|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Либо срочные меры, либо потеря национальной науки03 апреля 2009 15:46
За 2004—2007 года численность персонала, занятого исследованиями и разработками, сократилась более чем на 38 тысяч человек, то есть из отечественной науки ежедневно уходило примерно 35 учёных и специалистов. Расчёты Центрального экономико-математического института показывают: чтобы сохранить число исследователей на нынешнем уровне, приток надо увеличить вдвое. О мерах, способствующих привлечению молодежи в науку, рассказывает Александр Варшавский. На какую молодёжь нужно делать ставку, чтобы осуществить переход экономики на инновационные рельсы? — На ту, что сейчас в меньшинстве. В 2007 году из более чем одного миллиона выпускников государственных высших учебных заведений специалистов по физматнаукам всего 11 тысяч, по естественным — менее 15 тысяч. В то время как экономистов, педагогов, гуманитариев оказалось порядка 650 тысяч (следует учитывать, что многие начинают изучать экономику, чтобы получить второе высшее образование). Однако для инноваций в сложные наукоемкие производства необходимо привлекать, условно говоря, физиков, а не лириков. Но физиков надо долго учить. А у нас в школах и вузах подготовка слабая, что не может отрицательно не влиять на желание и способность ребят работать в науке. Сейчас редкий студент не пропускает занятий в вузе, причины на то находятся якобы весьма уважительные — подработка, работа, параллельное второе образование. Понятно, что при таком отношении к обучению надлежащей подготовки просто не может быть. Для того чтобы эту ситуацию переломить, не нужны экстраординарные меры. Надо лишь, чтобы вузы: а) требовали присутствия студентов на занятиях; б) жёстко принимали экзамен (при этом у студента должна быть возможность учиться на протяжении всей жизни). Если же вуз не в силах заставить студентов учиться, то надо сокращать финансирование такого учреждения. О проблеме привлечения молодёжи в науку в последнее время говорят в контексте денежных стимулов. В условиях финансового кризиса деньги — главное? — Конечно, зарплата у научных сотрудников и преподавателей должна быть конкурентоспособной. Однако в условиях кризиса говорить об увеличении финансирования было бы неправильно и несправедливо по отношению, например, к производству. На мой взгляд, мы фактически входим в период бартера, а потому особое внимание должны уделить как раз неденежным стимулам. Как сформировать это общественное мнение в пользу науки? Это вопрос номер один, и в поисках ответа на него нужно устраивать всевозможные обсуждения и круглые столы Прежде всего необходимо изменить общественное мнение. Люди должны понимать: не будет науки — не будет страны. Надо, чтобы учёный, врач, преподаватель в глазах общественности был выше торговца, менеджера по продажам или банковского служащего. Как сформировать это общественное мнение? Это вопрос сейчас номер один, и в поисках ответа на него нужно устраивать всевозможные обсуждения и круглые столы. В качестве неденежного стимула нельзя забывать и об альтернативной службе в армии: вместо года службы — лет пять работы в оборонной промышленности, где, конечно, должны платить больше, чем в среднем в науке. Нужны и непопулярные меры, например, система распределения. Если человек не отрабатывает по специальности (конечно, в том случае, когда ему предлагают такую работу), тем более, если уезжает трудиться за рубеж, то он должен возместить все затраты государства на учёбу, начиная со школы и заканчивая аспирантурой. Что же касается карьерного роста, то на наших высокотехнологичных предприятиях работают, в основном, пожилые специалисты, а значит, для молодёжи открывается масса возможностей. Надо вернуть РАН 20 процентов сокращённых ставок с условием, что на них будут брать только сотрудников не старше 29 лет Если подводить итог, то каковы должны быть меры, чтобы сократить отток исследователей? — Надо создать условия для работы. Среди первых шагов на этом пути, я назвал бы следующие:
1.Сформировать общественное мнение. Вузы должны требовать присутствия студентов на занятиях и жёстко принимать экзамен
Светлана Синявская
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |