Уважаемые коллеги! Приглашаю принять участие в разговоре на тему "Что считать НИР студентов?" Вопрос возник с предстоящими отчетами ВУЗов, в которых есть раздел по студентам. Так вот, в отчете стоит графа кол-во студентов участвующих в НИР. Считать ли курсовые, дипломные, и т.д. НИР, или же здесь разговор о грантах, хоз.договорах и т.д.
ИМХО в технических науках– если проводятся эксперименты или моделирование новых устройств и процессов.
ИМХО курсовая курсовой рознь, как и диплом. Если все по методичке, то это не исследовательская работа.
Тогда называйте курсовые курсовыми, а обоснование причисления их к НИР уже будет сомнительно, опять же ИМХО.
А то может сложиться впечатления, что у нас в стране все студенты наукой занимаются. Образованием– да, но не наукой. курсовая это ИМХО проверка знаний полученных при изучении курса, диплом– проверка знаний специалиста. присутствует ли в них научный вклад нельзя сказать не глядя в сами работы.
По-моему всякий переход к макро показателям нужно обосновывать ибо первооснова все таки микро показатели.
Это как складывать векторы одинаковой длинны. Мжно премножить длинну на колличество только если векторы направленны в одну сторону, если же в разные, то тут либо следить за направлением каждого либо искать группы сонаправленных 9если таких не много) и их пемножать.
Можно сделать выборку и, используя мат статисику, присвоить всем курсовым свойства выборки, но тут тоже придется обосновывать выборку. И конечно чем больше выборка, тем меньше вероятность сделать неправильные оценки.
почему же сомнительным, наши студенты, например, в своих курсовых описыват работы по которой они получают патенты..
Таких студентов знают в лицо даже не на кафедрах, на факультетах. Если один студент из тысячи написал курсовую работу, за которую получили патент, то разве можно из этого делать вывод что НИР – это все курсовые работы? Даже не во всех инженерных дипломах есть НИР, что уж тут говорить курсовых. Вот магистреские дипломы содержат научные исследования.
Кстати говоря, мне кажется, что студентов, занимающихся НИР отлично знают на кафедрах.
Уважаемые коллеги!
Мне кажется, что более правильно указывать количество студентов ведущих научные исследования, которые не являются обязательной частью учебной программы. Если принять за НИР выполнение курсовых, то тогда количество студентов, занимающихся НИР в академии будет составлять 100% из года в год, но такого не может быть при объективном предоставлении данных. Кроме того, при таком подходе выполнение лабораторных работ также можно зачесть большинству студентам за НИР. Наличие у студентов статей, рацпредложений, патентов и т.д. также можно зачесть за научно-исследовательскую работу, т.к. данная информация является составляющей отчетов по научно-исследовательской работе. Гранты и хоздоговора, также можно отнести к НИР, если фамилии студентов фигирируют на страницах договора и опять же, если участие в них не является частью учебной нагрузки.
Технически, я не думаю, что не имеет смысла вспоминать студентов или пересчитывать кол-во их работ, тем более если их более 15000 чел. Проще попросить кафедры предоставить информацию о студентах, активно занимающихся НИР (в Вашем понимании), о кол-ве статей, рацпредложений, патентов с участием студентов....
Коллеги, спасибо, что откликнулись, на мой вопрос. Однако, есть маленький нюанс. В нашем ВУЗЕ, за НИР премируют из нашего фонда, поэтому получить достоверную информацию с кафедр не всегда возможно. Кроме тог, речь идет о цифре которую нужно послыать в отчете ВУЗа.
Если нужна объективная информация. Попросите дать список статей, рацпредложений, патентов, в которых совторами являются студенты. Это можно сделать в рамках отчета с кафедр по НИР /попросить выделить Ф.И.О. студентов/. Александр пишет:
о цифре которую нужно послыать в отчете ВУЗа.
Давайте определимся, что нужно объективная информация или цифра в отчете.
На самом деле, нужна и цифра в отчете, и объективные данные. (к сожалению, с чиновниками очень тяжело спорить). После моих неоднократных попыток, я все таки смог выяснить, что такое НИР студентов, (касательно отчета ВУЗа). По НИР студеттов понимаются гранты, хоздоговорные темы, и др. средства поступившие из бюджетных и внебюджетных источников финансирования на НИР в которых участвовали студенты. Большое всем спасибо, что приянли участие в данном разделе форума.
С уважением, А.Гончаренко.
P.S. Surgery , кстати обещал написать, и сбросить инфу, после Питера :-)
Уважаемый Александр!
Предлагаю Вам посмотреть ниже перечисленные пункты, по которым происходит оценка НИРС вуза (сбором информации занимается УНИД универа и зам. проректора по науке). Как это делается? УНИД берёт данные из кафедральных отчётов и заносит их в две таблицы, первая – "Организация НИРС", вторая – "Активность...". Зам. проректора в свою очередь даёт команду зам. деканов факультетов по НИР на сбор информации. Потом данные сверяются и отправляются... Итак, таблица вторая сначала:
1. Доклады на научных конференциях, семинарах и т.п. всех уровней (в т.ч. студенческих), всего:
– из них международных, всероссийских, региональных.
2. Экспонаты, представленные на выставках с участием студентов, всего:
– из них международных, всероссийских, региональных.
3. Научные публикации, всего:
– из них изданные за рубежом;
– без соавторов (работников вуза).
4. Студенческие работы, поданные на конкурсы на лучшую НИР, всего:
– из них открытый конкурс по приказу Минобразования России на лучшую НР студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам.
5. Медали, дипломы, грамоты, премии и т.п., полученные на конкурсах на лучшую НИР и на выставках, всего.
6. Заявки, поданные на объекты интеллект. собственности.
7. Охранные документы, полученные студентами на объекты интеллектуальной собственности.
8. Проданные лицензии на использование интеллектуальной собственности студентов.
9. Студенты, указанные в качестве исполнителей (соисполнителей в отчётах по НИР.
10. Студенческие проекты, поданные на конкурсы грантов.
11. Гранты, выигранные студентами.
12. Стипендии Президента РФ, получаемые студентами.
А вот и первая табличка, показывающая, насколько хорошо вуз работает в области организации НИРС:
1. Разделы открытого конкурса на лучшую НР студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам, по которым вуз являлся базовым по приказу.
2. Конкурсы на лучшую НИР студентов, организованные вузом, всего:
– в т.ч. международные, всероссийские, региональные.
3. Студенческие научные и научно-технические конференции и т.п., организованные вузом, всего:
– в т.ч. международные, всероссийские, региональные.
4. Выставки студенч. работ организованные вузом:
– в т.ч. международные, всероссийские, региональные
5. Численность студентов очной формы обучения, всего
6. Численность студентов очной формы обучения участвовавших в НИР, всего:
– участвовавших в НИР во внеучебное время с конкретным результатом
– указано в качестве исполнителей (соисполнителей) в отчётах о НИР
– с оплатой труда из средств Федерального агентства
– с оплатой труда из средств других источников
– являются референтами курса и и студенческих групп
– участвуют в выполнении ДП с элементами исследований и рекомендованных к внедрению
– участвуют в в выполнении курсовых заданий с элементами исследований
– участвуют в реферировании НТ литературы по общественно-гуманитарной и общетехнической тематике
Если понадобились эти данные, то очень хорошо! :)
С уважением, Вячеслав
Уважаемые коллеги! Приказом Минобразования от 2002 г. в существующий перечень аккредитационных показателей деятельности ВУЗов введен комплексный показатель воспитательной работы со студентами, куда и входит НИРС. Оценка выставляется бальная от 1 до 10, что характеризует уровень работы от низкого до высокого и передового. Но методики оценки этого показателя до сих пор в нашем ВУЗе нет и скорее всего она не разработана. Если кто-то обладает информацией по этому поводу, поделитесь?
С уважением Александр Вишневский (Чита)
Возвращаясь к началу обсуждения, хочу сказать следующее: НИР студента может сичтаться любая исследовательская деятельность, выходящая за рамки обязательной учебной программы, или результаты, полученные в процессе выполнения обязательной нагрузки студентом, но обладающие определнной научной навизной и актуальностью и представленные ввиде публикаций например. Ну естественно, как уже говорилось, гранты и т.д., где студент является испонителем или соисполнителем НИР по гранту под руководством преподавтеля и проч. У нас на кафедре философии и социологии мои коллеги осуществляют руководство такими студенческими исследовательскими проектами и даже имеют определнное признание на всероссийских конкурсах по результатам такой работы. Далее результаты этой деятельности публикуются руководителями в соавтрстве со студентами – вот это мне кажется и можно причеслять к НИР студентов, так как тому есть формальное подтверждение. Тут и объективность и отчетность в одном флаконе – так я считаю.
Уважаемые коллеги!
На основе анализа данной дискуссии очень хочется высказать такую мысь. Чтобы что-то считать НИР студетов, нужно это что-то организовать. С нашей точки зрения одним из оптимальных вариантов целенапрввленной организации НИР студентов является Студенческое Научное Общество (СНО). Исходя из личного опыта, в СНО изначально приходят студенты 1 курса,которые к 5 курсу (в идеале) достаточно мотивированы на ведение научной деятельности в аспирантуре. Причём, студенты уже 3 курса имеют напечтанные статьи, опыт участия в конференциях и достаточные навыки самостоятельного изучения интересного им маттериала, выходящего за рамки программы. причём, СНО не должно быть многочисленным, так как именно в этом случае количество врядли перейдёт в качество. Очень хочется обсудить. :))
PS. Всех с проазднико Студентов!
НИР студента может считаться ЛЮБАЯ исследовательская деятельность, выходящая за рамки ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ учебной программы, или результаты, полученные в процессе выполнения обязательной нагрузки студентом, но обладающие определнной научной навизной и актуальностью и представленные ввиде публикаций.
НИР студента может считаться ЛЮБАЯ исследовательская деятельность, выходящая за рамки ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ учебной программы, или результаты, полученные в процессе выполнения обязательной нагрузки студентом, но обладающие определнной научной навизной и актуальностью и представленные ввиде публикаций.
это точное определение, взятое из конкретного источника, или своя собственная формулировка?
С Татьяниным Вас!
Коллеги уважаемые, прошу заметить: таблица, указанная Академиком как "Активность НИРС", кажется, должна именоваться "Результативность НИРС", эти формы идут в отчет вуза перед Рособразованием. Фраза, которую приводит Александр для раскрытия понятия НИРС, самая точная, а источник мог быть еще в советских изданиях. Однако есть монография (Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России: В 2 ч. / ГУУ. – М., 2001; руководитель авт.коллектива В.В.Балашов), в которой фигурирует слово НИДС и представлены разные метод.характеристики, типовые положения научных мероприятий молодежи. Тем не менее НИРС не ограничивается только теми формами, что нужны в отчетах агентству. Из опыта моего вуза: даже в Положении о НИРС указано, что есть сост.части: УИРС (проводится в соответствии с планами уч.-иссл.работы; научные работы ст-в, выполняемые во внеуч.время; орган.-массов. мероприятия. стимулирющие развитие НИРС (конкуры, олимпиады, конференции. выставки)
Положении о НИРС указано, что есть сост.части: УИРС
(1. проводится в соответствии с планами уч.-иссл.работы;
2. научные работы ст-в, выполняемые во внеуч.время;
3. орган.-массов. мероприятия. стимулирющие развитие НИРС (конкуры, олимпиады, конференции. выставки)
В представленной цитате я позволил себе выделить 3 составляющие УИРС, согласно Вашему положению о НИРС.
Пункт первый вызывает сомнения. Т.к. это учебная нагрузка и, соответственно, изучение учебной программы, с моей точки зрения, не стоит включать в НИРС. Полностью согласен со вторым пунктом. Третий – слишком общий, но на основании материалов конференций, конкурсов, выставок можно судить о студентах занимающихся НИРС и получивших какие-то результаты. Олимпиады проверяют уровень знаний и не могут олицетроряться с НИРС.
С моей точки зрения приведенное Александром /25 января 2006 13:24/ определение является наиболее приемлемым. Но конец определения: ", или результаты, полученные в процессе выполнения обязательной нагрузки студентом, но обладающие определнной научной навизной и актуальностью и представленные ввиде публикаций", можно убрать т.к. это чрезмерная детализация. Т.к. учебная программа, как мне кажется, не предполагает обязательных публикаций студентов, оформление рацпредложений и заявок на патенты.