|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Валерий ЧЕРЕШНЕВ: "Система поддержки науки не решает главную задачу — становления науки как саморазвивающейся отрасли инновационной экономики"21 ноября 2008 19:06
При переходе на инновационный путь развития роль науки становится одной из ключевых. Реализация либеральной политики не требует особой квалификации исполнителей. Но проведение успешной политики развития — это сложная управленческая работа, требующая непрерывного научного сопровождения… Какой должна быть система поиска и привлечения молодёжи в науку и, в частности, в институты РАН? — Проблему подготовки кадров для отечественной науки надо рассматривать прежде всего в тесной взаимосвязи с состоянием и перспективами её самой. Сейчас принимаются важные и перспективные, на первый взгляд, меры поддержки науки в виде различных федеральных целевых программ. Однако они не решают на системном уровне корневую проблему — проблему её становления как саморазвивающейся структуры инновационной экономики страны. Да и финансирование пока не отвечает масштабам решаемой государственной задачи, если принимать во внимание многолетнюю стагнацию российской науки. Привлечение молодёжи — одна из ключевых проблем развития науки и, в конечном счёте, становления в стране инновационной экономики, экономики знаний. Нужно менять отношение к науке, делать её востребованной в обществе. Учёные должны чувствовать, что необходимы стране. Наука должна привлекать молодых людей своей социальной значимостью и востребованностью обществом и экономикой. А это предполагает не только достойную оплату труда, но и создание надлежащих условий работы, и наличие современного лабораторного оборудования, и мобильность молодого исследователя, то есть возможность обучения и научных стажировок за рубежом, участия в зарубежных конференциях и т.п. Безусловно, это и высокий авторитет наставников — научных руководителей. И достойное отношение нашего государства к учёным, и коммерциализация результатов их творческого труда. Сегодня же это должна быть ещё и социальная поддержка: молодым учёным необходимо достойное жильё, а в будущем — достойные пенсии. Регенерация отечественной науки, безусловно, должна проводиться на основе государственной кадровой политики и с опорой на молодые кадры. Промедление здесь уже недопустимо, нужны кардинальные меры — принятие и реализация национального проекта "Наука России", содержащего раздел "Кадры науки". Формирование этого проекта должно быть возложено на Российскую академию наук с широким привлечением научной общественности и общества в целом. В сложившихся условиях весьма актуален вопрос ротации и "омолаживания" административных кадров РАН и других государственных академий наук, в том числе на основе возрастных ограничений и ограничения времени пребывания на руководящих должностях. Базис системы подготовки и сбережения научных кадров — это прежде всего российское образование: школьное, вузовское и послевузовское. А начинать надо со школьного образования. Именно поэтому, я считаю, Дмитрий Анатольевич Медведев сделал основной акцент на школьном образовании. Без этого базового и ключевого элемента в системе подготовки кадров для развивающейся и конкурентоспособной экономики проблему не решить. Отбор талантливой молодёжи начинается со школы. Надо масштабно возрождать государственную систему специализированных школ для одарённых детей и подростков и школьной интернатуры под патронажем региональных отделений РАН и других государственных академий наук. Важные и перспективные, на первый взгляд, меры поддержки науки в виде различных федеральных целевых программ не решают на системном уровне корневую проблему — проблему становления науки как саморазвивающейся структуры инновационной экономики страны Много проблем с развитием вузовской науки. Известно, что во многих вузах (число которых в России за последние 15—18 лет почти троекратно возросло) отсутствуют известные в нашей стране и в мире научные школы. Профессорско-преподавательский состав в основе своей не занимается научной деятельностью на современном уровне развития науки, не участвует в крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Разорвать этот порочный круг можно, только возрождая в стране мощную экономику, развивая экономику знаний и высоких технологий. Итак, главное — создать социальные и экономические условия поддержки талантливой молодёжи, молодых учёных на основе построения инновационной экономики, экономики наукоёмких производств. Но это вопрос пусть ближайших, но перспектив. А уже сейчас самому научному сообществу и прежде всего Российской академии наук необходимо активно и эффективно использовать федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России". Какие законодательные инициативы планируются в комитете по науке и наукоёмким технологиям в ответ на послание президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации? — Хотел бы напомнить, что президент страны ранее определил направление развития России на ближайшее будущее, связав его с четырьмя "И": инфраструктура, институты, инновации, инвестиции. В послании к этим четырём "И" добавилась ещё одна — интеллект. И действительно, при реализации инновационного пути развития роль науки становится одной из ключевых. Реализация либеральной политики не требует особой квалификации исполнителей. Но реализация успешной политики развития — это сложная управленческая работа, требующая непрерывного научного сопровождения, глубокого знания механизмов развития современного общества и умения их использовать в выстраивании сложных политических и экономических структур. В решении вопроса о научных кадрах промедление уже недопустимо, нужны кардинальные меры — принятие и реализация национального проекта "Наука России", содержащего раздел "Кадры науки". Формирование этого проекта должно быть возложено на Российскую академию наук с широким привлечением научной общественности и общества в целом Необходимо проводить единую государственную политику в области науки и техники, а также коммерциализации результатов научно-технической деятельности, а для этого нужно создать законодательную базу, обладающую синергетическим эффектом. Для построения такой государственной политики комитет по науке и наукоёмким технологиям сейчас приступает к разработке проекта федерального закона "О государственной инновационной политике", который должен заложить её правовые основы. Комитет совершенствует законодательную базу по вопросам интеллектуальной собственности, вопросам передачи технологий. В рамках этой работы в комитете рассмотрен и доработан проект федерального закона "О передаче технологий", в ноябре подготовлен ко второму чтению законопроект "О патентных поверенных". Для подготовки научных кадров следует совершенствовать законодательство с целью эффективной интеграции науки и образования. Шире использовать в системе подготовки кадров для РАН базовые кафедры и научно-образовательные центры. Следует признать, что принятый почти год назад федеральный закон №308-ФЗ, регулирующий интеграцию науки и образования, исчерпывающим образом не устанавливает порядок создания и статус совместных структурных подразделений научных организаций и вузов. Этот порядок, в соответствии с данным законом, должно было определить правительство, но регламентация до сих пор отсутствует. Не снят также вопрос с процедурой лицензирования разрешённой научным организациям образовательной деятельности. Законодательно не отработан порядок получения учреждениями РАН лицензий на право обучения по программам высшего и дополнительного профессионального образования. В решении всех этих проблем мы будем принимать самое активное участие.
Михаил Найдён
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |