Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 16 апреля 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Валерий ЧЕРЕШНЕВ: "Система поддержки науки не решает главную задачу — становления науки как саморазвивающейся отрасли инновационной экономики"

21 ноября 2008 19:06

Председатель комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям Валерий Черешнев. Фото с сайта www.strf.ru
Председатель комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям Валерий Черешнев. Фото с сайта www.strf.ru
Справка:
Черешнев Валерий Александрович, председатель комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям, доктор медицинских наук, академик РАМН, академик РАН

При переходе на инновационный путь развития роль науки становится одной из ключевых. Реализация либеральной политики не требует особой квалификации исполнителей. Но проведение успешной политики развития — это сложная управленческая работа, требующая непрерывного научного сопровождения…

Какой должна быть система поиска и привлечения молодёжи в науку и, в частности, в институты РАН?

— Проблему подготовки кадров для отечественной науки надо рассматривать прежде всего в тесной взаимосвязи с состоянием и перспективами её самой. Сейчас принимаются важные и перспективные, на первый взгляд, меры поддержки науки в виде различных федеральных целевых программ. Однако они не решают на системном уровне корневую проблему — проблему её становления как саморазвивающейся структуры инновационной экономики страны. Да и финансирование пока не отвечает масштабам решаемой государственной задачи, если принимать во внимание многолетнюю стагнацию российской науки.

Привлечение молодёжи — одна из ключевых проблем развития науки и, в конечном счёте, становления в стране инновационной экономики, экономики знаний. Нужно менять отношение к науке, делать её востребованной в обществе. Учёные должны чувствовать, что необходимы стране. Наука должна привлекать молодых людей своей социальной значимостью и востребованностью обществом и экономикой. А это предполагает не только достойную оплату труда, но и создание надлежащих условий работы, и наличие современного лабораторного оборудования, и мобильность молодого исследователя, то есть возможность обучения и научных стажировок за рубежом, участия в зарубежных конференциях и т.п. Безусловно, это и высокий авторитет наставников — научных руководителей. И достойное отношение нашего государства к учёным, и коммерциализация результатов их творческого труда. Сегодня же это должна быть ещё и социальная поддержка: молодым учёным необходимо достойное жильё, а в будущем — достойные пенсии.

Регенерация отечественной науки, безусловно, должна проводиться на основе государственной кадровой политики и с опорой на молодые кадры. Промедление здесь уже недопустимо, нужны кардинальные меры — принятие и реализация национального проекта "Наука России", содержащего раздел "Кадры науки". Формирование этого проекта должно быть возложено на Российскую академию наук с широким привлечением научной общественности и общества в целом.

В сложившихся условиях весьма актуален вопрос ротации и "омолаживания" административных кадров РАН и других государственных академий наук, в том числе на основе возрастных ограничений и ограничения времени пребывания на руководящих должностях.

Базис системы подготовки и сбережения научных кадров — это прежде всего российское образование: школьное, вузовское и послевузовское.

А начинать надо со школьного образования. Именно поэтому, я считаю, Дмитрий Анатольевич Медведев сделал основной акцент на школьном образовании. Без этого базового и ключевого элемента в системе подготовки кадров для развивающейся и конкурентоспособной экономики проблему не решить. Отбор талантливой молодёжи начинается со школы. Надо масштабно возрождать государственную систему специализированных школ для одарённых детей и подростков и школьной интернатуры под патронажем региональных отделений РАН и других государственных академий наук.

Важные и перспективные, на первый взгляд, меры поддержки науки в виде различных федеральных целевых программ не решают на системном уровне корневую проблему — проблему становления науки как саморазвивающейся структуры инновационной экономики страны

Много проблем с развитием вузовской науки. Известно, что во многих вузах (число которых в России за последние 15—18 лет почти троекратно возросло) отсутствуют известные в нашей стране и в мире научные школы. Профессорско-преподавательский состав в основе своей не занимается научной деятельностью на современном уровне развития науки, не участвует в крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Разорвать этот порочный круг можно, только возрождая в стране мощную экономику, развивая экономику знаний и высоких технологий.

Итак, главное — создать социальные и экономические условия поддержки талантливой молодёжи, молодых учёных на основе построения инновационной экономики, экономики наукоёмких производств. Но это вопрос пусть ближайших, но перспектив.

А уже сейчас самому научному сообществу и прежде всего Российской академии наук необходимо активно и эффективно использовать федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России".

Какие законодательные инициативы планируются в комитете по науке и наукоёмким технологиям в ответ на послание президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации?

— Хотел бы напомнить, что президент страны ранее определил направление развития России на ближайшее будущее, связав его с четырьмя "И": инфраструктура, институты, инновации, инвестиции. В послании к этим четырём "И" добавилась ещё одна — интеллект.

И действительно, при реализации инновационного пути развития роль науки становится одной из ключевых. Реализация либеральной политики не требует особой квалификации исполнителей. Но реализация успешной политики развития — это сложная управленческая работа, требующая непрерывного научного сопровождения, глубокого знания механизмов развития современного общества и умения их использовать в выстраивании сложных политических и экономических структур.

В решении вопроса о научных кадрах промедление уже недопустимо, нужны кардинальные меры — принятие и реализация национального проекта "Наука России", содержащего раздел "Кадры науки". Формирование этого проекта должно быть возложено на Российскую академию наук с широким привлечением научной общественности и общества в целом

Необходимо проводить единую государственную политику в области науки и техники, а также коммерциализации результатов научно-технической деятельности, а для этого нужно создать законодательную базу, обладающую синергетическим эффектом.

Для построения такой государственной политики комитет по науке и наукоёмким технологиям сейчас приступает к разработке проекта федерального закона "О государственной инновационной политике", который должен заложить её правовые основы.

Комитет совершенствует законодательную базу по вопросам интеллектуальной собственности, вопросам передачи технологий. В рамках этой работы в комитете рассмотрен и доработан проект федерального закона "О передаче технологий", в ноябре подготовлен ко второму чтению законопроект "О патентных поверенных".

Для подготовки научных кадров следует совершенствовать законодательство с целью эффективной интеграции науки и образования. Шире использовать в системе подготовки кадров для РАН базовые кафедры и научно-образовательные центры. Следует признать, что принятый почти год назад федеральный закон №308-ФЗ, регулирующий интеграцию науки и образования, исчерпывающим образом не устанавливает порядок создания и статус совместных структурных подразделений научных организаций и вузов. Этот порядок, в соответствии с данным законом, должно было определить правительство, но регламентация до сих пор отсутствует.

Не снят также вопрос с процедурой лицензирования разрешённой научным организациям образовательной деятельности. Законодательно не отработан порядок получения учреждениями РАН лицензий на право обучения по программам высшего и дополнительного профессионального образования. В решении всех этих проблем мы будем принимать самое активное участие.

Михаил Найдён

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы