|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Инкубаторы коррупции02 ноября 2008 06:24
Справка: В экспертных кругах создание инициированной Минэкономразвития сети региональных бизнес-инкубаторов для выращивания малых высокотехнологичных компаний вызывает неоднозначную оценку. Свою точку зрения представил STRF генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков. В России уже больше ста бизнес-инкубаторов. Сколько, по Вашим оценкам, их вообще нужно? — Сейчас Агентство развития малого и среднего бизнеса совместно с МЭР готовит стратегию развития малого предпринимательства до 2020 года. На наш взгляд, нужно увеличивать их число, но главное — переходить к комплексным программам формирования благоприятной среды для развития малых и средних предприятий в регионах. Бизнес-инкубирование — только один из элементов таких программ, без разработки и реализации которых мы не сможем рассчитывать на достижение тех показателей, которые сформулировало руководство страны. К 2020 году малый и средний бизнес должны производить более 30% ВВП и обеспечивать занятость свыше 50%. Какая доля уже созданных инкубаторов соответствует рекомендациям МЭР? — Мы проводим анализ бизнес-инкубаторов в рамках разработки вышеупомянутой стратегии. В целом мы оцениваем их появление как положительный и востребованный шаг. Этот механизм поддержки в регионах необходим хотя бы потому, что дефицит приличных офисных и производственных площадей колоссален. Многие, даже крупные, города построены в советское время без учёта требований рыночной экономики. Например, первые этажи зданий, которые могли бы стать офисами малых компаний, — жилые. Производственных площадок для высокотехнологичных малых предприятий не хватает катастрофически. Старая советская система внедрения демонтирована и ликвидирована. А новой, которая законодательно формировала бы прозрачный рынок инновационных продуктов, нет С чем предприниматели сталкиваются на практике? Во-первых, некоторые чиновники пытаются использовать подходящие площади не для стартующих предприятий, а для близких к ним структур, чтобы минимизировать затраты и повысить конкурентоспособность. Нельзя говорить, что это повсеместная практика, но такие случаи присутствуют. Во-вторых, менеджмент и управляющая компания, которые становятся во главе инкубатора, работают плохо. Например, предлагают неполный перечень услуг, к тому же часто некачественных. Так, по нашим оценкам, происходит в Усть-Ордынском бизнес-инкубаторе. Есть и третья проблема. По неофициальным данным, в ряде инкубаторов реальная стоимость аренды и услуг связи отличается от декларируемой в большую сторону. Это означает, что малые предприятия просто пытаются обложить коррупционной рентой. Приезжаем в регион и видим парадоксальные вещи. Стоит прекрасный бизнес-инкубатор: сделан ремонт, местонахождение шикарное, цена арендной платы в четыре раза ниже, чем на рынке, — при этом он полупустой, хотя дефицит офисных площадей огромен! Чудес же не бывает, правда? К сожалению, не готов называть конкретных примеров, это очень серьёзное обвинение, сами понимаете. Конечно, бывает, что об открывшемся бизнес-инкубаторе предприниматели просто не знают: чиновники не то что рекламу не размещают, но даже не предоставляют информацию в СМИ. Но я думаю, чаще всего нужно искать "двойное дно". Ряд экспертов считают, что большинство бизнес-инкубаторов в стране не обладают качественными производственными площадями, разве что для "отвёрточной сборки"… — Проблема существует, но уже есть "точки роста" — Омск, Томск, Татарстан. Например, технопарк "Идея" в Татарстане (в его комплекс входит и бизнес-инкубатор. — прим. ред.) обладает просто огромными производственными площадями — около 15 тысяч квадратных метров. Всё больше регионов, руководители которых заявляют о долевом строительстве современных мощных технопарков и бизнес-инкубаторов, "заточенных" под приоритетные направления в местных программах инновационного развития. В Волгоградской области, например, будет создаваться весьма развитая инфраструктура. Но повторюсь, реально пока можно говорить только о "точках роста", а не о сложившейся сети. По неофициальным данным, в ряде инкубаторов реальная стоимость аренды и услуг связи отличается от декларируемой в большую сторону. Это означает, что малые предприятия просто пытаются обложить коррупционной рентой Сформулируйте критерии качества услуг бизнес-инкубатора? — Во-первых, все услуги, плата за которые формирует накладные расходы малых и средних предприятий, — аренда офиса, телефонная связь, доступ в интернет, к тому или иному оборудованию — должны быть льготными. Во-вторых, бизнес-инкубатор обязан предоставлять для малых и средних предприятий минимальный перечень льготных сервисов, который необходимо разработать и принять на федеральном уровне. Не вписывается в перечень — лишается бюджетного финансирования. И третий важный критерий: мониторинг качества услуг инкубатора через оценку самими резидентами. Мы предлагаем ввести анонимное анкетирование, сейчас в Агентстве разрабатываем конкретные индикаторы, по которым руководители малых компаний смогут оценить качество той или иной услуги и работы инкубатора в целом. Также, на мой взгляд, стоит как-то стимулировать предоставление управляющей компанией дополнительных качественных услуг. Например, Агентство сейчас налаживает региональную сеть Европейских информационных корреспондентских центров (Euro Info Correspondence Centre, EICC. — прим. ред.). В них специалисты будут консультировать малые предприятия относительно того, как можно выйти на европейские рынки со своей инновационной продукцией. В частности, через инструменты, которые предлагает Европейская сеть поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network, EEN. — прим. ред.). Преимущества при размещении таких центров будем отдавать бизнес-инкубаторам. Все услуги в них сделаем бесплатными. Такого способа поддержки малых предприятий в бизнес-инкубаторах нет нигде в мире. Как правильнее всего формировать команду бизнес-инкубатора? Есть несколько принципиально разных подходов, например, привлекать студентов-старшекурсников профильных специальностей… — Я считаю, серьёзные программы, где используются бюджетные средства, — не место для экспериментов. Нужно проводить реальный конкурс, выбирать успешную управляющую компанию с хорошей историей. Конечно, можно собрать команду из амбициозных студентов и попробовать сформировать на её основе управляющую компанию; через год выяснится, что не получилось, — собрать новую… А время идёт! Малые и средние предприятия ждут. Врез: Многие малые предприятия, которые ориентированы на обслуживание потребительского рынка, неизбежно будут банкротиться: объём этого рынка снижается. Высвободится колоссальное количество эффективных управленцев. Их необходимо мотивировать переключиться на работу в высокотехнологичных старт-ап компаниях. Качество услуг инкубатора должны оценивать сами резиденты. Мы предлагаем ввести анонимное анкетирование, сейчас в Агентстве разрабатываем конкретные индикаторы, по которым руководители малых компаний смогут оценить качество той или иной услуги и работы инкубатора в целом Допустим, что в России через год все сто или больше бизнес-инкубаторов будут соответствовать рекомендациям МЭР и работать эффективно. Когда ждать "инновационного рывка"? — Как первичное условие для такого рывка необходим реальный конкурентный рынок инновационных продуктов в сфере НИОКР. Старая советская система внедрения демонтирована и ликвидирована. А новой, которая законодательно формировала бы прозрачный рынок инновационных продуктов, нет. Помню, на одном из форумов "Росатома" представитель закрытого НИИ говорил примерно так: "У нас проблема: учёному выгоднее непрерывно что-то разрабатывать и получать свою нищенскую зарплату, чем закончить исследования и оказаться вообще без работы и без зарплаты. Он мотивирован не создавать продукты, готовые к коммерциализации, а играть роль “вечного разработчика” и получать копейки". Я в своё время писал диссертацию на тему развития инновационного предпринимательства, и в тот момент возникла тема кризиса 1985 года, когда резко упали цены на нефть… Всё было, как сейчас. Две сверхдержавы — Советский Союз и США. В США в ответ на этот кризис принимают ряд законов. Основополагающий — закон Бэя-Доула — снимает запрет на коммерциализацию любых научных разработок, созданных на бюджетные деньги, в том числе по заказу Пентагона, если они не востребованы в военных целях. И через год налоговые поступления от этого сектора превысили поступления от "нефтянки". В СССР в ответ на кризис стали менять политическую систему, объявили "перестройку". Результат известен. Вот, начинают критиковать венчурные фонды: то не так, это не так, не инвестируют в инновационные проекты. Да всё нормально! Задачу "подрегулировать" их работу, учитывая особенности рынка научно-технических инноваций, нормальные менеджеры решают за месяц. Но рынка нет!!! Нет законодательной базы, которая формирует прозрачные процедуры коммерциализации с чётко прописанными собственниками продукта. В госсекторе науки перспективные технологии есть, разработаны. Но кто их собственники? Государство. — Да если бы! Вообще непонятно кто. Определёнными умельцами в научных кругах успешно создан серый рынок, где ходят серые деньги, эти умельцы имеют дивиденды. Но этот рынок не может расти, потому что в нём могут "гулять" только серые деньги, серьёзные ресурсы туда не пойдут. Вы какие схемы имеете в виду? Когда, скажем условно, учёные одной из кафедр университета создают ООО "Икс-технологии", трудятся там "по совместительству", и ключевые разработки патентуются на это ООО как юридическое лицо… — Вот-вот-вот! Коммерциализация "по-русски": кривым обходным путём. Это же не нормально! В условиях кризиса актуальность этой проблемы вообще возрастает в разы. Сейчас многие малые предприятия, которые ориентированы на обслуживание потребительского рынка, неизбежно будут банкротиться: объём этого рынка снижается. Высвободится колоссальное количество эффективных управленцев. Надо срочно принять законы, которые скажут: "Вперёд! В сектор инновационных малых и средних предприятий! У тебя был ресторан, ресторан “уплыл”. Но ты умеешь управлять? Бери прекрасные разработки, набирай команду менеджеров, коммерциализируй! Есть опыт, есть хороший инкубатор, качественные льготные сервисы!". А иначе они уйдут в лучшем случае в охранники, в худшем — в бандиты. Куда больше?
Михаил Найдён
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |