|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Дмитрий Бугров: "Университетские города — это эксклюзив, это не для всех"01 декабря 2008 18:21
Однозначно ни один регион нельзя лишить своего вуза. Но, с другой стороны, ведущих университетов не может быть много. Их действительно не более 50-60, и это прежде всего те вузы, где ведутся серьёзные научные исследования. Как Вы относитесь к идее Минобрнауки РФ реструктуризировать систему высшего образования, в частности, создать вузовские кластеры? — Я считаю, что это разумно. Безусловно, ни один регион нельзя лишить своего вуза. Но университетские города — это эксклюзив, это не для всех. Ведущие университеты известны, их действительно не более 50-60, и это, прежде всего те вузы, где ведутся серьёзные научные исследования. На собрании научно-педагогической общественности говорили, что порядка 70 процентов российских вузов не занимаются наукой, очевидно, такие вузы не могут называться университетами. Эффективный вуз с инновационным поясом вокруг — вот то, что нужно стране. Но, с другой стороны, создание крупных университетов может подавить конкуренцию на региональных образовательных рынках? — В данном случае размер имеет значение. Выживут те, кто сумеет сконцентрироваться, создать крупные объединения, добившись синергетического эффекта. Университет — значит "универсальный", он готовит специалистов по самому широкому спектру направлений, чем и отличается от института или академии. Соответственно, университет по определению не может быть маленьким: в нём должны учиться не три тысячи, а 30 тысяч человек; должны работать крупные учёные, в том числе и те, кто имеет мировую или европейскую известность; должны действовать научные школы. Университет — это территория разума. В маленьком "корытце" такое не построишь. Ко всему прочему, небольшое образовательное учреждение подвержено диктату личности, может попадать под синдром отца-основателя, отца-правителя. В структурах большего масштаба, где учатся 30 тысяч студентов, работают 10 тысяч преподавателей, включаются другие механизмы: там преподавательское сообщество балансирует, противостоя глупости и усиливая что-то позитивное. Мне как учёному или преподавателю было бы легче состояться в крупном университете, а не в маленькой "лоханке", где противоречие с начальником может привести к быстрому завершению научной и творческой карьеры. Как, по Вашим наблюдениям, вузовское сообщество воспринимает перемены в сфере образования? — По-разному. В сфере образования, как и в сфере науки, почти полностью отсутствует важная возрастная прослойка — 30-40-летние. Совсем немного тех, кому по 25-30 лет. Поскольку средний возраст профессорско-преподавательского состава велик, велико и консервативное начало. Менталитет таков, что любая новация воспринимается как нечто отрицательное. Тем более что и новаций много было пережито за последние 17 лет. Люди устали...
Марина Муравьёва
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |