Лао Цзы
Лидером может стать совершенно ничтожный человечек, волевые, нравственные, антропологические и другие качества которого оставляют желать лучшего. Да мало мы, что ли, видели во главе государств всякого рода жалких личностей?
Такие люди становились лидерами волей "термодинамических" обстоятельств, если позволено так будет выразиться. Но могли удерживаться некоторое время у власти в результате уже личных свойств, порой как раз благодаря своим недостаткам и даже уродствам, ибо последние, как было показано этологами, могут нарушать поведение особи таким образом, что она, сама о том не подозревая, становится лидером. То есть, добавим мы, поведение, нарушающее термодинамическое неустойчивое равновесие, может становиться аттрактором (центром притяжения) для срыва поведения масс в ту или иную сторону (прохождение бифуркации).
Вот как описывает экспериментальную ситуацию такого рода знаменитый австрийский этолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц.
Он наблюдал "демократический", как он выразился, способ передачи настроений в стае рыб. Рыба, которая по какой-то причине поплыла в определённом направлении, вскоре волей-неволей выплывает из косяка и попадает под влияние всех стимулов, побуждающих её вернуться, то есть она подчиняется "воле масс". Когда одна рыба замечает опасность и спасается бегством, все остальные, кто может заметить этот страх, заражаются её настроением и также могут последовать за ней, увлекая весь косяк. Насколько возможен такой поворот – чисто количественный ("демократический") вопрос. Чем больше рыб направятся в сторону, тем больше шансов увлечь весь косяк. Вот почему большая стайка мелких рыбёшек, сбившихся в плотную стаю, являют собой образец нерешительности.
Был проделан очень важный социологический опыт: у одной особи учёные удалили передний мозг, отвечающий у этого вида рыб за реакции стайного поведения. Такая рыба ест и плавает, как обычная, но обладает одним качеством: ей безразлично, если кто-то из товарищей не следует за ней, когда она выплывает из стаи. У неё отсутствует нерешительная "оглядка" нормальной рыбы, поэтому её движение уже с первых моментов привлекает внимание товарищей. Если такая рыба видела корм, она плыла туда без оглядки, и, представьте, – вся стая следовала тотчас за ней!
Итак, искалеченное животное как раз из-за своего дефекта может становиться несомненным лидером, утверждает Конрад Лоренц. Не потому ли мы так часто наблюдаем среди лидеров людей с явным нарушением коллективных форм поведения (социально дезадаптированных)?
Вот так разрушается миф о "биологической целесообразности" поведения животных (а мы добавим – и людей). Однако ещё интереснее разрушается и миф о социальной, или человеческой, целесообразности, якобы "направляемой разумом и гуманистическими ценностями".