|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Как попасть в сеть исследовательских университетов?16 декабря 2008 20:41
В 2009 году состоится конкурс национальных исследовательских университетов (НИУ). Принципиальное решение по этому поводу принято. Но пока не утверждены критерии отбора вузов, крайне важно организовать публичное обсуждение конкурсной процедуры. Об этом заявил заместитель министра образования и науки РФ Александр Хлунов, открывая заседание круглого стола, за которым собрались почти 90 руководителей ведущих российских вузов. По мнению замминистра, без экспертного обсуждения не удастся успешно провести не только конкурс, но и в целом продвинуться в оптимизации структуры вузовского сектора. В рамках нацпроекта "Образование" (2006—2008 годы) впервые была предпринята попытка выявить и поддержать лидеров высшей школы. По итогам конкурса инновационных образовательных программ вузов было отобрано 57 высших учебных заведений (на их инновационное развитие в общей сложности выделено 300 миллиардов рублей). Логичным продолжением нацпроекта в 2009 году должен стать конкурс национальных исследовательских университетов, который сулит победителям не только высокий статус, но и серьёзную финансовую поддержку (в экспертных кругах обсуждается возможный объём гранта в размере миллиарда рублей). Намерениям властей создать сеть исследовательских университетов не должны помешать даже экономические сложности. "Для проведения конкурса в следующем году будет переформатирован бюджет в сфере науки и образования, — сообщил Александр Хлунов. — Более того, уже сейчас формируются резервы для продолжения конкурса и после 2009 года. Естественно, мы понимаем, что нас будут критиковать за то, что у кого-то отняли деньги. Но это сознательное решение и мы готовы нести за него ответственность". По американскому примеру? При разработке концепции исследовательских университетов в Минобрнауки детально изучали зарубежный опыт, в том числе американский. В США существует Ассоциация исследовательских университетов, в которую входят шесть-семь процентов от всех университетов и колледжей страны (их насчитывается 4,5 тысячи). Таким образом, к исследовательским относится высшая категория университетов Америки (по классификации Карнеги). Одной из главных характеристик исследовательских университетов эксперты считают высокую долю науки в бюджете вуза. По данным заведующей сектором экономики науки и инновационных процессов Института мировой экономики и международных отношений РАН Ирины Дежиной, в таких учебных заведениях, как Гарвард и Массачусетский технологический институт, на научную деятельность направляется около 50 процентов бюджета. В основном это государственные средства, полученные на конкурсной основе. Исследовательские университеты США отличает также высокая доля зарубежных преподавателей — их там от 30 до 60 процентов. Имя того или иного университета делают научные "звёзды", поэтому ведущие учебные заведения не жалеют денег на приглашение лучших профессоров мира. Искать "звёзд" надо не только среди преподавателей, но и среди студентов Поэтому обязательным считается привлечение иностранных учащихся: их доля обычно составляет не менее 18 процентов. Кроме того, предпочтительно, чтобы количество аспирантов превышало число студентов (например, в Стэнфорде аспирантов 65 процентов). По соотношению студентов и преподавателей необходимо выдерживать пропорцию 6:1 (в "обычных" университетах это соотношение составляет 12:1). "Исследовательский вуз немыслим без развитого кампуса и инновационной инфраструктуры, — отметила Ирина Дежина. — Например, в Массачусетском институте работает около 300 малых компаний. Хотя в последнее время в США ведётся активная дискуссия о третьей миссии университета — инновационной. Существует мнение, что слишком бурное её развитие негативно влияет на качество образования и уровень фундаментальной науки". Ирина Дежина выделила три способа создания исследовательских университетов: 1) поддержка лидеров; 2) объединение учебных заведений; 3) создание новых с нуля. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Последний, по мнению экспертов, самый перспективный, однако наиболее затратный (из новейшей истории успешный пример — ГУ-ВШЭ, но это вуз, обучающий общественным наукам). Если идти по второму сценарию, то придётся столкнуться с массой институциональных трудностей. Первый способ — самый дешёвый, но главное решить проблемы с созданием более эффективной системы управления. 50/50: наука и образование Из трёх возможных вариантов в России выбрали первый — поддержку лидеров. Хотя и второй не исключён. Путём объединения создавались федеральные университеты (Южный и Сибирский). При формировании исследовательских также возможны различные комбинации, даже объединение вузов с научными организациями. Такие альянсы будут только приветствоваться, утверждают в Минобрнауки. Национальным исследовательским университетом должен стать вуз, который одинаково эффективно осуществляет образовательную и научную деятельность. Среди обязательных требований к НИУ: генерация знаний и проведение широкого спектра исследований в сферах фундаментальной и прикладной наук. Справка STRF:
Принципы господдержки НИУ:
"Я не могу согласиться с точкой зрения, которую нередко высказывают, будто России остаётся только заимствовать технологии, — подчеркнул Александр Хлунов. — Это изначально проигрышная позиция. Поэтому от исследовательских университетов мы будем в обязательном порядке требовать генерировать знания". Среди индикаторов: средний возраст профессорского персонала, количество приглашённых учёных, наличие специальных программ поддержки молодых специалистов, объём расходов на науку в совокупном бюджете вуза, объём внебюджетного финансирования научных исследований, приведённый к единице профессорско-преподавательского состава, использование современных образовательных технологий, открытие новых востребованных направлений подготовки, отзывы внешних потребителей услуг (в частности, работодателей), уровень аспирантуры и докторантуры, участие в международных конференциях, наличие международных аккредитованных программ, доля иностранных студентов и другие. Одна из основных задач создания НИУ — вывод российских образовательных учреждений на мировой уровень. При этом в Минобрнауки осознают, что попасть в первую сотню лучших вузов мира быстро будет крайне сложно. Но необходимо заложить фундамент для того, чтобы в перспективе ведущие университеты смогли укрепить свои позиции сначала в "Топ-500", а потом и выше. Посчитайте деньги на науку Участники круглого стола признали разумными представленные критерии отбора вузов. Хотя не исключают, что их перечень можно дополнить и усовершенствовать. Например, ректор Российского нового университета Владимир Зернов считает, что на статус "исследовательского" может претендовать только тот вуз, у которого есть серьёзные научные достижения, уникальные открытия. Проректор по научной работе Иркутского технического госуниверситета Александр Афанасьев убеждён: НИУ должен играть прежде всего консолидирующую роль в обществе, соответственно, активно заниматься социально-культурной деятельностью. Вузы, претендующие на статус исследовательских, нужно оценивать по вкладу их выпускников в развитие экономики страны или отдельного региона, а также по степени интеграции самих вузов в экономику, для чего будет оцениваться соответствие направлений подготовки специалистов реальным запросам. Справка STRF: Ожидаемые результаты от реализации программ развития НИУ:
– повышение уровня международного признания российской науки и образования; "Для исследовательского университета крайне важно выровнять позиции преподавателей и научных сотрудников, — подчеркнул в интервью STRF.ru проректор по научной работе Томского госуниверситета Григорий Дунаевский. — В высшей школе этот процесс запущен. Научные сотрудники не входят в штатное расписание, государство их практически никак не поддерживает. Базового финансирования на науку (темплан, который спускается вузам) хватает только на 10 процентов зарплаты. Уповать, что только за счёт профессорско-преподавательского состава удастся повысить эффективность научной деятельности вуза, не совсем верно". По мнению многих участников круглого стола, необходимо расставить приоритеты в перечне показателей. "Все показатели нужные, и я готов отстаивать каждый из них, — сказал замдиректора департамента Минобрнауки Сергей Лебедев. — Хотя соглашусь, что нужен какой-то интегральный показатель. На мой взгляд, им может стать объём средств, выделяемых на науку. Если в консолидированном бюджете вуза расходы на науку приближаются к 50 процентам, то можно быть уверенным, что треть всех остальных показателей будет выполняться". Глава московского представительства Германской службы академических обменов (DAAD) Томас Праль отметил, что российским вузам в первую очередь необходимо создавать англоязычные учебные курсы, чтобы привлечь лучших студентов мира. "В ближайшие десять лет этот вопрос будет особенно остро стоять, — считает Томас Праль. — Во всём мире идёт борьба за лучшие “головы”, и выигрывают те страны, которые предоставляют хорошие условия для учёбы и проживания". В России обучается всего три процента от общего количества иностранных студентов. Одна из причин, препятствующая привлечению иностранцев, заключается как раз в слабом развитии инфраструктуры. Участников круглого стола интересовало, могут ли победители конкурса НИУ тратить государственные средства на развитие университетских кампусов. Оказалось, что господдержка рассчитана главным образом на укрепление материально-технической базы вузов, приобретение современного оборудования, а также на переподготовку и повышение квалификации сотрудников. А вот строительные и инфраструктурные мероприятия программой не будут поддерживаться. Но, как прокомментировал Александр Хлунов, это не означает, что решать такие задачи придётся только за счёт внебюджетных средств. Например, в рамках федеральной целевой программы по развитию образования значительные деньги выделяются по направлению капвложений. В дальнейшем бюджетные средства будут распределяться на эти цели во многом с учётом результатов конкурса НИУ. Ещё один важный вопрос связан с несовершенством организационных форм, которые серьёзно ограничивают экономическую самостоятельность высших учебных заведений. В принципе, они могут сменить жёсткую форму государственного учреждения (ГУ) на более либеральную форму автономного (АУ), но это связано с рисками, и пока лишь единицы вузов приняли такое решение. Будет ли этот процесс закреплён нормативно? Госдума в настоящее время рассматривает поправки в закон "Об образовании", требований по обязательному переходу в АУ там не содержится, заверил Александр Хлунов. "Но в связи с тем, что перед исследовательскими университетами стоит задача эффективной коммерциализации разработок, то переход в автономию будет приветствоваться, — пояснил замминистра. — Однако в качестве конкурсного требования это условие закладываться не будет". Лидеры известны? В то время пока Минобрнауки призывает общественность подключиться к обсуждению критериев конкурсного отбора НИУ, многие представители вузовского сообщества считают, что победители конкурса уже практически известны. Лидеров все знают. Это вузы, которые имеют сильные научные школы, ведут серьёзные исследования. Эксперты высказывают мнение, что среди победителей может оказаться подавляющее большинство победителей нацпроекта "Образование". При этом звучат опасения, что конкурсная комиссия может подпасть под влияние "красивых" проектов, создавать которые уже многие научились за последние годы. В основу выбора исследовательских университетов должны быть положены уже имеющиеся достижения вузов, а не многообещающие планы, считают представители вузовского сообщества.
Марина Муравьёва
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |