Введение
Год назад я понял простую вещь, чтобы учиться в ВУЗе и сдавать экзамены и зачеты не обязательно учиться весь семестр, реально студент учит только под сессию в состоянии цейтнота, когда времени в обрез. Поэтому я задумался о получении второго высшего образования из простого предположения, что реально можно учиться гораздо быстрее если задаться целью. Чтобы подойти к сессии с тем багажем знаний который берет с собой большинство мне требуется пару раз прочитать лекции, если в них все последовательно написано и понятно. Это не из-за того, что я как-то очень быстро усваиваю знания (Скорее назову себя ленивым. я никогда не отличался большой скоростью мышления и хорошей памятью, наоборот я довольно медленно все обдумываю и у меня рассеянная память, постоянно все забываю), но из-за того, что на самом деле нужно знать немного. Реально чаще нужно хорошо понять метод и суть предмета, понять все в общем виде и применять это во множестве частных случаев, а не запрминать все частные случаи. Я поступил на вечернее отделение, чтобы получить экономическое образование. Но параллельно с этим я интересовался дистанционным обучением, т.к. все таки время ценныя штука, а в ВУЗах до сих пор некоторые ценят посещения. Я нашел сайт http://openet.ru , но там до сих пор почти ничего не преподают, несмотря на указанное немеренное количество специальностей и ВУЗов, видимо законодательно ничего еще не утвердили. Поскольку образование даже там должно было стоить денег (вообще в большинстве вузов деньги отдаются за корочку диплома, а не за знаия. спрашивается зачем мне платить за корочку если мне нужны знания. В стане где еще недавно основной идеей было бесплатное высшее образование берут деньги за все. НЕСПРАВЕДЛИВО, НЕПРАВИЛЬНО подумал я, почему я имею возможность учиться и получать образование, потому, что у моего отца есть возможность его оплатить, а у других такой возможности нет, да и почему я должет платить за корочку, когда мне нужны знания. Такое ощущение складывается у меня, что цель ВУЗа проверять знания, а не давать их ибо студент по мнению многих преподавателей самообразующаяся единица (вроде как даже и переводится как самообразующийся или типа того)
Так вот я подумал как это исправить, как довести информацию до тех кто её хочет получить, а не до тех, за кого заплатили деньги. первое же что пришло на ум– развитие компьютеров, сейчас в интернете можно найти кучу литературы по любым областям знаний. Т.е. не нужно платить всем за тысячные тиражи, себестоимость доставки таким образом повышается в разы. Библиотека мехмата и библиотека колхоза начало реализации такой идеи свободного доступа к информации.
Но у книг есть очень существенный недостаток:приходится очень сложным языком описывать довольно постые на взгляд вещи, иногда пиходится листать со страницы на страницу глядя то на рисунок, то на описание к нему, а человек может как на лекции просто показывать на рисунок и сопровождать пояснениями, но даже лекция обладает одним недостатком, её нельзя повторить, а разъяснить студентом вещи которые они действительно не поняли нет времени, ведь практически не понимает почти никто и потом штрудируют записи и то если они еще хорошие и все равно получаятся учатся в итоге не на лекции, а дома..... Так спашивается нафига была эта самая лекция если есть учебники и их с тем же успехом можно прочитать?
Я предлагал на сайте http://openet.ru идею созданеия видео лекций от Ведущих преподавателей и ВУЗов страны, но мне ответили, что вроде как говорящую голову никто не хочет лушать. Все сразу накинулись с критикой, вроде кто это делать будет, преподаватели не артисты, вроде как преподаватель чувствует аудиторию и реагирует на её поведение и подстраивает лекцию под студентов. Хороший преподаватель может и да, а что делать если в стране полвина преподавателей ну не могут объяснять, ну умные они докрота там всякие, но объяснить не могут. Знающий не говорит, говорящий не знает :)
Кроче там меня послали, сказали мол кто этим будет заниматься, деньги нужны режиссеры мол вы предложили сами и делайте, а один вообще не поверил, что я студент, а потом еще и оскорблять пытался (Так и хотелось их матом огреть от злости) ну не понимают они, что достаточно один раз сделать, а потом можно копировать хоть миллион раз, как электронные книги, как пиратскуое видео и аудио. На выпуск тонн бумаги для книг и журналов видете есть деньги на оплату учебы бюджетникам есть, на оплату сотням прподавателей, которые только и делают, что "проверяют знаимя", а на самом деле берут взятки за экзамены деньги есть. Вобщем я не стал спорить с ними и ушел оттуда.
Суть
Так вот хотелось бы узнать мнение людей обитающих здесь о видеолекциях, бесплатных учебных программах, бесплатных электронных книгах и прочих вещах, с помощью которых смогут самообразовываться те, кому это нужно. Ведь видеолекцию можно перемотать там где что-то упустил, и мотать пока не поймешь, можно свободно использовать свое время (гибкий график), можно всегда обратиться к другому предмету если что-то нужно, например надо проверить вал редуктора на прочность, забыл как делается-посмотрел лекцию из сопромата, восстановил в памяти, проблемы с математическими расчетами– посмотрел математику. Чувствуешь, что в лекции много воды а тебе все понятно, а лектор все слишком для тебя долго разжевывает– перемотал вперед, чувствуешь что не успеваешь усваивать информацию-отдохнул и в бой.
Решил посмотреть сразу несколько лекций по одному предмету– посмотрел, чтобы не разрывать тему на части.
Можно организовать выпуски лекций в виде ответов на частые вопросы, можно публиковать и текстом.
Самое главное, в этом, что стоят в этом деле только носители информации, а с развитием компьютерных сетей, можно выкладыват все на централизованные серверы и давать бесплатный доступ к ним.
Доброе время суток!
Очень интересная тема. В нашем университете, (кстати входит в систему openet.ru) идет разработка данных материалов. Запускается новый совместный проект с другими регионами "Телепорт", в котором предусматривается система трансляции лекций через спутниковый сегмент. Лекции, которые пройдут в эфире записываются на электронные носители и их можно в дальнейшем получить на DVD или CD дисках.
По вопросу "говорящей головы" ... Существует масса способов, решить данную проблему, кроме того последние записи лекций уже проходят не в пустой студии, а в присутствие несколькихз человек или группы студентов. В данном случае преподаватель ориентируется и видит глаза слушателей, что делает лекцию более качественной.
Идея очень даже правильная. В МГУ периодически люди хотят организовать нечто в этом роде для того, чтобы с лекциями можно было бы знакомиться и студентам других вузов, и вообще всем желающим. Кстати, очень существенная вещь – хороших лекторов становится все меньше, хотелось бы успеть записать тех, кто еще остался, ведь многие базовые курсы мало меняются год от года, некоторые из лекций были бы полезны и в далеком будущем. Ну и просто умению читать лекции нужно учиться в первую очередь у действительно выдающихся лекторов, а такие еще есть.
Особенно важно, на мой взгляд, записать и сделать общедоступными вводные лекции наиболее сильных лекторов по разным специальностям – они были бы актуальны достаточно долгое время и могли бы замечательно возбуждать интерес. Никакая книга не может сделать это так, как хороший преподаватель в лекции!
К сожалению, технически это не такое простое дело, даже если есть сервера с достаточным местом для размещения видеофайлов и хороший канал связи. Нужно все организовывать, обучать операторов, создавать систему аннотирования (без которого просто файлы с лекцией будут малополезны), и т.п. (С лекторами как раз не так сложно, если научиться вести записи во время реальных лекций таким образом, чтобы не причинять ему неудобства. Ну, конечно, надо решать проблему с авторскими правами и каким-то неунизительным вознаграждением для лектора, но все же как раз это не такая уж сложная проблема.) А значит, нужен крупный проект с достаточным бюджетом, причем наверняка найдется масса любителей воспользоваться такой оказией для "распила" бюджетных денег в свой карман, так что в итоге вся деятельность вылиться в некий огромный сайт с непонятной структурой и практически нулевым наполнением...
На биофаке МГУ запись видео идет несколько лет, и с самого начала были обещания вести дело к публичному доступу к лекциям, но... Сообщается, что "к настоящему времени оцифровано более 250 лекций (12 полных лекционных курсов)" ( http://www.bio.msu.ru/servers.html ; см каталог фильмов: http://www.bio.msu.ru/mmt/ ), тем не менее у меня лично есть сомнения насчет того, выйдет ли этот проект на реальное некоммерческое распространение.
В принципе, проект мог бы быть, возможно, даже прибыльным, если хорошо организовать дело. Во всяком случае, я предлагал коллеге, который ведает проектом на биофаке МГУ, сделать три уровня: 1) кадры из лекций плюс аннотации (не только полезные сами по себе, но и помогающие найти материал ищущим в интернете, поскольку они содержали бы нужные ключевые слова), и небольшие деморолики для быстрого ознакомления; 2) бесплатные сильно сжатые (по размерам и по качеству) полные записи лекций; 3) высококачественные записи, продаваемые индивидуальным пользователям и организациям (прежде всего вузам), при этом, естественно, лицензия для организации многократно дороже, но может быть вполне по карману многим вузам.
На некоммечреском сайте http://www.neuroscience.ru/ пытались организовать мультимедийную библиотеку, но не хватило рук и дискового пространства :((((( Одно время там поочередно выкладывались записи то одних, то других семинаров, но года через полтора (?) остались только несколько несменяемых видеофайлов. Хотя, насколько я знаю, желание продолжить эту деятельность у организаторов Нейросаенса Ру есть, и весьма большое (вот времени в ближайшие месяцы, увы, почти наверняка не будет).
Кстати, можно составить представление о том, какое значение мог бы иметь такой проект в более широком контексте – контексте культуры страны, – просмотрев (кто еще не видел) коллекцию цветных высококачественных фотографий дореволюционной России: http://www.loc.gov/exhibits/empire/ и http://www.livejournal.com/users/kot_begemott/7314 8.html (там же можно прочитать довольно поучительный рассказ про историю проекта Прокудина-Горского). (Если у кого быстрый интернет и не в лом скачивать десятки МБ, очень рекомендую не ограничиваться этими страницей, но также воспользоваться такой рекомендацией автора блога в ЖЖ: "Если вы захотите попытаться найти в этом архиве знакомые места или родной город, то удобнее всего пользоваться специальным поиском: вводишь в окошечке http://lcweb2.loc.gov/pp/prokquery.html любое слово (например, Volga), и получаешь искомый результат. Для каждого фото есть несжатая tif-версия (объёмом до 50 mb). На ней можно рассмотреть самые мельчайшие детали.")
Идея очень интересная. Однако, наряду с достоинствами данного подхода, хотелось бы отметить и недостатки. На мой взгяд самый главный из них состоит в том, что при массовом распространении такой видеопродукции студенты совершенно перестанут ходить на лекции. Судите сами, зачем к примеру приходить на утренние занятия если можно вечером посмотреть соответствующую лекцию и получить представление о содержащемся в ней материале.
А вот для людей действительно стремящихся к самообразованию, повышению своего научного потенциала и расширению кругозора видеолекции как нельзя кстати. С удовольствием поддержал бы это начинание, но не могу (пока) похвастаться богатым опытом чтения лекционных курсов. Может лет через 10.. ))
при массовом распространении такой видеопродукции
студенты совершенно перестанут ходить на лекции. Судите сами, зачем к
примеру приходить на утренние занятия если можно вечером посмотреть
соответствующую лекцию и получить представление о содержащемся в ней
материале.
Выяснить, так это или нет, можно лишь экспериментально :) Мне кажется, что если и перестанут, то лишь временно, поскольку с компа лекцию все-таки намного тяжелее воспринимать. Да и ничего страшного в том, что на лекциях будет меньше студентов, нет, важно, чтобы как можно больше их ознакомилось с лекцией тем или иным образом.
Наиболее ценный эффект был бы от распространения лучших лекций по всей стране.
Кстати, вот демо-страничка с сайта биофака МГУ (версия сугубо экспериментальная, хотя и старая): http://www.bio.msu.ru/video.html (Почему-то сейчас у меня не получается увидеть собственно видео, идет только звук...)
Еще кое-какие лекции в мультимедийном виде пытались выкладывать на ф-те фундамент. медицины МГУ – напр., http://www.fbm.msu.ru/Academics/Manuals/Pharm/inde x.html (правда, не видео, а слайды, но с голосовым сопровождением). Но это было несколько лет назад и, кажется, с тех пор работа тоже почему-то остановилась. Наверное, народу некогда этим заниматься :(((
С удовольствием поддержал бы это начинание, но не могу
(пока) похвастаться богатым опытом чтения лекционных курсов. Может лет
через 10.. ))
Поддержка тут нужна даже не столько от читающих лекции, сколько от тех, кто мог бы организовать их запись.
Можно было бы, кстати, организовать – хотя бы на этом сайте – эдакую всероссийскую площадку обмена опытом по записи лекций на видео. В одиночку все технические вопросы решить трудно, а вот совместными усилиями вполне может получиться!
А под уже начатые проекты, наверное, будет вполне реально получить финансирование на крупный портал для всеобщего обмена уже самими лекциями.
Я думаю в этом вопросе основная трудность не техническая. Трудность в том, чтобы найти людей (а именно высококвалифицированных специалистов) готовых поддержать эту идею. Ведь лекции молодого ученого, кандидата наук вряд ли составят конкуренцию профессорскому уровню. Проблема в том что сподвигнуть "старших товарищей" на это дело, полагаю, достаточно трудно, поскольку это неизбежно влечет за собой трату времени и сил лектора, а соответствующей материальной отдачи нет. Конечно это всего лишь мнение, возможно, не совсем обоснованное. А с техникой то сейчас проблем нет, и с обработкой видео тоже. Вот в этой части смогу посодействовать.
Записи можно, как я уже сказал, вести прямо во время обычных лекций.
От лектора требуется:
1) быть морально и технически готовым к тому, что произносимое им (в т.ч. неудачные формулировки и даже откровенный бред, ежели такой вдруг будет иметь место) будет зафиксировано и доступно для придирчивого анализа;
2) привыкнуть к наличию камеры и оператора;
3) если он использует слайды – передать их, чтобы можно было бы вставить в запись (часто они довольно неплохо видны и на видеозаписи, но в идеале лучше все-таки воспользоваться оригинал);
4) отредактировать аннотации, оглавления, закладки (если они используются).
Наиболее критичны тут пп. 1 и 2, но это вполне разрешимые проблемы. Остальное совсем нетрудно.
Что может потребовать от лектора действительно немало времени: желательно, чтобы он сам просмотрел записи и, если найдет ошибки (а оговорки разного рода допускают даже лекторы самого высокого уровня), то, возможно, соответствующие места следует перезаписать. Но, наверное, далеко не всякий преподаватель сочтет этот этап необходимым.
Иногда из-за технических проблем или плохой формы лектора какую-то лекцию придется перезаписать, вот это уже некоторая проблема (особенно если лектора сильно напрягает читать для пустой или почти пустой аудитории). Но тоже, наверное, разрешимая.
Если лектор слишком много ходит, то возникают проблемы со сжатием записи (хотя бы фон должен быть бОльшую часть времени неподвижен). Но, наверное, ограничивать движения лектора не нужно – достаточно фиксировать камеру в основном на доске (или экране со слайдами), а лектора сопровождать лишь время от времени.
Достаточно принципиально корректно решить вопрос с авторскими правами. Наверное, лучше всего было бы разработать некие типовые образцы или шаблоны договоров – обязательно с участием опытных юристов.
Ведь лекции молодого ученого, кандидата наук вряд ли составят конкуренцию профессорскому уровню.
Это имеет значение только при наличии этого самого профессионального уровня, а на безрыбье и рак рыба.
Проблема в том что сподвигнуть "старших товарищей" на это дело, полагаю, достаточно трудно, поскольку это неизбежно влечет за собой трату времени и сил лектора, а соответствующей материальной отдачи нет.
Наверное в этом главная проблема: все сейчас делается за деньги (не нравиться мне это)
По поводу того, что не будут ходить на лекции, то вообще можно не ходить и читать книги, только почему-то ходят ( на самом деле в основном из-за того, что хорошую посещаемость многие преподаватели поощеряют, вплоть до автомата) , если же сделать видео лекции как альтернативный источник информации и не более, то проблемы не будет как нет её с книгами ( тот же openet загибается и-за того что они исходят из того, что нужно выдавать диплом, а это вызывает целый ряд проблем затмевая саму идею обучения, они подходят к дистанционному обучению как к еще одному источнику студентов, где можно оторвать еще один кусок, подзаработать денег.) Ну а если видеолекции окажуться лучше чем обычные и ходить действительно не бдут,то тогда быть консерваторами не нужно. Но, повторюсь лучше сделать просто альтернативу, а насколько она сможет зменить классику будет ясно потом, в любом случае свои плюсы и недостатки есть и там и там.
Нужно сразу оределить действительную цель того, что будет делаться (я считаю– это не должно быть комерческим поектом).
Автомат калашникова лучший, не потому что самый скорострельный, точный и бронебойный, но из-за того что он лучше по соотношению цена качество и его было легко достать. Можно ведь построить критику видеолекций из положения, что они хуже обычних лекций (думают тут и спорить не нужно, ведь у видео совсем другие достоинства будут, в том числе и цена, доступность, гибкий график. При отсутствии мотивации можно и из снайперки промахнуться, а из калаша попасть если прицелиться хорошо. Да простая лекция носит элемент обязаловки и ленивого человека это расхолодит и в итоге если заменить обычные лекции, то к концу семестра он ничего не посмотрит кормя себя "завтраками" а время не вернешь, а лекции не книга: хочешь не хочешь чтобы посмотреть нужно потратить фиксированное количество времени , даже если проматывать иногда (в этом случае книга вообще вне конкуренции, но тут опять же: да книга вне конкуренции если она хорошая, но хорошую книгу еще создать нужно)
Е компьютерысли исходить из того, что нужно сделать хорошую видеолекцию, то тут нет пределу совершенства и тут нужно умерить себя и выпустить так как есть (а потом пропатчить :) выпустить обновление, в виде тех же FAQ)
Компьютеры семейства IBM популярны не потому что были быстрые, а потому что были совместими и огромная армия производителей постоянно усовершенствовала, да их продукты изначально были немного хуже, но система позволяла быстро реагироватьна изменения.
Так может лучше делать все как есть и потом просто добывлять и обновлять лекции как это делается с изданиями книг. Ведь при полном дефиците любой товар будет востребован вне зависимость от качества 9хоть что-то лучше чем ничего, а когда уже будет ясно что улучшать, тогда нове издание выпустить можно (использование бета версии покажет ошибки :) )
Вот такие вот общие принципы дейстуют везде, как я их понимаю, кто понял тот понял :)
Простите за ошибки в предыдущем сообщении, но почему-то не могу исправить (как-то странно: то можно, то нельзя)
Россия– стана личностей. Я сам испытывал на себе нераз, когда один момент менял всю мою жизнь. возможно где нибудь живут талантливые люди, у которых просто не достаточно возможностей, но они может хотели бы, но нет сил, в то время когда деньги тратятся на неизвестно кого, возможно им много и не надо и они просто не могут преодолеть какой-то незначительный барьер, а дальше они раскроют свой потенциал, достаточно включить ключ и они заработают, но включиться сами они не смогут. Никак не определить кто завтра будет кто, кто-то подавал надежды в школе, а потм спился, а кто-то был среднячком, но вдруг поверил в себя и стал успешо идти вперед. цифровая инфомация доступна всем, но пользуются все тем что им нужно, тем кто работал с современными пиринговыми сетями поймет. Если мне нужно посмотреть видеолекцию я её посмотрю, я не отвечаю за моего соседа, который может вообще от армии косит, но я знаю, что возможно где-то есть такой же как я и он ими воспользуется. Тут работают аналогии с рынком6 централизованная система самая лучшая, но только в том случае, когда центр может учесть все потребности если центр слаб, то система может рухнуть, но и полностью независимый рынок тоже плохо.
Так и с образованием: сейчас производится уравниловка, т.е. даже тот кто может идти дальше должен идти с массой, и таким образом мы теряем самых ценных. Нужно создать свободные условия, а если возникнет аналог монополиста в образовании– контролировать.
Все таки правильная мысль была высказана. Даже если специалист среднего уровня запишет, к примеру, свои лекции то они все равно будут иметь значимость вне зависимости от их популярности. Правда при этом лектор неминуемо столкнется с волной критики со стороны более опытных людей, на что можно естественно возразить, мол, сами то вы что же? Похожим образом звучит бессмысленная "ламерская" ругань типа "windows – отстой ! Билла Гейтса на мыло !". А попробуйте создать хотя бы подобие такой системы, сможете ли? Некоторые смогли и сделали лучше, но не о них речь, важно понять суть. Прежде чем хаять чужие труды может быть сначала оценить их достоинства, а если видишь что можешь помочь, то почему бы не улучшить работу?
У меня знакомый учился одновременно в двух высших учебных заведениях, что конечно несколько противоречит существующему законодательству, но остается при этом фактом.
Что касается видеолекций и учебных программах, то это конечно полезно и важно. Недавно в командировке за границей листая телевизионные каналы, наткнулся на передачу в которой рассказывали методы решения уравнений в частных производных – с интересом освежил свои знания! =) Я так понял – это у них целый образовательный канал, в котором рассказываю и преподают всякие околонаучные вещи. У нас когда-то был подобный телеканал – жаль что его больше нет.
Я принимал участие в проекте ЮНЕСКО по созданию мультимедийного учебника по физике для школьников для развивающихся стран: там помимо теории были продемонстрированы опыты, физические модели, интерактивные тесты и задачи. Так что такая деятельность ведется и проекты реализуются в том или ином виде.
Кстати в ВУЗе проходят то же самое, что и в школе. Отличается только описанием: например развитым математическим аппаратом и обилием доказательств (которые никто не учит, разве что те кто на физиков учится) Хоршо изученная физика в школе и ничего нового почти учить не надо, только доказательства и некоторые прикладные темыю.
По поводу телевидения: с одной стороны– более доступно и дешево передавать много информации, с другой– нужно записывать то что нужно, иначе теряются основные преимущества (такие как гибкий график и возможность повтора недопонятых моментов) Плюс чтобы занять эфир создателям канала придется выпускать много воды. хотя лучше сделатьт как на дискавери, где несколько передач повторяются весь день, хотя это тоже не очень удобно, запись все равно нужна.
Да.. и еще от школы зависит. Однако, темы все равно одни и те же.
Т.е. если я изучал теорию относительности в школе, то зачем мне её проходить в ВУЗе?
Получается , что в школе тему недораскрыли. Следовательно, я не знал истины, не "видел полной картины вопроса".
Истина одна, а мат. аппарат лишь язык описания. Т.е. мы либо понимаем правильно, либо понимаем неправильно, либо не понимаем вообще. Получается: что если нам в школе раскрыли тему, то у нас сложилась правильная картина вопроса (например, та же относительность), тогда зачем проходить в ВУЗе заново? Если же нам недорассказали, и восполняют пробелы в ВУЗе, то зачем проходили в школе ( чтобы зубрить, ибо ИМХО ведь только так и можно без понимания.... т.е нам приходилось запоминать неупорядоченную информацию, в ВУЗе её как бы упорядочивают)