Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 19 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

В ожидании качественного развития российских университетов

23 апреля 2009 19:24

Директор Департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки России Сергей Иванец. Фото с сайта www.strf.ru
Директор Департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки России Сергей Иванец. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF.ru:
Иванец Сергей Владимирович, директор Департамента Минобрнауки стратегии и перспективных проектов в образовании и науке
В 1988 г. окончил Московский инженерно-физический институт по специальности "прикладная математика". Кандидат технических наук.
С 1996 по 1999 гг. работал в МИД России вторым секретарём Посольства Российской Федерации в Соединенных Штатах Америки, курировал вопросы научно-технического сотрудничества. В 1999-2001 гг. – главный специалист Российского авиационно-космического агентства. С 2001 по 2006 гг. – первый секретарь Посольства Российской Федерации в Аргентине. В 2007-2008 годах являлся помощником Министра образования и науки Российской Федерации. С сентября 2008 года – Директор Департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки России

В мае – июне 2009 года Правительство РФ должно утвердить Положение о конкурсном отборе программ развития университетов (в том числе порядок и условия их финансирования) для их участия в конкурсной борьбе за статус национального исследовательского университета (НИУ). В настоящее время в Минобрнауки России с участием профессионального сообщества идет "дошлифовка" показателей, критериев и периодичности оценки эффективности реализации программ НИУ. О некоторых особенностях этого процесса STRF рассказал директор Департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки России Сергей Иванец.

Создавая в России сеть исследовательских университетов, решено следовать мировому опыту, усиливая в университетах науку. Но насколько успешным окажется этот проект, учитывая, что исторически наука и образование в России были разделены? Предусматриваются ли какие-то дополнительные меры по интеграции науки и образования, по совершенствованию взаимодействия РАН и университетов?

— И в России достаточно много примеров тесной интеграции науки, промышленности и вузов. Достаточно посмотреть, куда идут выпускники ведущих вузов страны, как предприятия участвуют в их подготовке, какие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выполняются в таких вузах в рамках федеральных целевых программ или в интересах промышленных предприятий.

Присваивая университетам статус НИУ, мы лишь подталкиваем их к тому, чтобы они смелее шли по пути такой интеграции. НИУ – это не научные исследования как самоцель, это развитие инновационной инфраструктуры, позволяющей осуществить генерацию, а затем и трансфер новых технологий.

Такой путь развития потребует как развития существующих моделей взаимодействия между вузами, научными организациями, государственными академиями наук и промышленными предприятиями, так и создания новых механизмов этого взаимодействия.

Ключевая сложность в развитии вузовской науки — колоссальная нагрузка преподавателей. Предполагается ли для НИУ изменить соотношение численности профессорско-преподавательского состава и учащихся?

Будут ли выровнены позиции преподавателей и научных сотрудников в НИУ?

— Если начать с изменения соотношения численности профессорско-преподавательского состава и учащихся, то уже сегодня во многих вузах, которые будут участвовать в конкурсе, установились отличные от среднестатистических соотношения такого рода. Вместе с тем, какой-либо формальной увязки участия вуза в конкурсе, перспектив его победы и дальнейшей реализации его программы развития с изменением соотношения ППС и обучающихся не предусмотрено.

В отношении части вопроса о "выравнивании" позиций преподавателей и научных сотрудников можно сказать, что формально такая задача не стоит. Речи не идет о том, чтобы подгрузить "колоссально" загруженных преподавателей еще и научной работой. Речь идет о качественном изменении деятельности как профессорско-преподавательского состава, так и исследователей НИУ. В результате этих изменений преподаватели должны оказаться глубоко вовлечены в научную деятельность. А это, в свою очередь, позволит им давать студентам не те, или не только те материалы, которые записаны в старых чужих конспектах, а те абсолютно актуальные знания, которые получены сегодня самими этими преподавателями в ходе исследовательской работы. Это и будет гарантией качества образования и "равенства" профессоров и научных работников.

Как Вы относитесь к идее участия в конкурсе НИУ консорциумов вузов? Эксперты считают, что у таких объединений больше шансов преуспеть в мировой конкуренции исследовательских университетов. Планируется ли прописать соответствующую норму в положении о конкурсном отборе НИУ?

— Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" участие в конкурсе консорциумов не предусмотрено.

Вместе с тем, если у некой группы образовательных и исследовательских учреждений есть уверенность в том, что их объединение гарантирует всем участникам тот или иной синергетический эффект, такая группа может принять участие в конкурсе, но лишь при условии проведения фактической имущественной интеграции.

Высказываются опасения, что по итогам конкурса в числе исследовательских окажутся в основном технические вузы, а гуманитарным и социально-экономическим среди них не найдётся места. Вы разделяете эти опасения?

— Вузы, которые примут участие в конкурсе, должны будут показать эффективное выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Все вышесказанное не исключает участия в конкурсе гуманитарных и социально-экономических вузов.

Как Вы относитесь к идее перехода университетов в форму автономного учреждения? Будут ли переходить НИУ в автономию?

— Два университета, МИФИ и МИСиС, которым присвоен статус национального исследовательского университета Указом Президента Российской Федерации, в соответствии с данным документом уже выполняют мероприятия по переходу в форму автономного учреждения.

Для остальных НИУ такое требование отсутствует, но их организационно-правовая форма должна позволять формировать пояс малых и средних инновационных предприятий. В текущем законодательстве это возможно только в форме автономного учреждения.

Группой депутатов Госдумы с участием Минобрнауки России подготовлен проект федерального закона, который позволил бы вузам создавать малые инновационные предприятия, внося в качестве вклада оцененные права на результаты своей интеллектуальной деятельности, и который в настоящее время в установленном порядке внесен в Государственную Думу.

Если говорить о построении инновационной экономики в стране, то какую роль должны сыграть в этом процессе исследовательские университеты? Насколько жизнеспособной окажется модель, когда университет из потребителя бюджетных средств превратится в активного рыночного игрока? Как Вы считаете, насколько активно вузы должны заниматься инновационной деятельностью?

— Опыт западных стран показывает, что прямой, сиюминутной выгоды от создания пояса малых инновационных предприятий нет. Доходы от этих предприятий в бюджетах западных вузов составляют небольшую долю.

Но наличие такого пояса позволяет готовить высококвалифицированных специалистов, крайне востребованных промышленностью, оперативно внедрять образовательные программы, осуществлять трансфер технологий в промышленность.

По сути, количественные и качественные характеристики такого пояса – один из важнейших показателей эффективности обучения, трудоустройства, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Какие результаты ожидает Министерство образования и науки от реализации проекта по созданию исследовательских университетов?

— Прежде всего, мы ожидаем нового качественного развития наших университетов, становления их как международных научно-исследовательских центров. Предполагается, что выпускники этих университетов будут востребованы нашей промышленностью, а сами университеты, по сути, станут научно-исследовательскими и конструкторскими бюро для ведущих предприятий России.

Сеть НИУ должна обеспечить скорейший трансфер технологий, созданных в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.

Также НИУ будут играть немаловажную роль в продвижении российского образования в странах ближнего и дальнего зарубежья, станут инструментом развития международных научных и культурных связей.

Марина Муравьева

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы