Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 27 апреля 2024 г., суббота     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Сергей Кадочников: "В России экономическое образование находится на очень низком уровне"

27 сентября 2008 00:44

Декан экономического факультета Уральского госуниверситета (УрГУ) имени А.М. Горького Сергей Кадочников. Фото с сайта www.strf.ru
Декан экономического факультета Уральского госуниверситета (УрГУ) имени А.М. Горького Сергей Кадочников. Фото с сайта www.strf.ru
Справка:

Кадочников Сергей Михайлович, декан экономического факультета Уральского госуниверситета (УрГУ) имени А.М. Горького

Уровень высшего экономического образования скорее сопоставим с уровнем колледжей. Лидеров мало, они составляют тонкую прослойку. Со стороны Минобрнауки предпринимаются попытки дифференцировать вузы, в том числе через механизмы финансирования — путём резкого увеличения гособеспечения лучших вузов. Но в этом процессе должна возрасти и роль профессионального сообщества экономистов, которое сможет оценивать и формировать рейтинги вузов.

Сегодня, 26 сентября, в Уральском госуниверситете проходит встреча ведущих специалистов в области экономического образования России. Какие проблемы, на Ваш взгляд, в первую очередь нуждаются в решении?

— Часть проблем касается всей системы образования России. Например, перехода со следующего учебного года на новые образовательные стандарты. Они предполагают внедрение компетентностного подхода и замену понятия "специальность" на "направления подготовки". Вводится модель профилей, например, вместо специальности "финансы и кредит" будет профиль по финансам, своего рода специализация. Отдельный блок будет связан с практикой студентов; необходимо решить, в какой форме она будет совмещена с их исследовательской работой.

Ещё одна важная проблема касается более активного включения исследовательской компоненты в образовательный процесс. Этот вопрос во многом связан с развитием магистратуры. В большинстве вузов она только начинает вводиться, тогда как в классических университетах, например, МГУ, НГУ, УрГУ она появилась ещё десять лет назад. Поэтому наш опыт может быть весьма полезен остальным учебным заведениям.

Могу отметить, что стала прослеживаться положительная тенденция: если раньше в магистратуру приходили только выпускники бакалавриата экономического факультета, то в последнее время резко возросло количество представителей естественно-научных специальностей — математиков, физиков. Из 45 магистрантов они составляют треть набора. Кроме того, увеличивается представительство других вузов — на их долю приходится 10-15%. Наша цель — довести их количество до 60%, а в ближайшие пять лет привлечь около 20% иностранцев. Добиться этих показателей мы сможем благодаря англоязычным программам. Пока у нас 20 предметов читается на английском языке, а через два-три года весь специализированный блок магистерских курсов будет вестись на английском.

В адрес экономического образования высказывается много претензий в отношении качества подготовки специалистов. Как Вы оцениваете его общее состояние?

— У меня отношение тревожное. Высшее экономическое образование находится на очень низком уровне, который скорее сопоставим с уровнем колледжей. Лидеров мало, они составляют тонкую прослойку. Это не российская специфика, в США, например, тоже отмечается дифференцированная ситуация по уровню высшего образования в целом и экономического в частности. В Европе много середнячков и мало звёзд.

Для определения качества образования имеются простые и понятные критерии, например, используемые учебники. Сегодня они строчатся в огромных количествах, причём далеко не самыми компетентными людьми. Вся эта макулатура покупается и предъявляется чиновникам министерства. Формально все требования выполняются, но это не тот уровень курсов, учебников, которые можно считать университетскими.

Кроме того, надо учитывать уровень исследовательских работ, долю и формы самостоятельной работы, наконец, размер зарплаты преподавателей. Если уровень зарплаты близок к среднему по стране, а тем более ниже, то можно смело сказать: "Образование — дрянь". В сравнении с опубликованными недавно данными, если в России средняя зарплата выросла на 30% и составляет сейчас 20 000 рублей, то у нас в вузе она выросла примерно на 70% больше. На экономическом факультете мы придерживаемся стратегии ценового лидерства, предоставляя достаточно дорогой продукт для образовательного рынка Урала. За счёт этого удаётся обеспечить хорошее финансовое положение своих сотрудников.

Как нужно реформировать систему образования, чтобы поддерживался хотя бы средний уровень?

— С одной стороны, всякого рода ужесточения являются давлением на рыночную конкуренцию. А зачем её душить? Пускай выживает сильнейший. Но у образования как особого товара есть много особенностей. Его качество далеко не сразу можно определить. Иногда проходит два-три года, прежде чем человек понимает, что уровень обучения его не устраивает, но тогда уже выгоднее доучиться, чем бросить вуз. И в этом смысле регулирование на этом рынке имеет большое значение. Со стороны Минобрнауки предпринимаются попытки дифференцировать вузы, в том числе через механизмы финансирования, В частности путём резкого увеличения гособеспечения лучших вузов — это нормальный способ. Сегодня активно обсуждается предложение сформировать кластер федеральных университетов и кластер национальных исследовательских университетов, объёмы финансирования которых будут существенно выше. Благодаря этому удастся уйти от размазанного по всем учреждениям финансирования, а сконцентрировать его в лучших учебных заведениях.

Ограничения должны вводиться не только со стороны государства. Необходимо серьёзно усилить роль профессионального сообщества экономистов, которое будет оценивать и формировать систему рейтингов вузов. Пока это сообщество в России только создаётся — в стране проводится пара-тройка крупных научных конференций. Надеемся, что наша встреча сыграет в этом отношении положительную роль.

Как экономист Вы поддерживаете идею перехода вузов в форму автономного учреждения?

— Я думаю, она оправдана. В форме АУ вузы получат значительно больше свобод, хотя и больше ответственности. Сейчас госвузы находятся в очень жёсткой системе координат, когда по многим позициям нет возможности быть гибкими. А вузу всё-таки необходимо выполнять и предпринимательские функции — он является субъектом рынка. Эту задачу удастся решить с переходом в автономные учреждения.

В Уральском госуниверситете обсуждается возможность перехода в АУ. Более того, мы претендуем войти в число федеральных университетов. В Министерство образования и науки отправлена соответствующая заявка с предложением объединиться с Уральским государственным техническим университетом. Свои шансы мы оцениваем достаточно высоко. Не только потому, что как экономисты мы высоко ставим себя среди других вузов. В целом, если говорить об Урале, Екатеринбург — признанный центр подготовки квалифицированных кадров по многим направлениям. В городе расположены сильные научные школы, ведущие исследовательские институты, Уральское отделение РАН. Так что есть хорошая возможность и основа для сотрудничества научных и образовательных учреждений.

Марина Муравьёва

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы