|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Арктика — не место для борьбы23 апреля 2009 14:37
На днях в Москве прошёл пятый Северный социально-экологический конгресс "Северное измерение России: наука, инновации, международное сотрудничество". Конгресс был призван поддержать и скоординировать усилия ведущих отечественных и зарубежных учёных и практиков, занятых выработкой стратегических ориентиров устойчивого развития территорий российского Севера и Арктики с учётом их ресурсного и человеческого потенциала, природной и этнокультурной специфики. В рамках конгресса в Российской академии наук прошла конференция "Арктика: коллективная ответственность циркумполярных стран". Повестка дня конгресса заключалась в том, что освоение Арктики не может вестись без международного сотрудничества, совершенствования механизмов взаимодействия между государствами, совершенствования международного законодательства и заботы об окружающей среде. Освоение арктических регионов для обеспечения геополитических интересов России, её безопасности, дальнейшего экономического развития имеет крайне важное значение. Необходимо обеспечить устойчивое развитие российской Арктики, уверен заместитель директора Института географии РАН Аркадий Тишков. По его словам, устойчивое развитие применительно к проблемам Арктики — это "длительный непрерывный процесс удовлетворения общественных потребностей на основе такого уровня развития экономики, которое не влечёт за собой негативных социальных и экологических последствий и истощения запасов, стратегически важных для развития России ресурсов". Стратегия же устойчивого развития Арктики требует, прежде всего, чёткого географического адреса, уточнения южных границ и оформление внешней границы Арктики. "Дело в том, что понятия "Арктика", "арктическая зона" пока в законодательных документах РФ отсутствуют. Это настоящий позор, что до сих пор не определена южная граница. Ведь люди, проработавшие в этом регионе, вправе рассчитывать на получение социальных гарантий, благ и так далее. Во всех (приполярных – прим. автора) странах есть законы, регулирующие действия в Арктике, кроме России", — отмечал докладчик. Устойчивому развитию Арктики мешают низкая плотность населения, очаговый характер расселения людей, неравномерность хозяйственного освоения, крайняя зависимость условий хозяйствования и жизнеобеспечения от поставок топлива, продовольствия и других товаров. Более того, наблюдается процесс депопуляции северных районов России. Так, с 1989 по 2008 годы их покинули более 2,6 миллионов человек, и эта цифра растёт с каждым годом, что уже привело к тому, что посёлки нефтяников пустеют. "Вместе с тем наука, которая обеспечила возможность для подъёма арктической экономики, мало финансируется", — заявил г-н Тишков, подчеркнув недостаточность природно-охранных инвестиций со стороны государства и фактическое отстранение государства от деятельности в Арктике. Стратегия устойчивого развития Арктики требует, прежде всего, чёткого географического адреса, уточнения южных границ и оформление внешней границы Арктики Недостаточность инвестиций в экологию приводит к сильному загрязнению Арктики. "Сохранение в неизменном виде существующей системы экономического природоохранного регулирования на фоне интенсивного экономического роста неминуемо приведёт к деградации природной среды российской Арктики", — отметил докладчик. Создание законодательно закреплённого "особого экологического режима" может стать ведущим механизмом государственной политики в российской Арктике (подобные законы существуют в Норвегии, Финляндии и других странах). Государство должно вернуться в Арктику, "активно участвовать во всех сферах жизнедеятельности в Арктике". Государственное регулирование должно осуществляется на основе специального районирования и установления дифференцирующих коэффициентов, госполитика в российской Арктике должна осуществляться без ущерба экономике и развитию других регионов страны на основе эффективной налоговой и межбюджетной политики". При этом нет необходимости придумывать новые законы — достаточно внести поправки в существующее законодательство. Об экологических проблемах Арктики подробно рассказал доктор технических наук, директор Кольского научного центра Института проблем промышленной экологии Севера Владимир Маслобоев. По его словам, в российской части Баренц-региона расположено свыше тысячи месторождений и рудопроявлений полезных ископаемых, при этом с начала этого века Россия получает из региона 100% циркония, редкоземельных металлов, титана, стронция, апатита, более 90% керамических пегматитов, нефелинов, более 75% слюд, около 60% тантала и марганца, более 40% никеля и кобальта. В регионе также подготовлены к освоению активные запасы алмазов, хромовых руд и высокочистого кварца, обнаружено свыше 200 месторождений нефти и газа.
Справка STRF.ru: Развитие Арктики неразрывно связано с добычей полезных ископаемых, что неизбежно приводит к загрязнению водных и наземных экосистем в регионе. Основными г-н Маслобоев назвал загрязнения водосборов выбросами диоксида серы и тяжёлых металлов от предприятий цветной металлургии (преимущественно никелевые предприятия). Известно, что Норильск, к примеру, входит в десятку экологически неблагополучных городов планеты. Ухудшают обстановку Арктики тепло– и электростанции, работающие на угле и мазуте, промышленные предприятия, сбрасывающие отходы и т.д. "Если ничего не предпринимать, эти процессы неизбежно приведут к необратимым изменениям ландшафта, деградации лесов и почвы", — подчеркнул Владимир Маслобоев. Биота, в отличие от человека, не знакома с государственными границами, и защита хрупкой природы Севера не может обеспечиваться приполярными странами по отдельности. Финляндия, Норвегия и Россия активно разрабатывают различные совместные программы по мониторингу окружающей среды, например, проект ТАСИС по обследованию рек на российско-финской границе. Осуществляются и другие проекты, целью которых является выявление условий восстановления почв, загрязнённых нефтью, при помощи растений — фитомелиорантов и их ризосферных микроорганизмов (проект "Оптимизация биоремедиации нефтезагрязненных территорий интегрированной микробной и растительной системой"). В рамках этого проекта уже выведены морозоустойчивые растения, способные в будущем предотвратить деградацию почв. Государство должно вернуться в Арктику, активно участвуя во всех сферах жизнедеятельности региона Сотрудничество в области охраны окружающей среды — не единственная сфера для совместной работы приполярных стран. Морская сейсморазведка может и должна стать инструментом для сотрудничества стран в изучении арктических морей, говорится в совместном докладе Института проблем нефти и газа РАН и ООО "Сейсгеоресурсы". Интересно, что по данным геологической службы США, в Арктике неразведанные запасы газа достигают 60 триллионов кубических метров, нефти — 16 миллиардов тонн, а газоконденсата — 6 миллиардов кубометров. И хотя эти цифры весьма условны и научно пока не доказаны, рост потребления нефти (особенно в динамично развивающихся Китае и Индии) в последние годы свидетельствует о том, что через несколько десятилетий (при условии дальнейшего повышения цен на энергоносители) добыча нефти и газа в Арктике вполне может стать рентабельной. Однако подобное освоение ресурсов возможно только совместными усилиями. Нет пока в мире опыта добычи нефти и газа на глубине под толщей льда. По словам исполнительного директора компании "Сейсгеоресурсы" Игоря Костечко, основное отличие российского подхода к освоению Арктики в том, что "для России Арктика представляет собой только стратегический потенциал, тогда как для западных стран — это уже энергетическая безопасность". Участники конференции неоднократно указывали — менять политику в отношении Арктики необходимо, одновременно усиливая и углубляя сотрудничество с приполярными странами. Сотрудничество, по словам г-на Костечко, нужно налаживать прежде всего в области изучения строения земной коры, её ресурсной базы, урегулирования вопросов о спорных морских территорий и делимитации морских границ континентального шельфа. Практическими делами, которые необходимо реализовать в рамках международного сотрудничества, по его словам, должны стать совместные работы при участии РАН в рамках программы неэксклюзивной сейсмической съёмки на согласованных участках Баренцева и Чукотского морей по региональной сетке профилей объёмом 10,000 погонных километров уже в 2009 году. В дальнейшем ожидается ежегодное увеличение объёмов региональных работ до 400,000 погонных километров до 2020 года. Добыча углеводородов в Арктике возможна лишь при совместных усилиях приполярных государств — в мире пока не "обкатаны" технологии по добыче нефти и газа на глубинах под толщей льда Развитие международного сотрудничества для России представляется наиболее актуальным, учитывая, что две трети территории страны находится в зоне вечной мерзлоты. Осваивать эти территории, опираясь только на багаж, оставленный советской наукой при недостаточном внимании к проблемам Севера со стороны государства, не получится. Нужен системный подход, базирующийся на международном сотрудничестве и коллективной ответственности приполярных государств за происходящее в Арктике. Так решили ученые.
Денис Жуйков
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |