Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 19 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Москва окончательно вышла из дипломатической изоляции

08 декабря 2008 15:59

Президент РФ Дмитрий Медведев. Фото Александра Шалгина с сайта www.ng.ru
Президент РФ Дмитрий Медведев. Фото Александра Шалгина с сайта www.ng.ru
За последнюю неделю произошло сразу несколько важных событий, благодаря которым Россия и ее внешняя политика оказались в центре международных дискуссий. И хотя далеко не все акценты, расставленные в ходе этих обсуждений, приятны для Москвы, рост интереса к взаимодействию с ней по широкому кругу вопросов очевиден.

Можно констатировать, что через четыре месяца после военной операции на Кавказе, вызвавшей недовольство на Западе, прежде всего в Вашингтоне, Москва окончательно вышла из дипломатической изоляции.

Так, состоялся новый раунд переговоров по будущему соглашению о партнерстве и сотрудничестве РФ–ЕС (встреча признана сторонами конструктивной). Решено разблокировать работу Совета Россия–НАТО. Впервые широко и подробно – в рамках ОБСЕ – обсуждена инициатива президента Дмитрия Медведева по разработке нового договора о европейской безопасности. (И хотя Вашингтон назвал предложения Медведева излишними, США готовы продолжать консультации по этому поводу на экспертном уровне). Всем этим событиям, имевшим место в начале декабря, предшествовали успешный саммит Россия–ЕС и возобновление официальных контактов между Москвой и Вашингтоном.

Западные лидеры, как и прежде, подчеркивают свое негативное отношение к решению России признать независимость Абхазии и Южной Осетии и продолжают критиковать Москву за "чрезмерное" использование силы против Грузии. Нет единства мнений по поводу того, выполнила ли Россия свои обязательства по Плану Медведева–Саркози (позиция Вашингтона в данном вопросе жестче, чем у европейцев). Вместе с тем у мирового сообщества постепенно развивается привыкание к новым кавказским реалиям. Проблема хоть и не утратила остроты в диалоге России и Запада, тональность сторон становится все более взвешенной. А это открывает возможность для поиска развязок.

Без иллюзий и поспешных выводов

Через несколько часов после переговоров РФ–ЕС министры иностранных дел НАТО приняли решение возобновить взаимодействие с Москвой.

Североатлантический альянс стал последним из важных партнеров России, пошедших на сближение с ней после паузы, вызванной событиями на Кавказе. С тех пор, как вспыхнул конфликт вокруг Южной Осетии, в Брюсселе не созывались заседания Совета Россия–НАТО на высоком уровне, работа по многим направлениям оказалась замороженной. Теперь же союзники выразили желание провести неформальные дискуссии в рамках СРН. Это станет первым шагом на пути восстановления отношений. Альянс хотел бы, чтобы этот процесс был поэтапным.

Одновременно главы МИД НАТО отказали Украине и Грузии в подключении к Плану действий по членству в альянсе. Такое решение могло бы дополнительно способствовать снижению напряженности по линии Россия–НАТО.

Между тем такой шаг был поспешно подан некоторыми российскими кругами как прекращение сближения Киева и Тбилиси с альянсом. (Как выразился постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин, "поматросили и бросили"). В действительности стратегическая линия организации не меняется: двери для Украины и Грузии остаются открытыми. Союзники решили лишь "переформатировать" процесс интеграции, поскольку навязывавшиеся американцами схемы (срочное предоставление обеим странам ПДЧ, а на последнем этапе дискуссий – прием в НАТО без ПДЧ) не позволяли выработать консенсус.

События в Брюсселе скорее свидетельствуют об уменьшении влияния администрации Джорджа Буша, чем о победе российских аргументов. Натовцы остаются едины во мнении, что Москва не может налагать вето на вступление в альянс тех или иных стран.

Союзники подтвердили "все элементы решений относительно Украины и Грузии", принятых в Бухаресте, и пришли к выводу, что обе страны добились прогресса, хотя им "еще предстоит проделать значительную работу". Вследствие этого будут повышены возможности по оказанию содействия этим странам, используя структуру Комиссии НАТО–Украина и Комиссии НАТО–Грузия. Собственно, в рамках этих комиссий будут решаться те же вопросы, что и в рамках пока не предоставленного ПДЧ. Кроме того, министры договорились о том, что информационные бюро и бюро по связи в этих странах будут усилены. Также будут разрабатываться ежегодные национальные программы с последующим анализом со стороны союзников.

Официальная реакция России на решение НАТО о постепенном размораживании связей такова: "Альянс возвращается на позиции реализма". То, что не было принято решения о подключении Грузии и Украины к Плану действий, по оценке МИД РФ, "отражает осознание рисков, связанных с ускоренным втягиванием в альянс этих стран". Как отмечается, дальнейшее развитие диалога будет зависеть от стремления всех членов Совета Россия–НАТО совместно искать точки соприкосновения. Вместе с тем Москва вновь подвергла критике позицию альянса по событиям на Кавказе. (Внешняя политика России также не осталась без критических замечаний со стороны альянса.)

Обама не станет спешить?

Как представляется, снятие на некоторое время с повестки дня (по крайней мере до апрельского саммита в Страсбурге) вопроса о членстве Киева и Тбилиси в НАТО позволяет будущей администрации США заняться данным вопросом в более спокойной атмосфере.

Команда Буша, форсировавшая сближение с нестабильными соседями России (игнорируя не только интересы Москвы в сфере безопасности, но и новые реалии на Кавказе и политическую обстановку в Украине), по сути, завела союзников в тупик. Не исключено, что администрация Обамы предпочтет сбалансированный подход и окажется более восприимчивой к мнению ключевых европейских стран, не желающих как неподготовленного расширения НАТО и ее превращения в политический клуб, так и осложнения отношений с Москвой.

Высказывания Обамы позволяют сделать вывод, что он намерен сконцентрироваться прежде всего на Ираке и Афганистане. В последнем случае военная операция проводится под командованием НАТО. И именно серьезность ситуации в Афганистане используется влиятельными европейцами в качестве аргумента против расширения альянса за счет стран, не способных укрепить военный потенциал организации.

Вернуть соседей к диалогу

Итак, самая тяжелая фаза кризиса отношений России и НАТО преодолена. Стороны демонстрируют готовность к постепенному возобновлению отношений при сохранении позиций по известным проблемам. Возможно, на данном этапе действительно лучше вести неформальные дискуссии, чем проводить официальные встречи с заранее подготовленными заявлениями и решениями. Ведь неформальный диалог способствует улучшению взаимопонимания. Если, конечно, у его участников есть желание быть правильно понятыми.

В этом контексте одна из задач Москвы – быть правильно понятой в том, что касается обеспечения ее интересов в ближнем зарубежье. Манера общения России с соседями, нередко походящая на запугивание, до сих пор с легкостью позволяла оппонентам Москвы лепить "образ врага". Именно "российской угрозой" оперируют Вашингтон и некоторые страны Восточной Европы, лоббируя расширение НАТО за счет той же Грузии и Украины. Мощный ответ на тбилисскую авантюру в Южной Осетии, дополнявшийся предельно жесткой риторикой в адрес целого ряда стран (Украина, страны Балтии, Польша и т.д.), дал дополнительные козыри тем, кто требует защитить российских соседей от "агрессивной" политики Москвы.

Серьезные разногласия России с Украиной и Грузией необязательно должны были перерасти в перманентный кризис (непримиримые противоречия имеются у Москвы с целым рядом стран, в том числе считающихся ее привилегированными партнерами, однако это не мешает конструктивному диалогу и взаимодействию с ними). Но, поскольку это уже произошло, одной из главных целей должен стать поиск выхода из этого состояния. В конце концов СНГ остается главным внешнеполитическим приоритетом России. А реализовать этот приоритет без стабилизации отношений с соседями не представляется возможным.

Искать точки соприкосновения, по крайней мере, с действующим режимом в Тбилиси по понятным причинам уже не получится. И все же хотелось бы узнать, имеется ли в запасе у Дмитрия Медведева еще одна инициатива – которая касалась бы ближайших соседей. Инициатива, которая позволила бы разрядить атмосферу и восстановить доверие.

Юлия Петровская

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы