|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Первый полет в космос: настоящие и вымышленные жертвы01 марта 2006 12:39
Пилотом – космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич..." Даже сегодня, когда космические полеты стали почти обыденностью, а сама космонавтика определяет философию развития нашей цивилизации, это официальное тассовское сообщение 45-летней давности завораживает своим спокойствием и непоколебимой верой в успех. Между тем, история пилотируемых полетов полна драматизма, причем не стали исключением и первые 108 минут космической эры. За исторические слова Юрия Гагарина: "Поехали!" пришлось заплатить не только бессонными ночами и истрепанными нервами тысяч людей, но и кровью. До. В ноябре 1958 г. Совет главных конструкторов поддержал предложение Сергея Королева, который в те годы возглавлял космическую программу СССР, о начале работ по пилотируемому спутнику. Однако политическое руководство Советского Союза, хотя и разделяло мнение американцев о том, что первый человек в космосе, возможно, стоит более сотни дивизий или дюжины баллистических ракет, в реальности именно последним отдавало явное предпочтение. Коль скоро оружейная тема являлась безусловным приоритетом, рассчитывать на утверждение одной лишь пилотируемой программы вряд ли приходилось. Но как это случалось не раз до и произойдет еще и после, помог потенциальный противник. В 1959 г. американцам впервые удалось возвратить не землю фотопленку со спутника "Дискавери", что существенно облегчало сбор и обработку разведданных. Подобной техники СССР еще не отработал. Но проблема возвращения с орбиты является ключевой и для человека на борту. Налицо оказалось уникальное совпадение интересов политиков, военных и ученых. Совершенно секретное постановление правительства в мае 1959 г. предписывало Сергею Королеву приступить к разработке автоматического спутника-фоторазведчика. Однако главному конструктору удалось всеми правдами и неправдами вписать в этот документ семь слов: – "...а также спутника, предназначенного для полета человека". Нельзя забывать, что до полета Гагарина никому на свете практически ничего не было известно о влиянии космоса на человека. Мнения медиков отличались полярностью суждений. Многие считали, что полет в космических условиях не намного отличается от полета на высотном самолете. Другие были убеждены, что, ощутив состояние невесомости, космонавт просто сойдет с ума. Как всегда проверить решили на собаках. 28 июля 1960 г. стартовала ракета с индексом "8К72" с собаками Чайкой и Лисичкой на борту. На 23-й секунде полета произошла катастрофа. Взрыв разметал блоки носителя по степи, не причинив, к счастью, большого вреда. Однако собаки погибли. Эта авария показала, насколько актуально создание системы спасения спускаемого аппарата. 19 августа того же года космический корабль "1К №2" с собаками Белка и Стрелка благополучно вышел на орбиту, а уже через сутки животные целыми и невредимыми вернулись на Землю. Тем временем в Кремль докладывали, что американцы имеют все шансы совершить на корабле "Меркурий" суборбитальный полет уже в начале 1961 г. Поэтому 11 октября 1960 г. советский руководитель Никита Хрущев подписал постановление, в котором создание пилотируемого космического корабля объявляется задачей особой важности. А обнадеживающие результаты полета Белки и Стрелки подтолкнули к решению запустить первого человека на орбиту Земли в декабре 1960 г., сразу же после еще одного "мохнатого рейса". Но миновать "черную полосу" трагических событий не удалось. Неудачей закончились две попытки запустить ракеты с автоматическими станциями к Марсу. Но то, что произошло 24 октября еще долго будет преследовать ужасными кошмарами уцелевших. В тот день на Байконуре готовили к запуску новую межконтинентальную баллистическую ракету конструкции Михаила Янгеля. После заправки обнаружили неисправность в одном из двигателей, однако, пренебрегая жестким требованием сливать крайне агрессивные компоненты топлива, стали производить ремонт на заправленной ракете. Такое решение принял лично главком ракетными войсками маршал Митрофан Неделин. Рисковал главком, но в противном случае пришлось бы отчитываться за то, что график запуска сорван. Еще неизвестно, что хуже... ...Ракету облепили десятки специалистов, поднимаясь на нужный уровень по фермам обслуживания. Сам Неделин руководил работами, сидя на табуретке в 20 метрах от ракеты. Когда была объявлена 30-минутная готовность, запитали программное устройство. Почему оно выдало команду на запуск двигателей второй ступени, наверное, уже не раскрыть никому. С высоты нескольких десятков метров в людей ударила струя раскаленных газов. Многие, в том числе и Неделин, попросту испарились в адском пламени, не успев понять, что именно произошло. Маршала опознали впоследствии по уцелевшей "Звезде героя". Всего погибло 126 человек, более 50 – получили ранения и ожоги. Но "черной полосе" и этого показалось мало. Как и планировалось 1 декабря 1960 г. запустили очередной корабль-спутник с собаками Пчелкой и Мушкой. Все шло нормально, однако при возвращении на Землю начались проблемы. Из-за сбоя в тормозной двигательной установке (ТДУ) тормозной импульс оказался гораздо короче расчетного. В связи с чем траектория спуска получилась очень растянутой, а это, в свою очередь означало, что спускаемый аппарат мог приземлиться уже за пределами СССР. Дабы в руки врага не попало сверхсекретное оборудование, а к нему в данном случае приравняли и бедных собачек, спускаемые капсулы оснащались системой аварийной ликвидации. Эта система, исправно сработав, разметала корабль, превратив его в тучу мелких обломков, а заодно и похоронила надежду осуществить полет человека в 1960 г. "Поехали..." Тем не менее, 12 апреля 1961 года Советский Союз открыл для человечества космическую эру. При всей массе написанных о первом полете человека книг и статей даже сегодня не все известно об этом историческом витке. Старт и выход на орбиту прошли нормально. Ужасная тряска, шум и сильные перегрузки космонавт научился переносить еще во время многочисленных тренировок. Но полностью смоделировать космический полет невозможно даже в наши дни. Тем более что в космосе не бывает мелочей. Так, улетел куда-то плохо закрепленный карандаш, и нечем стало делать записи в бортовом журнале, заело перемотку магнитофонной пленки, кроме того, связь с Землей оставляла желать много лучшего. Но главная опасность таилась, конечно, не в этих мелочах. Оказалось, что корабль вышел на гораздо более высокую орбиту, чем расчетная. Высота апогея составила 327 км против 247 км у беспилотных спутников, запускаемых ранее. Это означало, что, если при спуске откажет тормозная система, то корабль будет сходить с орбиты за счет аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы. В таком случае при орбите высотой 247 км Гагарин мог бы вернуться на Землю через 5-7 суток. Именно на этот срок рассчитывались все запасы на борту. Можно только догадываться, что испытали сотрудники центра управления, установив истинную орбиту аппарата. Ведь в случае отказа ТДУ, космонавт оставался в космосе на 15 – 20 суток – верная смерть. Но все закончилось благополучно. Система включилась штатно, корабль сошел с орбиты, а на высоте 1500 м космонавт катапультировался и благополучно приземлился, перевернув тем самым первую страницу истории мировой пилотируемой космонавтики. Начался новый отсчет После... Триумф, почти божественное почитание, зенит славы, – все это хорошо известные стороны, связанные с первым полетом человека в космос. Но было и менее известное. Причем старт задала именно окутанная тайной посадка первого в мире космонавта. Не сам факт, естественно, а как приземлился Гагарин – на парашюте отдельно от кабины или внутри ее. Казалось бы, никаких проблем нет. Однако советским идеологам показалось, что катапультирование умаляет героику первого полета, и Гагарину было велено говорить, что он приземлился внутри кабины. Правду сообщили только в 1964 г. После завершения полета трехместного корабля "Восход" в советских СМИ появилось сообщение, что экипаж впервые приземлился внутри корабля. Тем не менее, Гагарину до конца жизни на бесчисленных международных пресс-конференциях задавали злосчастный вопрос, и что бы, краснея, не отвечал Юрий Алексеевич, его каждый раз уличали в той первой лжи. Если кто-то в истории совершил нечто знаменательное или оказался первым в деле планетарного значения, то по всем законам жанра непременно рано или поздно возникнут еще более первые и значимые. Иными словами, лжепервый №1, №2 и т.д. Первый космический полет отнюдь не оказался исключением. Даже наоборот. Бездумная пелена абсолютной "космической" секретности, которая, кстати, спала совсем недавно, породила массу слухов еще до полета Гагарина, о том, что СССР скрывает гибель нескольких отважных летчиков, пытавшихся достичь околоземного пространства. В декабре 1959 г. итальянское информационное агентство "Континенталь" распространило заявление одного известного чешского коммуниста о том, что в период с ноября 1957 г. по июнь 1959 г. в СССР при попытке совершить космический полет погибли три космонавта. Однако ни эта сенсация, ни другие, скажем, о взрыве лунного корабля на стартовом столе сибирского космодрома "Спутникград" (!!), никогда не подтверждались даже частностями и могут быть отнесены в раздел абсолютного вранья. Но бывало, что безудержная фантазия разыгрывалась на вполне реальных фактах. В октябре 1959 г. журнал "Огонек" опубликовал снимки пятерых летчиков – испытателей: Белоконева, Качура, Грачева, Завадского и Михайлова. Журналист "Ассошиайтед Пресс", комментировавший эту статью, почему-то сделал вывод о том, что "Огонек" изобразил будущих космонавтов. Но так как впоследствии ни одна из перечисленных фамилий более ни разу в советской прессе не упоминалась, решили, что все пятеро погибли, причем для каждого нашелся отдельный леденящий кровь сценарий. Страсти подогревал и сам лидер Никита Хрущев, любивший эффекты, особенно публичные. Так, обнадеженные советскими заявлениями, американцы ждали нечто потрясающего 27 сентября 1960 г. На это указывал как доклад ЦРУ, так и информация сбежавшего советского моряка о готовящемся космическом запуске. Однако, официального сообщения ТАСС так не последовало. Вывод сделали однозначный: на счету космической программы СССР еще одна человеческая жертва. Впрочем, "жертва" действительно была. Только в виде взорвавшихся на участке выведения двух ракет-носителей "Молния", которые пытались вывести в космос первую автоматическую станцию "1М" для изучения Марса. Все эти неудачи можно сравнить с отработавшими ракетными блоками, которые рано или поздно отваливаются от Корабля, а мы будто бы вновь слышим то историческое сообщение: – ...корабль – спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли".
Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |