собрать с соответствующих министерств приоретеные темы исследований и им же, например, объявлять соответствующие конкурсы, направленные на прикладное их использование в промышленности и т.д. и т.п. Вообще мыслей относительно предложений и изменений в предлагаемый документ много, однако времени на изложение всего этого на сайте очень и очень мало. Если же всё-таки администратору они покажутся интересными можно их излагать и совершенствовать и дальше.
Возможно создание отдельного грантообразующего фонда молодых ученых, который бы распределял средства, выделенные государством, на исследования в интересах самого же государства и его отдельных министерств. [quote]
Только утопии заставляют человечество бесконечно двигаться вперед.
Фонд нужен. Жаль только, что создать на практике его оказалось гораздо сложнее, чем смоделировать.
Вот представьте себе: создать простой такой фонд поддержки так называемой молодежной науки в отдельном взятом вузе. И как же его собрать? И кто же из администрации и бухгалтерии рискнет таким делом заниматься? Кто будет туда выделять бюджетные и внебюджетные средства? Такое создание в принципе невозможно, а в размерах страны – тем более.
http://www.sciencerf.ru/client/news.aspx?ob_no=430 0
Ольга Виноградова: Никакого механизма, позволяющего запустить серьёзный проект и получить деньги под создание хорошей лаборатории, в России нет. – ScienceRF, 22 января 2007 г.
Правильной научной политикой сейчас было бы попытаться вернуть или максимально укрепить специалистов мирового уровня возрастной группы 35-50 лет. Тех, кто уже доказал свою состоятельность и признан как учёный (публикации, цитирование, гранты) и менеджер (опыт создания и руководства большой самостоятельной группой). Тут нужна гибкость (кто-то может быть чуть младше, кто-то – чуть старше), но в целом целевая группа должна быть именно такой – еще молодой, но уже известный и опытный, соответствующий уровню полного (в крайнем случае ассоциированного) профессора в хорошем месте на Западе. Конечно, не стоит противопоставлять "репатриантов" тем, кто жил и работал только России – рассматриваться должны все. Но в экспериментальных областях, очевидно, нужно ориентироваться на тех, кто уже развивал и использовал современные методы, а это, в основном, уехавшие соотечественники.
Я думаю, что стратегически и тактически "центры роста" (тут есть некая корреляция с идеей ЦПИ А.Казанского и Г.Цирлиной) новых направлений должны быть сосредоточены вокруг именно такой целевой группы. Учёный должен получить статус уровня завкафедрой университета или завотделом РАН, и минимум 2 миллиона евро для создания новой группы и инфраструктуры, но у нас, объективно, надо вложить больше, чем на Западе, так как инфраструктура отсутствует полностью. Привлечение и поддержка более молодых сотрудников может идти затем в рамках такого "центра роста". Было бы неправильно сводить поддержку молодых научных учёных только к повышению зарплаты – ими надо руководить, направлять их. Мне кажется, что такая стратегия правильна, в том числе в контексте реформы науки, и надо думать в направлении таких пилотных проектов.