|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Государственно-частное партнёрство — улица с двусторонним движением04 октября 2008 03:47
Вопрос, как построить взаимодействие бизнеса и государства в сфере науки, обсуждается уже несколько лет. Изучен зарубежный опыт, запущены первые государственные механизмы — федеральные целевые программы, у научных госорганизаций и бизнес-структур уже есть практика совместной работы. Однако развитого института государственно-частного партнёрства в стране пока нет. В частности, как показывает время, запланированное 25-70-процентное внебюджетное финансирование проектов, выполняемых в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологичного комплекса России на 2007—2012 годы", очень непростая задача. О том, какие существуют формы и модели партнёрства государства и бизнеса, какова мотивация каждого из игроков и какие меры стимулирования здесь можно предложить, говорили участники круглого стола, прошедшего 3 октября в зале коллегии Министерства образования и науки РФ. В качестве лейтмотива выступлений на тему причин, которые тормозят развитие ГЧП, можно привести слова руководителя проекта ЦВТ "ХимРар" Андрея Иващенко о "множестве шестерёнок, которые вращаются на этом поле". Один из слайдов презентации Андрея Александровича представил эти разрозненные "шестерёнки": отдельно стоящие научные организации, министерства, госкорпорации, бизнес-структуры. "У нас министерства — МОН, МПТ, МЭР, МЗСР — взаимодействуют каждое со своими институтами. А нужно, чтобы все эти многочисленные шестерёнки были в связке", — сказал Иващенко, представив следующий слайд, на котором все шестерёнки-участники, действительно, образовывали единую сцепку. В этом месте кто-то из зала, глядя на этот слайд, под общий одобрительный смех заметил, что "при таком соединении шестерёнки крутиться не будут". В общем-то, эта шутливо-грустная ремарка в адрес схематичного представления взаимодействия учёных, бизнесменов и госчиновников отражает реальную трудоёмкость запуска сложнейшего механизма: государственно-частного партнёрства. "Наша дискуссия показывает, что этой темой отдельно занимаются многие — и в науке, и в бизнесе. Но взаимодействия нет, шестерёнки не крутятся", — согласился завлабораторией биокатализа Института биоорганической химии им. академиков М. Шемякина и Ю. Овчинникова РАН Александр Габибов. Основания для пессимизма Что же мешает крутиться "шестерёнкам"? Участники круглого стола назвали несколько блокирующих "клиньев". Во-первых — отсутствие госзаказа. "Инновации — это внедрение и продвижение идей, и роль госзаказа состоит именно в том, чтобы снять с разработчика риск внедрения", — сказал Андрей Иващенко. Во-вторых, несовершенство правового поля. Надо отметить, что работа в этом направлении идёт, и некоторые методы косвенного стимулирования притока частных инвестиций уже разработаны. Как напомнил директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ Александр Наумов, с 1 января 2008 от налогов освобождены не только НИОКР, выполненные за счёт бюджетных средств, но и за счёт внебюджетного финансирования. Кроме этого, сейчас на согласовании в МОН находится проект поправки в Налоговый кодекс, также имеющий прямое отношение к частному бизнесу: об ускоренном коэффициенте, повышающем списание расходов на НИОКР. Но предпринятых шагов явно недостаточно. Так, не конца ясна ситуация с правами на интеллектуальную собственность (как делить права нескольким бизнес-участникам?), очень нужен закон о передаче технологий. Следующая проблема — отсутствие единых стратегических программ развития для каждого из приоритетных научных направлений. По мнению участников дискуссии о ГЧП, работу, которая проделана по определению векторов стратегического развития фармацевтической отрасли, необходимо провести и в других важнейших отраслях. "Впервые за много лет очерчены контуры для целой отрасли, — сказал президент ЗАО "Биокад" Дмитрий Морозов, имея в виду стратегию развития фармацевтической отрасли до 2020 года. — Только при наличии такого документа мы можем избегать ситуаций, когда слепой ведёт слепого. Такие же концепции развития необходимы и по другим направлениям". Если говорить об академических институтах, то стоит выделить ещё одну проблему: отсутствие инфраструктуры, позволяющей заниматься коммерциализацией. Тем не менее, несмотря на неидеальную современную ситуацию, эффективное сотрудничество государства и бизнеса возможно и сегодня. В этом убеждены те, кому удаётся вести такую работу на протяжении уже нескольких лет. "У нас плотное сотрудничество с бизнесом и большой опыт, — сказал Сергей Аракелян, проректор по инновациям и стратегическому развитию Владимирского государственного университета. — Нужно понимать, что бизнес нацелен на результат и на прибыль, а не на процесс. Бизнесу интересны только организации с хорошей приборной базой, что даёт учёным мотивацию к интеграции, к объединению. Кроме этого, бизнес всегда рассчитывает на готовые кадры, у него нет понимания, что их нужно растить и воспитывать. А мы думаем, что бизнес нужно приглашать к совместному участию в кадровом вопросе. Вообще же нужно осознать, что государственно-частное партнёрство — улица с двусторонним движением, пусть бизнес не задаётся! Бизнес бизнесу рознь. Как бизнесменам интересны только сильные учёные, так и учёным интересен только успешный бизнес. В целом же все условия для нормальной работы с бизнесом сегодня есть: все приоритеты государства изложены в программе о научных и начно-педагогических кадрах, очень много правильных вещей изложено в инновационной программе РАН. Что касается необходимой хозяйственной свободы, её предоставляет организационно-правовая форма автономного учреждения, поэтому мы, например, к ней идём". Вице-президент Национального союза "Медико-биологическая защита" Елена Иванова и вовсе не поняла пессимистического настроения, которое сквозило в словах многих выступавших. "Мы 15 лет успешно работаем, и наладили нормальную цепочку. Мы разработали более сорока лекарственных препаратов, более тридцати из них внедрены в практическое производство, все имеют патентную защиту, все эскпортоспособны, у нас три медали Всемирной организации интеллектуальной собственности за инновационные разработки. Видя, что государственная наука не успевает за нашими разработками, мы открыли при холдинге частный институт, пригласили учёных, которые зарабатывают больше 50 тысяч рублей. При этом наш холдинг за 15 лет ни разу не пользовался никакими государственными деньгами. Может, стоит изучить наш опыт, нашу модель работы? Изучить мотивацию каждого, понять, чего мы хотим: быстро заработать сегодня или работать на долгосрочную перспективу? А если сегодня ещё идёт разговор о софинансировании со стороны государства хоть в какой-то части, значит, условия работы становятся лучше, можно работать эффективнее. Поэтому в разговоре о том, как могут сотрудничать государство, бизнес и наука, я лично, основываясь на 15-летнем опыте, никаких основания для уныния не вижу. А пессимистам могу дать консультацию". О пессимизме разговор заходил не раз, и выступавшие разумно называли безрадостные оценки развития государственно-частного партнёрства в России реалистичными. Очевидно, что проблемы есть, в том числе и в реализации ФПЦ, рассчитанной на 2007—2012 годы, о которой на круглом столе говорила заместитель руководителя Федерального агентства по науке и инновациям РФ Инна Биленкина. Однако очевидно и то, что не решить все вопросы, тормозящие развитие ГЧП, нельзя: другого пути построения инновационной экономики никто пока не предложил.
Елена Укусова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |