Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 26 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Дорогие иллюзии

06 ноября 2008 23:59

Фото с сайта www.novosti-miheeff.ru
Фото с сайта www.novosti-miheeff.ru
Начиная примерно с 2004 года экономисты неоднократно говорили о том, что системные перекосы в глобальной экономике настолько обострились, что неизбежное наступление мирового кризиса — вопрос лишь времени. Высокопоставленные чиновники прислушивались к экспертам, но по политическим соображениям утверждали, что при таких огромных резервах, при колоссальных объёмах природных ресурсов никакие потрясения стране не страшны. В 2008 году Россия "принудила Грузию к миру", после чего вдруг выяснилось, что далеко не все риски можно резервировать и, будучи частью глобальной системы, нашему государству придётся следовать в фарватере волюнтаристской политики американского правительства. Российские власти не считают, что у нас кризис, но антикризисные меры всё же разрабатывают. И пока они вызывают больше опасений, чем уверенности в завтрашнем дне.

В мире бушует кризис. В России кризиса пока нет, как утверждают власти предержащие, тем не менее антикризисные меры уже разрабатываются.

В этом году выяснилось, что наша страна не в меньшей, а в гораздо большей степени зависит от происходящего на мировых биржах, чем в 1998 году. Тогда единственной проблемой было бегство иностранного капитала в условиях долговой ямы, куда угодило правительство и федеральный бюджет. Экономика России жила преимущественно на занимаемые государством деньги, так как 10 лет назад нефть стоила так же мало, как 20 лет назад (в середине 80-х годов), а объёмы реального сектора были ничтожно малы по сравнению с финансовым пузырём, поэтому когда он лопнул, похоронив рубль, страна обанкротилась.

Но буквально через год нефть, газ, металлы и удобрения стали дорожать, а обесцененный рубль оказался средством спасения национальной промышленности, которая почти моментально встала с колен, сбросив с себя иностранных конкурентов. И уже в 2000 году резко сократились свободные производственные мощности, а правительство официально признало низкий курс рубля благом для национального производителя. Дальше нефть продолжала дорожать, доллар дешеветь, а к 2005 году рубль укрепился настолько, что окошко ценовой конкурентоспособности практически захлопнулось. Но страна, хоть и снова попала в зависимость от импорта, накопила гигантские резервы, обзавелась многомиллиардными "подушками безопасности", почти удвоила ВВП и начала откровенно играть военными мускулами. Правда, деньги мы опять занимали, но уже более "осторожно": внешний долг государства снизился едва ли не до нуля, зато внешний долг государственных и частных корпораций и банков вырос едва ли не до того же уровня от ВВП, как в 1998 году.

Особенности национального кризиса

Период нефтяного благополучия привёл к тому, что российский рынок акций вырос, крупные компании, догнавшие по капитализации иностранные, начали активно кредитоваться за рубежом, а бюджетное благополучие приучило чиновников к отсутствию необходимости экономить, — стало возможным увеличивать госрасходы на любые нужды, снижать налоги, вводить огромное количество нужных и не очень целевых программ, а избытки наличных средств просто складывать в резерв, номинированный в иностранной валюте.

Времени для создания солидных накоплений ни у фирм, ни у населения не было, зато появилась жажда уверенности в завтрашнем дне, — в результате возник бум потребления на дешёвые заёмные средства

Нефтяная рента, извлекаемая государством через "идеальную налоговую систему", мультиплицировалась в рост благосостояния граждан и бум потребления. А поскольку всё это происходило стремительно, времени для создания солидных накоплений у фирм и населения не было, зато появилась жажда уверенности в завтрашнем дне, — в результате развитие и потребление всё интенсивнее осуществлялось на заёмные средства.

Банковская система в полной мере стала выполнять функции кровеносной системы экономики, и активно кредитовать компании и частных лиц. Ссудный бизнес оказался настолько привлекательным, что объёмы кредитования у многих банков оказались раздутыми до неприличных размеров, и балансы поддерживались за счёт рефинансирования за рубежом — там было проще и дешевле брать деньги.

Впрочем, до кризиса неплатежей пока не дошло. Правительство решило заплатить долги государственных банков в надежде, что они выскочат из ловушки кризиса ликвидности и прокредитуют коммерческий сектор. Судя по движению курса рубля, госбанки быстро закупили доллары, чтобы вернуть их западным кредиторам. А текущие процентные ставки по межбанковским кредитам вселяют уверенность в том, что за исключением пары десятков банкротств в ближайшие месяцы банковской системе ничего не угрожает.

Но что будет уже в среднесрочной перспективе, не знает никто, так как банкам просто не на чем зарабатывать деньги — риски перекрывают выгоды.

Не лучше обстоят дела в реальной экономике.

Например, в строительном секторе, где уже несколько лет наблюдается безудержный рост цен, обусловленный чем угодно, но только не честной оценкой стоимости квадратных метров. На жильё предъявляется гипертрофированный спрос со стороны "нефтяников из Тюмени", "банкиров из Москвы и Питера", коррумпированных чиновников всех мастей и почувствовавшего "вкус к жизни" среднего класса, решившего сыграть в ипотечную рулетку (трудно придумать иное название для схемы, когда десятилетний кредит стоит 15 процентов в год). Много квартир покупали не для жизни, а для выгодной перепродажи в среднесрочной перспективе. Разумеется, само строительство и последующая продажа квартир осуществлялись с привлечением заёмных средств. В результате, в условиях кризиса, когда спрос начал падать, застройщики оказались в незавидном положении: они не могут существенно снизить цену и не могут привлечь новые средства под застройку, не продав то, что уже построено.

Немалые трудности испытывают и крупные ритейлеры. Как отмечают эксперты, стремительное развитие рынка розничной торговли в стране в последние годы происходило в основном за счёт заёмных средств и импорта продуктов. Кризис ликвидности спровоцировал "кассовый разрыв": поставщики не получили платежей за уже поставленную продукцию, а вслед за этим количество товаров на полках начало стремительно сокращаться.

И, наконец, рубль повёл себя в условиях кризиса, как и положено классической "сырьевой" валюте: как только цены на нефть упали, начал снижаться и он.

Куда исчезают резервы?

Когда на прошлой неделе в московских обменных пунктах курс продажи доллара достигал 28 рублей, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что рубль будет стабилен, что бы ни происходило. В золотовалютных резервах у ЦБ на тот момент было 540 миллиардов долларов. "Этого достаточно, чтобы удовлетворить все запросы на валюту. Спекулянты на валютном курсе будут очень сильно разочарованы", — убеждал министр.

Из российской банковской системы в результате долларовых интервенций изымается российская валюта. Косвенно это способствует дальнейшему развёртыванию кризиса ликвидности

Пока Центральный банк действительно справляется с давлением на рубль. Однако это стоит ему больших усилий и многих миллиардов долларов. Если 8 августа международные резервы ЦБ составляли более 597 миллиардов долларов, то уже к середине октября — только 530,6 миллиардов долларов. За три месяца резервы уменьшились на 66 миллиардов долларов, то есть снижались более чем на 700 миллионов долларов в день. За период с 4 по 10 октября сокращение составило 15,5 миллиардов долларов. Последний раз подобное по масштабам падение было зафиксировано в августе 2006 года. В результате такой политики Центрального банка из российской банковской системы изымается российская валюта, что косвенно способствует дальнейшему развёртыванию кризиса ликвидности.

Однако подобные действия ЦБ представляются сегодня единственно возможными: резкое падение рубля обернулось бы ещё большими бедами — прежде всего ростом инфляции. Чтобы избежать резкого падения курса рубля, Центробанк, вероятно, продолжит осуществлять долларовые интервенции, а значит, объём резервов будет постепенно сокращаться, так как дешёвая нефть не скомпенсирует дефицит валюты. В случае затяжного кризиса на мировых рынках и дальнейшего падения цен на нефть "подушка безопасности" может оказаться не столь эффективной, как то хочет представить министр финансов.

Впрочем, золотовалютные резервы сокращаются стараниями не только Центрального банка.

Первый вице-премьер Правительства России Игорь Шувалов заявил, что государство готово выкупать доли проблемных банков и других компаний, пострадавших от финансового кризиса. Выйдет государство и на падающий фондовый рынок с целью его поддержки. Внешэкономбанк до конца 2008 года сможет вложить в российские акции до 40 миллиардов долларов — это около половины Фонда национального благосостояния. Учитывая, что вложения эти должны осуществляться ежедневно, но в малых объёмах — по пять миллиардов рублей (дневной объём торгов на ММВБ в среднем составляет 30 миллиардов рублей), сложно предсказать, способна ли такая мера поддержать рынок. Но то, что государство консолидирует в своих руках значительные пакеты акций, сомнению не подлежит.

В российской прессе происходящее уже назвали "мягкой национализацией". Газеты пишут о том, что государство может существенно усилить свою долю в экономике и устроить очередной передел собственности. Правительство оправдывается, утверждая, что эти меры не навсегда — лишь на время кризиса.

Если посмотреть, сколько всего планирует потратить государство на преодоление негативного влияния мирового кризиса, — сумма получается более чем внушительной. Радиостанция BusinessFM подсчитала: почти 1 триллион 300 миллиардов рублей государство выделило на рефинансирование долгов российских корпораций и банков перед иностранными кредиторами, 950 миллиардов рублей направлено непосредственно банковской системе для преодоления кризиса ликвидности. 175 миллиардов рублей пойдёт на поддержку фондового рынка. Наконец, премьер-министр Владимир Путин распорядился укрепить Агентство по страхованию вкладов — ему выделят 200 миллиардов рублей и будут предоставлены дополнительные полномочия для предупреждения банкротств финансово-кредитных организаций. Общая сумма антикризисных вложений приближается к трём с половиной триллионам рублей — объёму Резервного фонда государства.

И средства продолжают выделяться на всё новые нужды. Например, 27 октября в ходе заседания правительства Владимир Путин сделал более чем неожиданное заявление о выкупе государством жилья у застройщиков по рыночным ценам. "Это будет по-честному в отношении и строительного сектора, и граждан", — сказал премьер. Сколько средств будет потрачено на эту "квартирную интервенцию", пока не ясно, но ранее уже были приняты решения о выделении 60 миллиардов рублей Агентству по ипотечному жилищному кредитованию — для поддержки ипотечных программ, 21 миллиарда рублей на обеспечение жильём военнослужащих, 50 миллиардов рублей — на финансирование расселения людей из аварийного жилья. Главный акционер компании Russian Land Шалва Чигиринский так прокомментировал это решение: "Что они будут делать с жильём, я не знаю. Они могут придержать его и потом выбросить на рынок. Могут раздать очередникам. В любом случае появляется крупный оптовый покупатель. И этот оптовый покупатель, если захочет, тоже может заработать на этом рынке".

Не обошло государство вниманием и торговые сети — им пообещали помощь в обмен на сдерживание розничных цен (уже традиционный способ договариваться с представителями розничной торговли). В правительстве надеются, что "ритейлеры потратят выделенные им деньги с умом". (Читай: хотите сохранить бизнес — поработайте в убыток.)

Директор Центра развития фондового рынка Юрий Данилов, комментируя STRF.ru текущую ситуацию, назвал действия правительства правильными, но обратил внимание на их низкую эффективность: "Государство вынуждено поддерживать и банки, и фондовый рынок, и недвижимость. Это три сегмента, куда население вкладывало деньги. Если они обанкротятся, можно будет говорить, что в России национального богатства больше нет. Гибель строительного сектора Москвы и Московской области — это мощнейший удар по всей экономике страны. Но, увы, если бы не было нужды дать денег нашим олигархам на выплату задолженности перед иностранными кредиторами, значительная часть нашего крупного бизнеса была бы уже во владении западных компаний. Однако большая часть этих мер имеет очень низкую эффективность. Прежде всего низок КПД институтов, через которые эти меры осуществляются. Вместо работы в интересах государства в целом, рынка в целом, отстаиваются ведомственные интересы". Допускается масса нарушений, на которых потом, как считает Данилов, устроят коррупционную порку: "Кучу народа посадят, попомните моё слово".

Кроме того, правительство постоянно отстаёт от ситуации. Если бы всё это делалось быстрее, хотя бы с опережением на несколько дней, антикризисная программа правительства давала бы гораздо больший эффект.

Главный экономист Фонда экономических исследований "Центр Развития" Валерий Миронов считает, что золотовалютные резервы расходуются нерационально: "Необходимо по максимуму отказаться от траты золотовалютных резервов на так называемое “спасение” реального сектора экономики. Во-первых, у нас просто денег не хватит — уже 100 миллиардов долларов резервов ушло за три-четыре месяца. А оставшаяся часть корпоративной задолженности банков и корпораций сопоставима с оставшимися золотовалютными резервами. Пусть лучше частично придёт иностранный капитал, многим секторам это будет только на пользу. В противном случае мы останемся с нулевыми резервами при тотальной государственной собственности и в кризисной ситуации. Это возвращение к тому, что было перед развалом СССР, — государственная собственность, низкие цены на нефть и нулевые резервы. Сейчас первая задача — ограничить использование средств на поддержание ликвидности банков и удержание стабильного курса рубля. Гораздо перспективней создать условия для улучшения инвестиционного климата и восстановления в будущем притока капитала, в том числе за счёт расшивки инфраструктурных ограничений в экономике, прежде всего в больших городах и центрах инновационного развития, где возможна быстрая отдача от инвестиций, — это Поволжье, Урал, Москва, Юг России".

Антикризисный лоббизм

Кто же окажется выгодоприобретателем "антикризисной программы" правительства? С банками всё понятно: они первыми получили государственную помощь. Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и ещё пара десятков приближенных к государству и региональным администрациям банков, видимо, ни в этом, ни в следующем году больших проблем испытывать не будут. Разумеется, если в мире не произойдёт чего-то совсем катастрофичного.

В условиях финансовой турбулентности приоритеты отдаются тем, кто может обеспечить текущую доходность, а также, ввиду тяжёлого геополитического положения, — обороне и безопасности

После того как стало известно, что в рамках борьбы с кризисом правительство решило помочь российскому бизнесу с выплатой кредитов, началось масштабное лоббирование. Первыми в очереди оказались доноры бюджета: "Лукойл", "Роснефть", ТНК-BP и "Газпром". 14 октября на рефинансирование внешних долгов им было выделено девять миллиардов долларов.

На следующий день НП "Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики" попросило выделить отрасли 50 миллиардов долларов госкредитов на реализацию инвестиционных программ.

17 октября в правительство за деньгами обратились аграрии. Национальная мясная ассоциация предложила правительству выкупить через ВЭБ и другие госбанки облигации аграрных предприятий на сумму в сто миллиардов рублей (3,8 миллиарда долларов).

В тот же день стало известно, что государство намерено помогать российским оборонным предприятиям дешёвыми кредитами под восемь-девять процентов годовых. Как заявил вице-премьер Сергей Иванов, компании "оборонки" должны получить ещё и пятилетние отсрочки по уплачиваемым налогам.

Кроме банков и крупных сырьевых корпораций, большинство из которых находится в госсобственности, "золотой дождь" прольётся на социально значимый бизнес.

Не попавшие в поле зрения государства предприятия будут вынуждены в условиях кризиса сокращать издержки, в том числе расходы на персонал. По некоторым данным, волна увольнений уже началась. В масштабах страны это ещё незаметно, но отдельные наиболее решительные компании приступили к оптимизации бизнес-процессов. Так в инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" уволены 50 человек из полутора тысяч. Магнитогорский металлургический комбинат заявил, что снижает производство на 15 процентов, из-за чего без работы останется около трёх тысяч человек. Как сообщает радиостанция "Эхо Москвы", Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат принял решение "урезать" штат на 60 процентов. Данных о кадровой политике малого и среднего бизнеса в условиях кризиса пока нет, но, скорее всего, его действия будут аналогичными.

Забытые инновации

Наиболее странным выглядит то, что в антикризисной программе правительства не уделено никакого внимания инновационным предприятиям, наукоёмким производствам, технопаркам, организациям сферы образования, научным учреждениям, высокотехнологичным отраслям. Пока можно утверждать лишь то, что большинство запланированных на будущий год мероприятий по поддержке науки и техники бюджет профинансирует по плану. Будут ли закрыты научные и инновационные госпрограммы, покажет время, хотя уже сейчас очевидно, что частично они попадут под нож бюджетных ограничений, и начиная с 2009 года.

Экономику знаний можно построить только сейчас, когда ещё есть деньги, а кризис заставляет думать и максимально эффективно действовать

Однако, в отличие от нефтегазового бизнеса, банков, ритейлеров и аграриев, которые дружно просят у государства денег, научно-инновационный сектор экономики за госпомощью не обращается. Но означает ли это, что ему хватает средств или что кризис никак не сказался на сфере инноваций? По данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), за время кризиса общие расходы на инновации в стране уменьшились на 180—190 миллиардов рублей. При этом больше всего сократили свои расходы крупные корпорации (на 50—60 процентов) и бизнес-ангелы (около 40 процентов). Венчурные фонды урезали около 20 процентов инвестиций. Госсектор — пока только 5—7 процентов. О том, почему при таких потерях в финансировании инновационный бизнес не бьёт тревогу, STRF.ru рассказал директор Инновационного технологического центра РАН "Черноголовка" академик Вячеслав Бузник: "Как человек, работающий в науке и уже давно пытающийся пробить лбом бетонную стен, объясняя бизнесу, что ему необходимо вкладываться в науку, могу сказать так: я не замечал, чтобы крупные корпорации и их владельцы инвестировали существенные средства в инновационные проекты. Откуда берутся эти грандиозные цифры в исследовании НАИРИТ? Это крупные компании закупают за рубежом новое производственное оборудование, которое во всём мире уже давно не новинка, а часто и изжило себя. По отчётности всё это относится к расходам на инновации. В условиях кризиса бизнес решил экономить и посмотреть, что дальше будет. Вот и всё сокращение расходов! Бизнес интересует быстрая прибыль, а не инновационное развитие. Деньги на разработки — это в основном государственные лоты. Частного капитала я в этой области как-то не замечал. Конечно, в условиях кризиса хорошо бы государство предусмотрело дополнительное финансирование для инновационного сектора. А лучше, сделало бы так, чтобы частному предпринимателю было выгодно заниматься инновациями. Ведь если ему выгодно нефть продавать, так он только это делать и будет. К тому же есть проблема неэффективного расходования ресурсов. Путин правильно говорил: мы деньги выделим, а они пойдут на покрытие частных интересов!".

Кроме того, Вячеслав Бузник полагает, что у инновационного бизнеса просто нет таких возможностей для лоббирования, как у крупных сырьевых корпораций, банков и естественных монополий. Собственно "инновационных" предприятий, которые позиционируют себя в этом качестве, — единицы. Ни достаточного влияния, ни единой консолидированной позиции у них нет.

Генеральный директор Пущинского центра трансфера технологий Анатолий Амелин считает, что инновационному бизнесу пока ничто не угрожает. Сокращение вложений в инновации со стороны корпораций и бизнес-ангелов — это естественная реакция на кризисный шок, а государство расходы сокращать не будет. К тому же, когда пройдёт первая волна кризиса, интерес к инновационным разработкам восстановится: "Пока мы видим только начало кризиса, сейчас нужны экстренные оперативные меры по спасению экономики. Вот если он перейдёт в затяжную стадию, тогда надо будет думать — как в этих условиях выживать, какие ещё нестандартные решения использовать. Тогда обратят внимание и на инновации, возможно, дадут дополнительные средства".

Эксперт полагает, что было бы неправильно ожидать от государства быстрых решений в пользу инновационного сектора: "После кризиса 1998 года мы только сейчас начинаем понимать, что будущее за инновационным развитием. Изредка это переходит от слов к делу. Но думать, что вот в сентябре грянул кризис, а в конце октября уже всем погашены долги и средства направлены на новые разработки, было бы наивно. Государство так не умеет".

Комментируя происходящее, руководитель управления по работе с ценными бумагами банка "Открытие" Василий Дубинин заметил, что наиболее негативным сценарием дальнейшего развития ситуации был бы тот, в котором цены на нефть зафиксировались на уровне около 70 долларов за баррель, а российскому правительству удалось бы поддержать интервенциями российский фондовый рынок и восстановить доверие инвесторов и кредиторов к российским крупным корпорациям: "Если это произойдёт, в российские акции хлынет поток денег с кризисных западных рынков. И если до сих пор российские компании были недооценены, то в этом случае переоценки российских активов избежать не удастся. Это подарит нам ещё лет пять относительного благополучия, после чего произойдёт обрушение рынка, даже отдалённо не сопоставимое с тем, что мы наблюдаем сейчас. А поскольку когда всё хорошо, никто ничего не делает и не хочет делать, никто не станет на волне роста развивать инновации, то нам и тогда будет нечего противопоставить кризису, как нечего ему противопоставить сейчас, кроме золотовалютных резервов. Инновационное развитие и экономика знаний — это то, что можно создать только сейчас, когда ещё есть деньги, а кризис заставляет думать и максимально эффективно действовать".

Дмитрий Европин

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы