Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 19 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Сергей Аракелян: "Самостоятельных университетов станет меньше в связи с выстраиванием иерархии вузов по их статусу"

09 декабря 2008 18:03

Проректор по инновациям и стратегическому развитию Владимирского госуниверситета Сергей Аракелян. Фото с сайта www.strf.ru
Проректор по инновациям и стратегическому развитию Владимирского госуниверситета Сергей Аракелян. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF:
Аракелян Сергей Мартиросович, проректор по инновациям и стратегическому развитию Владимирского госуниверситета

В настоящее время обсуждаются оптимальные пути развития ведущих региональных вузов, в частности включение их в состав национальных исследовательских университетов (как головных вузов). Благодаря этому удастся сконцентрировать под единым организационно-административным управлением комплексную систему многоуровневой подготовки кадров для инновационной экономики.

Как Вы относитесь к идее Минобрнауки реорганизовать вузовский сектор, в частности, путём объединения вузов. Какие преимущества в связи с этим появятся у региональных вузов?

— В целом я положительно отношусь к реформе, она вписывается в общий контекст проводимой в стране модернизации научно-образовательной сферы и развития современной модели образования. В настоящее время обсуждаются оптимальные пути развития ведущих региональных вузов, в частности включение их в состав национальных исследовательских университетов (как головных вузов). Благодаря такой территориально-распределённой интегрированной структуре удастся сконцентрировать под единым организационно-административным управлением комплексную систему многоуровневой подготовки кадров для инновационной экономики.

Какие преимущества у такой структуры?

Во-первых, высокая концентрация талантливых студентов и преподавателей, что будет обеспечено авторитетом головного вуза национального исследовательского университета. Во-вторых, богатый потенциал материально-технических и интеллектуальных ресурсов, создающий условия для качественного обучения и проведения передовых исследований. Наконец, реализация вокруг регионального вуза технопарковой зоны. Это будет обеспечено профильной деятельностью каждого участника исследовательского университета, которая сводится не только к решению задач кадрового обеспечения, но и к реализации планов по созданию новой продукции, расширению сферы услуг, разработке новых технологий и их коммерциализации.

В связи с созданием крупных университетов не будет подавляться конкуренция на региональных образовательных рынках?

— В условиях развития студенческой и преподавательской мобильности такая проблема не должна возникать. Наоборот, укрупнение университетов позволит повысить авторитет региональных вузов за счёт интеграции материально-технических и кадровых ресурсов, престижности головного вуза. Но, с другой стороны, может возрасти конкуренция за доступ к финансовым средствам и кадровому потенциалу. И это, безусловно, один из рисков.

Какие ещё риски Вы можете отметить?

— На самом деле их много. Например, оторванность вуза от задач социально-экономического развития региона и, соответственно, ослабление связей с региональными властями, бизнес-структурами и региональной образовательной системой. Кроме того, вызывает опасения реорганизация кадрового состава: отсев слабых сотрудников может усилить социально-экономическую напряжённость. Не исключено, что возникнут противоречия с головным вузом из-за его боязни подвергнуть инфляции статус "выпускник престижного вуза" за счёт слабого контингента учащихся региона. Вполне возможна диверсификация профильной деятельности регионального вуза, понижение авторитета ректора. Не может не волновать и потенциальный отток наиболее талантливой молодёжи в головной вуз, что, в свою очередь, приведёт нас к деятельности, сосредоточенной на подготовке массовых бакалавров-прикладников.

Одним из главных рисков эксперты считают также децентрализацию и ухудшение качества управления интегрированной структурой. Поэтому крайне важно создать конструктивную систему управления со стратегическими приоритетами, инновационной нацеленностью и гибкими подходами во взаимодействии с бизнес-сообществом.

Сколько вузов целесообразно объединять, чтобы сохранялась эффективная система управления?

— Это не имеет значения при правильной организации системы управления (проектное управление с персонифицированной ответственностью каждого руководителя на каждом из уровней) и при эффективном общественном контроле (наблюдательный/попечительский совет).

Каково, на Ваш взгляд, оптимальное количество университетов для России (сколько в них должно обучаться студентов)?

— Это определяется уровнем социально-экономического развития и востребованностью специалистов высшего образования в каждом отдельном регионе. Оптимизация количества университетов должна происходить с учётом главного критерия: чем крупнее университет и больше в нём студентов, тем более эффективно и гибко можно организовать профильную деятельность университета с оптимальным распределением материально-технических и кадровых ресурсов.

Уменьшение числа самостоятельных университетов необходимо в связи с выстраиванием иерархии вузов по их статусу на основе объективных численных показателей (речь идёт прежде всего о демографической ситуации в стране).

Марина Муравьёва

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы