Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 19 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Запад не верит в инновационное развитие России

28 апреля 2009 13:27

Один из авторов доклада Лаза Кекич. Фото с сайта www.strf.ru
Один из авторов доклада Лаза Кекич. Фото с сайта www.strf.ru
Впервые EIU опубликовал индекс глобальных инноваций (global innovation index) два года назад. Всего в выборку входят 82 государства. Для расчета индекса применяется много показателей, в том числе, количество патентов, полученных гражданами той или иной страны, качество и количество занятых в науке людей и т.д. Но главное в индексе Economist Intelligence Unit заключается в том, что инновациями называют прикладное применение знаний, используемое преимущественно для извлечения экономической выгоды. Норма возврата капитала при этом является ключевым пунктом.

В ближайшие годы развитие науки и внедрение инноваций будут продвигаться более медленными темпами, чем в предыдущие пять лет, уверены авторы доклада. Финансовый кризис нанёс серьёзный удар по инвестициям в НИОКР на макроуровне, и эта тенденция в среднесрочной перспективе сохранится. Более того, в целом в мире будут снижены расходы на образование, развитие инфраструктуры информационных технологий. "В свою очередь, подобное урезание расходов в долгосрочном периоде негативно скажется и на перспективах глобального экономического роста", — сообщил STRF один из авторов доклада Лаза Кекич (Laza Kekic).

"Мы прогнозируем лишь небольшой рост прямого и непрямого финансирования инноваций. Рецессия затронет и государственное, и частое инвестирование. Она также ограничит госрасходы на образование. Самые большие потери понесут развивающиеся страны, страдающие не только от макроэкономической нестабильности, но и от политической. Прежде всего, это Венесуэла, Украина и Эквадор", — полагают в EIU.

Лидеры не меняются

В последние годы интеллектуальный капитал становится главной составляющей, определяющей экономическое благополучие развитых и развивающихся стран — именно от него в первую очередь зависит конкурентоспособность на международной арене. Неспособность экономики создать или же эффективно использовать этот капитал негативно отражается прежде всего на уровне и качестве жизни населения. Более того, в отличие от общества индустриального, когда количество трудовых ресурсов играло определяющую роль, в постиндустриальном обществе ключевым фактором развития становится уровень образования, его качество и непрерывность.

Ни налоговое законодательство, ни поощрительные меры в РФ пока не несут в себе никаких бонусов для предприятий, решившихся на внедрение инноваций

Пятёрка лидеров по развитию инноваций, по словам авторов доклада, сумеет сохранить свои позиции. Широкая господдержка науки в тройке "инновационных лидеров" Евросоюза (Швейцарии, Финляндии и Швеции) отражает тот факт, что в этих странах давно созданы благоприятные экономические, социальные и политические условия для внедрения инноваций, существуют налоговые льготы для предприятий, внедряющих инновации и так далее. Одним из наиболее наглядных примеров может служить Финляндия. Еще в семидесятых годах прошлого века правительство страны приняло решение увеличить государственные расходы на НИОКР, а также сменить ориентиры для экономики. В нашумевшем в свое время докладе Всемирного Банка Finland as a Knowledge Economy Elements of Success and Lessons Learned отмечается: успех Финляндии свидетельствует о том, что "сильная экономика, основанная на знаниях, может быть построена в небольшой и относительно периферийной стране". Даже в девяностые годы во время экономической рецессии, банковских кризисов, сильного роста безработицы — с 2-3 процентов до 15, а также огромного государственного долга в 60 процентов от ВВП, объёмы инвестиций на развитие науки продолжали увеличиваться, что и привело в результате к созданию экономики, основанной на знаниях. Нынешний кризис также вряд ли пересмотрит к подходам финансирования и поддержки подобной экономической модели. Так, инвестиции на R&D в Финляндии не снижаются — показатель госрасходов на эти цели в стране достигает 3,5 процентов ВВП и является одним из наиболее высоких в мире.

Не думают сокращать расходы на науку и в ключевых странах Евросоюза: Франции, Германии и Великобритании.

Ускоряющийся Китай

Впрочем, наиболее быстрыми темпами наука и инновации по данным EIU развиваются в Поднебесной. Всего за два года КНР сместилась с пятьдесят девятого на пятьдесят четвёртое место (тогда как по прогнозам аналитиков должна была занять его не раньше 2013 года), а между 2009 и 2013 годами поднимется на сорок шестое. Одной из основных причин "прыжка" стала "концентрация усилий правительства страны по строительству экономики, основанной на инновациях, что в целом — удаётся". Китай тратит огромные средства на науку и образование: по данным ОЭСР, только в 2006 году расходы на гражданские НИОКР в стране (и частные, и государственные) достигли 87 миллиардов долларов, что составляет треть от общих расходов на гражданские НИОКР в Евросоюзе (243 миллиарда долларов).

В отличие от общества индустриального, когда количество трудовых ресурсов играло определяющую роль, в постиндустриальном обществе ключевым фактором развития становится уровень образования, его качество и непрерывность

В реальных ценах с 2001 по 2006 годы расходы КНР на НИОКР росли на 19 процентов ежегодно, достигнув к 2006 году 1,4 процента от ВВП. Следующей целью будет взятие планки в 2 процента от ВВП. "Китай достигнет цели к 2010 году или немного позже", — отмечают авторы доклада. КНР уже является мировым лидером по количеству людей, вовлечённых в научную деятельность и внедрение технологий. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) также будут поступать преимущественно в инновационные секторы экономики.

Главное отличие и особенность китайской науки — это её прикладной характер. На самом деле в Китае отсутствует серьёзная поддержка фундаментальных исследований (которые зачастую легче и дешевле получить другими способами). В Поднебесной предпочитают развивать направления, которые способствуют созданию новых продуктов и завоеванию рынков сбыта. При этом экономическим показателям, таким как прибыль, отводится второстепенная роль. В целом, по словам эксперта по Китаю EIU Дункана Иннеса-Кера (Duncan Innes-Ker), условия для развития и внедрения инноваций в Китае постоянно улучшаются, а недостатка в желающих инвестировать средства в разработку какой-нибудь новинки для рынка даже в нынешние времена, когда десятки заводов и предприятий закрываются ежедневно, в КНР не наблюдается.

На место Китая, то есть на 54 место к 2013 году по индексу инновационного развития переместится Индия, развитию науки которой во многом будет способствовать финансовый кризис. Аутсорсинг для многих западных компаний является одним из наиболее очевидных способов сократить расходы на дорогостоящих учёных в Европе или США. Но кроме него всё выгоднее становится перенос целых исследовательских подразделений в страны Азии, и прежде всего в Индию, где особой популярностью сдери иностранцев пользуются сфера интернет и компьютерных технологий, автомобилестроение и фармакология (основанная преимущественно на дженериках). Взять в штат индийского учёного на зарплату в десять раз меньшую, чем американского (и далеко не обязательно менее грамотного или ответственного) — вот и сокращение издержек. Привлекательность Индии для ПИИ в высокотехнологичные секторы экономики возрастёт, а кризис в данном случае будет только способствовать притоку капитала из-за рубежа.

В Китае при недостаточном внимании к фундаментальным исследованиям предпочитают развивать направления, способствующие созданию новых продуктов и завоеванию новых рынков сбыта

Россия — та же Бразилия?

"Россия вместе с Бразилией по развитию инноваций отстали в период с 2002 по 2006 годы. Эта же тенденция продолжится и в 2009-2013 годах. В России снизились и инновационная конъюнктура, и количество выдаваемых патентов", — говорится в докладе EIU. "Вы знаете кого-нибудь в Евросоюзе, кто хотел бы приобрести сделанный в России автомобиль, компьютер или холодильник?", — задаёт в беседе с корреспондентом STRF риторический вопрос директор центра ЕС-Россия Кэмерон Фрэзер (Cameron Fraser). Очевидно, что в России просто не созданы условия для внедрения даже тех инновационных разработок, которые существуют де-факто.

В доработанном антикризисном плане правительства РФ, конечно, есть правильные слова о необходимости стимулировать внедрение инноваций, отходить от завязанной на углеводороды экономики, поощрять предприятия, внедряющие инновации и так далее. Однако ни налоговое законодательство, ни поощрительные меры пока не несут в себе никаких бонусов для предприятий, решивших внедрять инновации. Даже если посмотреть на недавно принятый главный финансовый документ страны, то отчётливо видно: никаких серьёзных средств ни на развитие науки, ни на внедрение инноваций выделено так и не было. Из дополнительно выделяемых в условиях кризиса 1,6 триллионов рублей 85 процентов пойдут на поддержку экономики: финансовых рынков, реального сектора, борьбу с безработицей и социальные расходы, в том числе перечисления в пенсионный фонд. Будут выделены средства жилищному фонду, агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) и так далее. Единственным более-менее значимым поддержанным проектом можно назвать ФЦП "Глобальная навигационная система", на развитие которой принято решение выделить дополнительно 145 миллионов рублей. Похоже, что переход на инновационную экономику в ближайшие годы будет происходить исключительно на бумаге. Единственное, что вселяет надежду, так это то, что пока правительство не так значительно сократило финансирование научно-технических программ (по разным программам от 15 до 30 процентов). Хотя гораздо правильней было бы, например, добавить 30 процентов средств в ФЦП "Исследования и разработки", потребовав взамен реального (а не бумажного) исполнения государственного заказа от ее участников.

Денис Жуйков

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы