Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 6 ноября 2024 г., среда     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

От обучения на всю жизнь — к обучению через всю жизнь

25 декабря 2008 17:13

Директор Центра экономики непрерывного образования АНХ Татьяна Клячко. Фото с сайта www.strf.ru
Директор Центра экономики непрерывного образования АНХ Татьяна Клячко. Фото с сайта www.strf.ru
Справка:
Под непрерывным образованием в концепции, разработанной в Академии народного хозяйства, понимается дополнительное профессиональное образование — формальное (по итогам которого выдаётся свидетельство или сертификат о прохождении курсов, программ повышения квалификации) и неформальное или спонтанное (пример его — обучение на рабочем месте).

Многочисленные дискуссии о мерах по внедрению системы непрерывного образования до сих пор не привели к результатам. Однако в условиях финансового кризиса, когда потребуется переподготовка сотен тысяч оставшихся без работы, развитие данного направления приобретает особое значение. В связи с этим весьма ко времени разработана Академией народного хозяйства концепция непрерывного образования, которую уже направили на рассмотрение в правительство.
Век живи — век учись. Известная с давних времён поговорка идеально подходит для выражения сути непрерывного образования — обучения через всю жизнь (Lifelong learning). Во многих западных странах, где осознали, что без системы постоянного обновления знаний и компетенций работников невозможно строить инновационную экономику, уже давно создают условия для массового участия взрослого населения в программах обучения. В Австрии в них задействовано 89 процентов жителей, в Дании — почти 80, Финляндии — 77, Швеции — 71, Швейцарии — 68.

Россия, где в сфере непрерывного образования занято 22,4 процента населения, сможет достичь уровня развитых стран лет через 20 лет, считают эксперты.

Заинтересовано ли государство?

В России уже давно предпринимаются попытки создать систему непрерывного образования. Первую концепцию его развития комитет по образованию СССР опубликовал ещё в 1989 году. Но дальше бумаги дело не сдвинулось. В 2004 году принцип непрерывного обучения был объявлен одним из пяти приоритетов развития российского образования, но, снова-таки, остался лишь декларацией.

Этому есть исторические предпосылки. Как отмечает заместитель директора Института управления образованием Российской академии образования (РАО), помощник председателя комитета по образованию и науке Совета Федерации Евгений Буслов, в советские времена закрепили норму, согласно которой каждый гражданин мог получить образование на бесплатной основе только один раз. Но тогда был другой общественный строй, и человеку, получившему профессиональное образование, хватало этих базовых знаний на всю жизнь. В условиях принципиально нового устройства общества, бешеного информационного потока, развития науки и технологии приобретённых единожды знаний и умений уже ни в коей мере недостаточно. В связи с этим возрастает роль системы непрерывного образования.

В России её развитию во многом препятствует незаинтересованность государства, выступающего в роли одного из основных работодателей.

В Академии народного хозяйства посчитали, сколько средств тратят работодатели — как частные, так и государственные — на образование одного сотрудника за средний период его профессиональной деятельности. Получились весьма любопытные данные. В сфере общего образования затраты на дополнительную подготовку учителя составляют от 30 до 60 тысяч рублей. В системе госслужбы — 150—200 тысяч рублей. В сфере массового малого бизнеса (заправки, автомастерские и тому подобное) эта сумма колеблется от 50 до 300 тысяч рублей. В элитном малом бизнесе (рестораны, салоны красоты и т.д.) — от одного до полутора миллиона рублей. Больше всего затрачивается на подготовку работника в среднем бизнесе — от 2,5 до трёх миллионов рублей.

"При таких затратах работодателя на переобучение учительского корпуса немыслимо поднять систему образования на тот уровень инновационной экономики, который требуется стране, — комментирует директор Центра экономики непрерывного образования АНХ Татьяна Клячко. — В этом, на мой взгляд, заключается корень проблем некачественного общего образования. То же самое в значительной степени касается и государственной службы. Затраты на профессиональный рост людей, занятых в этой сфере, решительно недостаточны для соответствия запросам современной экономики. Не исключено, что многие проблемы, включая экономический кризис, стали следствием недофинансирования системы повышения квалификации госслужащих".

Последствия кризиса для населения страны в целом достаточно пессимистично оценивает директор Института технологий образования АНХ при Правительстве РФ Александр Климов: "Без работы могут остаться сотни тысяч людей. Уже сейчас на некоторых крупных предприятиях наблюдается снижение объёма производства на 90 процентов, в связи с этим возникает проблема переподготовки высвобождающихся кадров и переориентации их в отрасли, не затронутые кризисом. Без развитой системы непрерывного образования эту проблему решить будет невозможно".

Четыре шага к созданию системы

В течение нескольких лет специалисты Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ совместно с экспертами Высшей школы экономики, представителями Минобрнауки и работодателями готовили новую концепцию непрерывного образования, реализовать которую планируется к 2012 году.

К непрерывному образованию разработчики документа относят все виды обучения, которые находятся за рамками базовых программ профессионального образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Эксперты АНХ сознательно отказались от употребления привычного для России понятия "учреждения дополнительного профобразования", а ввели термин "организации непрерывного образования", за счёт чего расширили сферу допобразования новыми типами организаций — такими, например, как корпоративный университет, а также новыми формами обучения — отнеся к ним, в частности, тренинги.

В концепции непрерывного образования определены четыре основных направления:

1) развитие конкурентной образовательной среды;
2) создание инфраструктуры непрерывного образования;
3) внедрение современных образовательных технологий;
4) внедрение новых финансовых механизмов.

Развитие конкурентной образовательной среды.

Ведущую роль в системе непрерывного образования должны занять учреждения начального и среднего профобразования. В условиях демографического спада ПТУ и техникумы смогут расширить спектр образовательных услуг в соответствии с запросами рынка труда. Кроме того, на их базе начнут формироваться так называемые "центры квалификаций" (или ресурсные центры), оснащаемые современным оборудованием за счёт партнёрских предприятий и организаций. Задавать направления подготовки в таких центрах смогут представители работодателей, органов региональной и муниципальной власти, профсоюзных организаций. График с сайта www.strf.ru
График с сайта www.strf.ru

Инфраструктура непрерывного образования.

При создании инфраструктуры разработчики концепции считают важным добиться официального признания квалификаций, полученных с помощью неформального образования и спонтанного обучения.

"Это позволит усилить конкуренцию в секторе непрерывного образования, — считает Александр Климов. — Также повысит результативность и практическую ориентацию учебных программ".

Признание спонтанного обучения приведёт к более полному учёту работников, получивших дополнительное профобразование. В данную статистику войдут не только те, кто прошёл, например, курсы повышения квалификации и получил удостоверение гособразца, но и все те, кто каким-либо другим образом повысил свою квалификацию. На сегодняшний день существует значительное расхождение в этих цифрах: по официальным данным, в программах дополнительного профобразования России участвует всего восемь процентов (см. график).

Учесть всех, кто задействован в неформальном или спонтанном обучении, удастся только в том случае, если в России начнут создаваться центры сертификации, в которых будет подтверждаться соответствие знаний, навыков и компетенций работника квалификационным требованиям.

Согласно концепции непрерывного образования, до 2012 года в регионах России планируется организовать около 60 центров сертификации. При условии их развития государственные дипломы и документы о получении допобразования могут утратить своё значение, прогнозируют эксперты. Сертификация в подобном центре будет гораздо более значимой.

Пока активному развитию центров сертификации мешает отсутствие профессиональных стандартов (нормативный документ, отражающий требования к работникам по квалификационным уровням). В этом вопросе продвинулись только некоторые отрасли. Например, в атомной энергетике разработаны 14 профессиональных стандартов.

Новые образовательные технологии.

Важным условием развития системы непрерывного образования станут новые технологии обучения — дистанционное, кейсы, компьютерные симуляторы, тренажёрные комплексы, деловые игры, проектные методы обучения, а также стажировки.

Новые финансовые механизмы.

Для усиления эффективности программ повышения квалификации и переподготовки бюджетных работников авторы концепции предлагают внедрить новые финансовые модели, в том числе бюджетные финансовые сертификаты, которые будут выдаваться сотрудникам сферы исполнительной власти, государственных и муниципальных учреждений.

"Получая такой сертификат, специалист сможет сам выбирать структуру, где он будет обучаться, — поясняет Александр Климов. — Причём важно включить в перечень этих структур не только государственные, но и частные. Таким образом, имея на руках бюджетный сертификат, можно будет учиться, например, в корпоративном университете крупного предприятия".

Для повышения финансовой обеспеченности программ непрерывного образования необходимо шире использовать принципы частно-государственного партнёрства. По прогнозам экспертов, в условиях кризиса работодатели с большим энтузиазмом будут вкладывать средства в короткие образовательные программы, чем инвестировать, например, в фонды целевого капитала университетов.

Пример успешного сотрудничества бизнеса и государства в сфере непрерывного образования — президентская программа подготовки управленческих кадров. Около сотни вузов ежегодно участвуют в повышении квалификации порядка пяти тысяч специалистов, в основном руководителей, которых направляют на обучение предприятия. Программа реализуется более 10 лет, финансируется по многоканальной схеме: по 30 процентов средств выделяют федеральный и региональный бюджеты, а также предприятие.

В настоящее время прорабатывается вопрос о создании новых её направлений, связанных с подготовкой специалистов для общественного, бюджетного и инновационного секторов экономики. Кроме того, ведутся дискуссии о возможности использовать президентскую программу для переобучения тысяч молодых людей, которые лишатся работы во время кризиса.

Как измерить эффект?

Для определения социально-экономической эффективности реализации концепции непрерывного образования авторы определили четыре целевых показателя.

Во-первых, увеличение доли занятого населения в возрасте старше 25 лет, прошедшего в течение последнего года программы повышения квалификации и/или переподготовки — с 22 процентов в 2008 году до 40 процентов в 2012-м.

Во-вторых, доля обученных за счёт средств предприятий и организаций от общего числа обучавшихся должна возрасти с 40 процентов до 56.

В-третьих, создание во всех федеральных округах центров сертификации квалификаций. Напомним, согласно концепции, их должно быть не менее 60.

В-чётвёртых, повышение доли мигрантов трудоспособного возраста, прошедших сертификацию профессиональных квалификаций, должно возрасти с нуля до 60 процентов. Как объясняют разработчики документа, поскольку реформы образования идут небыстро, к тому моменту, когда концепция будет реализована, в стране опять будет ситуация экономического подъёма, и потребуются мигранты, обученные по новым программам.

Главное — закрепить в законе

Для реализации концепции авторы предусматривают целый ряд механизмов: общественных, организационных, ресурсных, законодательных. В частности, особый акцент будет сделан на законодательном обеспечении институциональных и инфраструктурных изменений в области непрерывного образования. При разработке единого закона "Об образовании" депутаты должны учесть основные положения концепции.

По мнению Евгения Буслова, реальное введение непрерывного образования в России возможно только в том случае, если на уровне федерального закона (а не подзаконных актов и постановлений правительства) будут определены основные положения развития системы непрерывного образования и урегулированы возникающие в связи с этим отношения.

"Если не заниматься серьёзным продвижением идеи непрерывного образования на законодательном уровне, если опять будем топтаться, как в своё время комитет СССР по образованию, боюсь, ничего не получится", — подчеркнул Евгений Буслов.

Марина Муравьёва

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы