|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Антикризисная риторика Андрея Фурсенко08 апреля 2009 17:19
В кризис и после выхода из него темпы экономического роста будут во многом зависеть от роста производительности труда, который, в свою очередь, обусловлен темпами модернизации промышленности и образования. Говоря проще, Россию спасут высокотехнологичное оборудование и люди, которые будут его создавать, осваивать и работать на нем. Не углубляясь в экономический аспект данной проблемы, затронем тему, связанную с развитием человеческого капитала. Для того чтобы вернуться на докризисные темпы роста ВВП, рост производительности должен составлять не менее шести процентов в год, заметил научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин, сделавший на конференции один из ключевых докладов. Задача амбициозная, но реализуемая; помешать же её решению может, в том числе, и такой мало учитываемый фактор, как настроение трудящихся масс. По мнению г-на Ясина, образовательная структура населения расходится с профессионально-квалификационной структурой экономики. Иными словами, мы наблюдаем избыток образованности: люди хотят работать на должностях, требующих высокой квалификации и хорошо оплачиваемых, но вынуждены работать в архаичных условиях. "Как следствие — падает трудовая мотивация, появляется недовольство жизнью", — заметил г-н Ясин. По мнению министра образования и науки Андрей Фурсенко, в России действительно избыток образованности, но только формальной. Большинство молодых людей стремится в вуз за атрибутикой, которую охотно "продают" его владельцы и сотрудники, не чувствуя за редким исключением никакой ответственности за "некондиционный товар". "В нормальной рыночной экономике должны быть обратная связь. Переходить на двухуровневую систему образования мы будем в том числе и потому, что время обратной связи на уровне магистратуры сокращается до двух лет", — заметил г-н Фурсенко. И добавил, видимо, желая предотвратить возможные возражения: "Альтернативы этому (бакалавриату и магистратуре) нет, и не будет". Альтернативы бакалавриату и магистратуре нет и не будет В ближайшем будущем особый упор Министерство образования и науки (МОН) намерено сделать на подготовке "синих воротничков". В Швейцарии, привёл пример Андрей Фурсенко, статус таких работников очень высок. Вообще, ответ на вопрос, какие специалисты будут нужны в новой, посткризисной, экономике, пока не ясен. "Сегодня мы готовимся к прошлой экономике, — убеждён г-н Фурсенко. — Какова будет будущая, мы просто не знаем". Динамика современных процессов такова, что предвосхитить ситуацию сложно. Даже на пять—шесть лет. Тем не менее в министерстве, опираясь на "Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года" активно занялись оценкой новых рынков труда. "Возможно, для России это будет сфера услуг, инфраструктурный менеджмент, инжиниринг", — предположил Андрей Фурсенко. Надо отметить, что настроен министр был не на декларации, а на аргументы. Всё новое, по мнению г-на Фурсенко, проходит три стадии общественной реакции: "это безумие", "это маловероятно" и "это тривиально". "Три года назад начался проект по введению новой системы оплаты труда в РАН. Да, были горячие споры, но за три года средняя заработная плата в академии наук выросла с 6,5 до 30 тысяч рублей. Вместе с этим выросла в 1,5 раза и публикационная активность РАН", — напомнил Андрей Фурсенко. Мир меняется настолько динамично, что дождаться стадии "тривиально", видимо, будет почти невозможно, а потому с быстротой перемен лучше смириться. Лучший способ удержаться на велосипеде — всё время крутить колёса, говорил Андрей Фурсенко. Андрей Фурсенко: Молодые специалисты не должны остаться в кризис без работы Министр говорил о многом. Об ответственности, как ключевой составляющей экономической стабильности. О том, что квалифицированных сотрудников не сокращают даже в сложные времена. О том, что в кризис молодые специалисты будут востребованы, и МОН готов всячески их поддержать (для этого, в частности, предлагается вспомнить незаслуженно забытый институт стажёров, а также продумать систему дополнительного профессионального образования). В конце его выступления одна из участниц конференции задала вопрос: "Молодых работа в вузе не особенно привлекает из-за низкой заработной платы. Будет ли что-то делаться в этом направлении?" На что министр ответил: "Специального указа президента о повышении зарплат молодым преподавателям не ждите. Мы в министерстве и правительстве считаем, что сейчас нужно не только думать о подготовке профессиональных преподавателей, но о том, что крайне важно мотивировать учёных к преподавательской работе. Мы уже ввели новую систему оплату труда. Поддерживаем ведущие вузы, закупая оборудование, на котором молодёжи интересно работать. Разового решения этого вопроса, боюсь, нет. Однако шаги в данном направлении сделаны, их надо только ускорить".
Светлана Синявская
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеPUTI
В России уровень (качество) интеллекта определяется уровнем жизни его "владельца", а в реальности это результат управления. Anatoly Rykov
Главное в омоложении научных кадров – повышение зарплаты младших научных сотрудников. Повышение обязано быть достаточным для проживания молодой семьи мнс. Бегство за рубеж вызвано именно низким уровнем жизни молодых ученых. Сейчас старые кадры вымирают без всякой компенсации потерь за счет найма молодежи. Наука в РФ окажется на десятилетия в полном провале. Ведущий научный сотрудник Института физики Земли РАН, к.ф.-м.н. Анатолий Рыков, 79 лет. PUTI
Уважаемый Анатолий Васильевич, доброго вечера! Добавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |