|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Новая оплата труда в вузах: борьба за лидерство19 ноября 2008 17:18
С 1 декабря 2008 года все федеральные образовательные учреждения перейдут на новую систему оплаты труда. Для тридцатипроцентного увеличения фонда оплаты труда из бюджета выделят дополнительные средства, которые станут основой стимулирования вузовских работников к повышению качества их научно-образовательной деятельности. Пять процентов из этих денег будет направляться в централизованный фонд Рособразования, который сможет поощрять лучшие вузы. Как это будет происходить на практике, обсуждалось на конференции "Модернизация образования". Руководители Министерства образования и науки неоднократно отмечали, что главная цель НСОТ — дифференциация оплаты труда работников образования, эффективное стимулирование тех, кто качественно работает, убеждён замминистра образования и науки Владимир Миклушевский, о чём также неоднократно говорили другие руководители министерства. . Уверенность чиновника родилась не на пустом месте: новая система оплаты уже внедряется в средних школах почти 40 регионов России (эксперимент проводится в рамках комплексных проектов модернизации образования — КПМО). Зарплата учителей напрямую зависит не от количества проработанных ими часов, а от уровня знаний учащихся. Новая система оплаты, по словам министра Андрея Фурсенко, позволила более чем в полтора раза повысить зарплату учителей, а лучших из них — в два—два с половиной раза. Как стимулировать? В федеральных образовательных учреждениях (ФОУ) зарплата будет складываться из гарантированной части, которая не может быть меньше той, что выплачивалась до 1 декабря 2008 года, и стимулирующей, размер которой будет зависеть от результативности каждого сотрудника. Проблема, над которой сейчас ломают голову руководители вузов, — как рассчитывать стимулирующую часть. Каждому учебному заведению предоставляется право самостоятельно определять, кому и сколько платить. Несмотря на сложности с методикой расчёта, эксперты считают одним из главных преимуществ НСОТ — предоставление образовательным учреждениям максимальной свободы в вопросах распределения стимулирующей части заработной платы профессоров и преподавателей. Отметим, что НСОТ не является окончательным уходом от тарифной сетки, так как придётся учитывать правила, зафиксированные в приказе Минздравсоцразвития №217н "Об утверждении профессионально-квалификационных групп для учреждений профессионального и дополнительного образования" (есть аналогичный приказ №216н для работников учреждений общего образования). Документ выделяет четыре профессиональные группы, в каждой из них предусмотрены уровни, в зависимости от которых могут изменяться оклады. "Действительно, аналогия с тарифной сеткой сохраняется, — признаёт эксперт по вопросам перехода ФОУ на новую систему оплаты труда Института проблем образовательной политики "Эврика" Роман Селюков. — По многим вузам получается больше разновидностей окладов, чем по сетке, предусматривающей различия в заработке в зависимости от занимаемого разряда (1—18). По методике расчёта, предложенной "Эврикой", может оказаться до 30 различных окладов. В чём ключевое отличие? При ЕТС предусматривается минимальный фиксированный оклад + фиксированные коэффициенты. Для увеличения зарплаты сейчас приходится увеличивать минимальный оклад, в итоге повышение распространяется на всех работников. При НСОТ появляется возможность увеличивать оклад точечно — тем категориям сотрудников, которые этого заслуживают. То есть появляется инструмент для того, чтобы поощрять, или вернее удерживать наиболее ценных специалистов с помощью величины оклада". При НСОТ произойдёт отказ от привычной для вузов схемы "тарифный + надтарифный фонд". Этот переход может оказаться достаточно болезненным, считают в Институте проблем образовательной политики "Эврика". "На внебюджете находится около 120 тысяч ставок, — поясняет Роман Селюков. — При НСОТ внештатные сотрудники не смогут получать зарплату из внебюджетных источников. Согласно постановлению правительства, вся внебюджетка, предназначенная для оплаты труда, будет направлена на стимулирующую часть фонда. Тем не менее эта коллизия устранима, существуют документы, которые позволяют разводить эти категории. Поэтому в вузовской среде это не вызывает напряжения. Внебюджетные ставки останутся, но при условии снижения стимулирующей части фонда оплаты труда. Соответственно, в данном случае не приходится рассчитывать и на повышение зарплаты". Создание пула лидеров Ещё один проблемный вопрос: как будет распределяться централизованный фонд оплаты труда. Он составит пять процентов от тех 30, что предусмотрены в качестве дополнительных бюджетных ассигнований, предназначенных для увеличения фондов оплаты труда вузов. Согласно постановлению правительства, средства централизованного фонда должны направляться на стимулирование руководителей (примерно два—четыре миллиона рублей в год). "Минобрнауки считает такую ситуацию не совсем верной, — говорит Роман Селюков. — Поэтому подготовлен приказ о распределении централизованного фонда между ректором и коллективом в пропорции 1:4. В настоящее время приказ находится на регистрации в Минюсте. Если его утвердят, то будет введён предложенный порядок". Показатели, по которым будет происходить распределение средств централизованного фонда между вузами, уже утверждены комиссией Рособразования. По каждому из них имеется перечень индикаторов измерения эффективности работы учреждения. "Будет введена система присвоения баллов за каждый показатель, в итоге все вузы составят определённый рейтинг, — говорит Роман Селюков. — После чего будет подсчитан средний балл. Те учреждения, которые его не пройдут, рассчитывать на стимулирование не смогут. По экспертным оценкам, в первый год будет поддержано около 70 процентов ФОУ. В последующие годы может быть введён экспертно установленный норматив, некий барьер. Тем самым, вузы будут стимулироваться на серьёзное повышение эффективности работы". В "Эврике" отмечают, что набрать высокие баллы трудно, так как показатели сложные (для примера: средний показатель зарплаты обслуживающего персонала, динамика стипендий). Если это обеспечивается на уровне учреждения, то можно рассчитывать на стимулирование. А это уже политика работы с внебюджетными средствами, со штатным расписанием, то есть достаточно серьёзное планирование. Кстати, среди показателей есть ловушки, которые могут обнулить все старания вуза. Даже если учебное заведение набирает максимальное количество баллов, но "спотыкается", например, на нарушениях правил техники безопасности, повлёкших причинение тяжкого вреда здоровью, то уже не имеет права на вознаграждение. Таких показателей-"ловушек" несколько, в частности: несвоевременное выполнение решений правительства, Минобрнауки, Рособразования и Роспатента или несоблюдение сроков сдачи отчётности. Казалось бы, напрямую на работе вуза это не отражается, но принципиальная позиция заключается в том, чтобы его коллектив отвечал за работу того человека, которого избрали в руководители. По плану графика, согласованному комиссией Рособразования, до 1 декабря каждое ФОУ должно заполнить на сайте www.kpmo.ru таблицу с первичными данными (более чем по 80 показателям, в том числе указав фонд оплаты труда и размер средств, отчисляемых в пятипроцентный централизованный фонд). Все инструктивные письма начали рассылаться уже с минувшего понедельника (17 ноября). После заполнения таблицы на сайте, дубликат со всеми документами отправляется в Рособразование. Экспертная комиссия ведомства оценит представленные результаты, утвердив их или подвергнув сомнению (например, если среди претендентов окажутся откровенно слабые вузы (по рейтингам или оценке экспертов). В последнем случае состоится дополнительная экспертиза представленных данных. В случае подтасовки баллы обнуляются. Та же участь ожидает и учреждения, которые своевременно не заполнят таблицу. Считается просто: весь централизованный фонд делится на количество баллов и вычисляется стоимость одного балла. Вуз знает количество своих баллов, умножает их на стоимость одного балла и получает размер стимулирующих выплат, которые он получит из централизованного фонда в новом финансовом году. В "Эврике" считают важным, что роль чиновников в распределении стимулирующих средств сводится к минимуму. Вся процедура счёта происходит автоматически. Схема очень прозрачная и направлена на поощрение лидеров, подчёркивает Роман Селюков. В результате произойдёт расслоение вузов — те, кто получат, и те, кто не получат стимулирование. Это делается намеренно. Принципиально важно, чтобы появился пул лидеров, которые будут иметь кардинально иное финансирование. Они могут получить намного больше, чем пять процентов от своего фонда, который у них "отщипнули". Идея дифференциации вузов продумана, согласована и будет осуществляться достаточно жёстко. Коллектив того или иного вуза может не получить средств из централизованного фонда. Но внутри учреждения сохранятся тридцатипроцентные стимулирующие надбавки. Важно, что удалось закрепить нормативно этот показатель: больше — можно, меньше — нет. В школах, перешедших на НСОТ, везде по-разному, где-то — 10, где-то — 20, но не выше 30. В отношении ФОУ нормативно закреплено 30 процентов. Это постановление можно рассматривать как пример для региональных властей.
Марина Муравьёва
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |