Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Насильно закрывать не будем, но конкурировать заставим

12 декабря 2008 18:53

Министр образования и науки Андрей Фурсенко. Фото с сайта www.rosmu.ru
Министр образования и науки Андрей Фурсенко. Фото с сайта www.rosmu.ru
Логичным продолжением нацпроекта "Образование" станет конкурс на присвоение категории национальных исследовательских университетов. Об этом заявил министр образования Андрей Фурсенко, подводя итоги трёхлетнего выполнения приоритетного национального проекта на Всероссийской конференции "Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики".
"Образование стало приоритетным не потому, что появился нацпроект, а потому что общество, власть, работодатели осознали: без качественного образования невозможно двигаться вперёд", — сказал Андрей Фурсенко на открытии конференции в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, которая состоялась 11 декабря.

Сегодня вся территория России покрыта сетью инновационных образовательных учреждений. По итогам конкурсного отбора поддержано 57 вузов и около 250 учреждений начального и среднего профобразования (НПО, СПО). На их развитие выделены значительные средства, благодаря чему удалось существенно модернизировать материально-техническую базу. По оценкам министра, в приоритетных направлениях совершён скачок на 10-15 лет вперёд. Вузы стали вровень с ведущими научными центрами России. "Мы много говорим о зарплатах, но не менее важно создать хорошие условия для занятия научной и образовательной деятельностью", — отметил Андрей Фурсенко.

Уже сейчас среди положительных результатов можно отметить серьёзное обновление образовательных программ. В ходе реализации нацпроекта были разработаны полторы тысячи программ высшего образования и 600 программ НПО и СПО (четвёртая их часть — в технической сфере). По словам министра, это существенный шаг, учитывая, что в последние годы наблюдался перекос в подготовке кадров в сторону гуманитарных и экономических специальностей.

Ещё один системный эффект связан с запуском мощной программы по повышению квалификации преподавателей. Причём заинтересованность в этой работе превзошла все ожидания Минобрнауки.

"Важно отметить изменение финансово-экономических механизмов, — считает Андрей Фурсенко. — Мы освоили проектный подход. Поначалу очень сложно было организовать расходование средств. И это было связано не только с недостатками №ФЗ-94, но и с тем, что мы отвыкли распоряжаться большими деньгами. За время реализации нацпроекта этот психологический барьер удалось преодолеть. Мы готовы к большим инвестициям и готовы к их эффективному использованию. Хотя, конечно, в условиях кризиса не приходиться надеяться, что на образование в ближайшее время прольётся золотой дождь".

По прогнозам министра, в следующем году начнётся массовая переподготовка специалистов, и ответственность за решение этой задачи во многом ляжет на образовательные учреждения. Для этого у них накоплен потенциал за время выполнения нацпроекта.

Лидерство нужно постоянно доказывать

Одним из логичных продолжений нацпроекта, по мнению Андрея Фурсенко, должен стать конкурс на присвоение категории национальных исследовательских университетов (НИУ). "Несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы не имеем права откладывать этот проект, — подчеркнул министр. — В 2009 году он будет начат, даже при условии, что понадобится перераспределить финансирование в сфере науки и образования. Министерство сделало такие предложения, и они поддержаны правительством".

По прогнозам министра образования, в следующем году начнётся массовая переподготовка специалистов, и ответственность за решение этой задачи во многом ляжет на инновационные образовательные учреждения. Для этого у них накоплен потенциал за время выполнения нацпроекта

Какие шансы у вузов, которые не выиграли в нацпроекте, оказаться в числе победителей в конкурсе НИУ? Этот вопрос в числе первых задали министру образования на пресс-конференции:

"Я не могу со стопроцентной уверенностью сказать, что среди победителей окажутся исключительно инновационные вузы, — заявил Андрей Фурсенко. — Всё будет зависеть от того, насколько сильны будут предложенные программы развития университетов. Но у тех, кто прошёл нацпроект, безусловно хорошая стартовая площадка, они имеют конкурентные преимущества. Благодаря нацпроекту образовалась группа лидеров. Но это группа не застывшая. Я думаю, есть вузы, которые могут с ними конкурировать. Точно так же существует вероятность, что некоторые из победителей замедлят своё развитие и в скором времени уже не будут самыми сильными. Важно сохранять дух соревновательности, который появился в ходе выполнения нацпроекта, и постоянно подтверждать лидерство".

В 2009 году будет проведён конкурс среди национальных исследовательских университетов даже при условии, что понадобится перераспределить финансирование в сфере науки и образования. Министерство сделало такие предложения, и они поддержаны правительством

Минобрнауки разработало критерии конкурсного отбора НИУ. Сейчас необходимо организовать их широкое обсуждение в научно-образовательном сообществе — иначе конкурс провалится, убеждён Андрей Фурсенко.

В развитии исследовательской активности государственных образовательных учреждений важную роль сыграет возможность учреждать малые инновационные предприятия. Но воспользоваться этим правом смогут не все. "В качестве взноса вузы должны будут представить интеллектуальную собственность, — сообщил министр. — Однако, учитывая, что научной деятельностью, даже по самым оптимистичным оценкам, занимается менее трети наших вузов, то вряд ли этот процесс пойдёт в массовым порядке".

Никакой кампанейщины!

Те вузы, которые не победили в нацпроекте и вряд ли победят в конкурсе исследовательских университетов, не лишаются текущего финансирования. К слову, масштаб нацпроекта, по сравнению с базовым бюджетным финансированием высшей школы, составляет всего 10-12 процентов. Так что, по мнению министра образования, не нужно выставлять обиженными тех, кто остался за рамками оказываемой поддержки. Многие из них имеют хороший профессорско-преподавательский состав, современную материально-техническую базу, которую обеспечивает частный бизнес, заинтересованный в профессиональных кадрах.

И всё-таки аутсайдерам придётся нелегко. В стране полторы тысячи вузов и 2,5 тысячи филиалов. Министр образования считает, что такое количество учреждений невозможно обеспечить квалифицированными педагогическими кадрами, равно как и невозможно создать в них условия для качественной подготовки специалистов (и в первую очередь это касается филиалов).

Но министр заверил, что никаких административных методовпо сокращению количества вузов предприниматься не будет.

Для вузов важно сохранять дух соревновательности, который появился в ходе выполнения нацпроекта. Они должны постоянно подтверждать своё лидерство

"Все процедуры известны — аккредитация, проверка уровня преподавания. Ничего нового мы предлагать не будем, — сказал Андрей Фурсенко. — Те вузы, которые не соответствуют требованиям, должны будут присоединяться к сильным университетам либо закрываться. Последний вариант нужно осуществлять постепенно, не нарушая права студентов. В этом вопросе не должно быть никакой кампанейщины. Считаю целесообразным предоставить возможность людям перевестись в те учебные заведения, где им дадут качественное образование. При этом надо прекращать приём на первый курс".

Сегодня в силу ряда обстоятельств, в том числе экономических, целый ряд вузов выходят на министерство с предложениями об объединении. Такие предложения будут обязательно поддерживаться, подчеркнул глава ведомства.

Каталитическая реакция среди училищ

В отличие от вузов, среди учреждений начального и среднего профобразования, конкурс продолжится. Но при этом не ставится задача переустроить все учреждения НПО, СПО — их больше шести тысяч. Это просто невозможно, тем более что ответственность за них несут регионы.

"Мы хотели запустить каталитическую реакцию: показать, в каком направлении можно развиваться в сфере начального и среднего образования, — отметил Андрей Фурсенко. — По нашим оценкам, критическая масса будет сформирована в том случае, если поддержку получат не менее 10-15 процентов учреждений. Сегодня таких — четыре-пять процентов (около 250 учреждений), но география победителей очень широкая: почти 60 регионов. Важно, что в ответ на государственный нацпроект подключился бизнес — стал вкладывать средства в переоборудование училищ и техникумов".

В качестве взноса для организации малых инновационных предприятий вузы должны будут представить интеллектуальную собственность. Однако, учитывая, что научной деятельностью, даже по самым оптимистичным оценкам, занимается менее трети вузов, то вряд ли этот процесс пойдёт в массовым порядке

Министр выразил опасение, что могут возникнуть проблемы с обеспечением обязательного 50-процентного софинансирования инновационных проектов учреждений НПО и СПО. Минобрнауки вынесло предложение: рассматривать в качестве одного из источников софинансирования те средства, которые регион или бизнес будут тратить на переподготовку специалистов.

"В рамках преодоления экономического кризиса одна из задач связана с переподготовкой специалистов, и на это будут выделены существенные деньги, — сказал Андрей Фурсенко. — Мы предложили обеспечивать переподготовку в инновационных образовательных учреждениях, в том числе начального и среднего звена. Сейчас проект рассматривается в правительстве".

Критика ЕГЭ — вопрос политический

Учитывается ли мнение общественности в принятии таких спорных решений, как законодательное закрепление единого госэкзамена и перехода на двухуровневую систему обучения? На этот вопрос Андрей Фурсенко дал подробный ответ.

"С общественностью мы в постоянном диалоге. За всё время, что занимаю должность министра, я, например, не пропустил ни одного заседания союза ректоров, — парировал он. — Я редко однозначно высказываюсь о ЕГЭ. Но уверен, что сегодняшнее обсуждение ЕГЭ — это скорее реакция не образовательного сообщества, а достаточно узкого круга людей, которые заинтересованы разыгрывать политическую карту. Имена этих людей всем известны".

В стране 1,5 тысячи вузов и 2,5 тысячи филиалов. Министр образования считает, что такое количество учреждений невозможно обеспечить квалифицированными педагогическими кадрами, равно как и невозможно создать в них условия для качественной подготовки специалистов. Но при этом Андрей Фурсенко заверил, что никаких административных методов по сокращению количества вузов предприниматься не будет

Закон о едином госэкзамене возник в ходе совместной работы ректорского сообщества и министерства, подчеркнул Андрей Фурсенко. В нём чётко прописана вся система аттестационных испытаний. Дополнительным измерителем знаний учащихся являются олимпиады, перечень которых был расширен по инициативе министерства. Совет по олимпиадам выбрал более ста олимпиад, по результатам которых в 2009 году абитуриенты будут иметь возможность поступать в вузы. С их помощью будёт зачислено 10 процентов абитуриентов.

"По нашему предложению было утверждено также и положение, согласно которому не только в творческих вузах, но и в других ведущих университетах могут быть дополнительные испытания, — напомнил Андрей Фурсенко — Мы основывались, например, на опыте московского Физтеха, где всегда проводились собеседования. И именно в соответствии с законом мы предложили список из 24 вузов, которые могут проводить дополнительные вступительные испытания. Хочу подчеркнуть, что ряд ведущих вузов даже не претендовали на такое право, например, “Бауманка”, руководители которой доверяют результатам ЕГЭ и олимпиад. Я считаю, что уже это говорит о том, в какой мере мы учитываем мнения ректорского сообщества. Из 1500 вузов подали заявки на дополнительные испытания только 50. Это значит, что большинство вузов удовлетворены той системой, которая есть".

Что касается двухуровневой подготовки специалистов, то Минобрнауки, по словам его руководителя, считается с мнением ректоров о необходимости плавного перехода на новую систему. Учитываются и случаи, при которых такой переход не целесообразен. Например, по итогам серьёзной работы с Минздравсоцразвития, было решено оставить специалитет по всем лечебным специальностям.

Андрей Фурсенко: я редко однозначно высказываюсь о ЕГЭ. Но уверен, что сегодняшнее обсуждение ЕГЭ это скорее реакция не образовательного сообщества, а достаточно узкого круга людей, которые заинтересованы разыгрывать политическую карту

"Я не сторонник заставлять кого-то силой, нужно показать все плюсы и минусы, — сказал Андрей Фурсенко. — Мы призываем и ректоров, и работодателей основываться не на эмоциях, а на фактах. Подавляющее большинство студентов начинают работать с третьего курса. Кроме того, почти все меняют свою профессиональную направленность в ходе получения образования. Двухуровневая система даёт возможность менять свою образовательную траекторию. Да, пока это непривычная система. Но есть много людей, которые не хотят продолжать обучение после бакалавриата, считают, что теряют на это время. Нужно предоставить им возможность работать".

Министр напомнил, что в советское время был целый ряд вузов, где обучение длилось четыре года, — это все педагогические, экономические институты. А на сегодняшний день лидером по двухуровневой системе является МГУ, который внедрил 50 образовательных программ "бакалавр/магистр". И это не случайно, убеждён министр образования: Московский госуниверситет чётко отслеживает веяния времени, а не пожелания министерства (МГУ — единственный вуз, который не подчиняется ни одному из ведомств федеральной исполнительной власти).

Нацпроект продолжится?

На вопрос о возможности продолжения мероприятий, начатых в рамках нацпроекта, министр ответил, что в настоящее время разрабатывается госпрограмма развития российского образования до 2012 года. В рамках этой программы выделено несколько важных областей, которые в любом случае относятся к нацпроекту, — развитие профессионального образования, поддержка учителей и другие. При этом в программе предусмотрены и другие важные шаги, направленные на решение той же задачи, что решал нацпроект, — создание системы инновационного образования в стране.

24 декабря на совете по нацпроекту при президенте России состоится обсуждение программы. Тогда станет точно известно, какие мероприятия продолжатся.

Марина Муравьёва

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы